Проект "Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением"
Submitted by Наталья Валерьевна Радько on чт, 01/02/2018 - 11:19
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Ф.И. ребенка Паша М. Возраст 5 лет 1 месяц
Период сопровождения: октябрь-апрель
Описание процедуры исследования
I Диагностический этап, сбор анамнеза
Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка, определение зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи:
• Проводить первичную индивидуальную диагностику с целью выявления уровня развития психических процессов и эмоционально-личностных особенностей дошкольника (сентябрь);
• Проводить промежуточную и итоговую диагностику с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития ребенка (январь, май).
Объект диагностики
Методика, автор
Форма проведения
Ребенок
Наблюдение за ребенком,
Познавательная сфера:
«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Д.Г.Руденко;
Для анкетирования родителей и воспитателей использовались анкеты, предложенные И.П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой (Приложение 1).
В анкете воспитателям предлагалось оценить, в какой степени выражены признаки гиперактивности у ребенка старшего дошкольного возраста. Присутствие признака в выраженной степени оценивалось в 3 балла, присутствие в умеренной степени – 2 балла; присутствие в незначительной степени – 1 балл; отсутствие признака – 0 баллов. Затем подсчитывалось общее количество баллов.
Для родителей предлагалась анкета, в которой необходимо отметить те признаки гиперактивности, которые появились в возрасте до 5 лет и наблюдались постоянно более шести месяцев. Затем каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отсутствие признаков гиперактивности – 0 баллов.
Для наблюдения использовалась таблица с анализом диагностических критериев (Приложение 1).
Наблюдение проводилось в процессе игровой и трудовой деятельности в коллективе сверстников.
Результаты исследования
Из беседы с воспитателем: с программными задачами дошкольник справляется частично; нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, отвлекает других детей, вскакивает, бегает по группе, на замечания не реагирует. Трудности в общении с детьми.
Результаты наблюдения, анкетирования воспитателей и мамы показали, что у ребенка повышенная двигательная активность (гиперактивность). Коммуникативные навыки не сформированы.
Анамнестические данные из беседы с мамой: ребенок второй беременности (первая беременность закончилась выкидышем) с угрозой выкидыша. Токсикоз 2-й половины беременности. Недошенность (36 недель). Роды стремительные, с асфиксией. Речевое развитие: гуление – 3 мес., лепет – в 10 мес., первые слова – 1,5 года, первые фразы – в 2 года. Речевое развитие не прерывалось. Отмечалось нарушение сна (беспокойство).
В процессе обследования Паша легко идет на контакт. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сам справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь.
Результаты познавательной сферы:
Общий кругозор- низкий уровень общей осведомленности и социально-бытовой ориентации
Ориентировка в пространстве - в пространстве ориентируется с ошибками, не различает правую и левую стороны. Картинку, разрезанную на части, сложил с подсказкой взрослого.
Ориентировка во времени – временные представления нарушены. Ориентация слабая. Не может назвать времена года, части суток. Не знает их последовательность.
Мышление (вербальное, невербальное) – операции классификации, обобщения сформированы недостаточно.
Умение исключать, сравнивать – испытывает трудности при дифференциации существенных признаков предметов и явлений от второстепенных.
Умение устанавливать причинно-следственные связи – устанавливает причинно-следственные связи.
Особенности восприятия – называет, соотносит основные цвета. Не все знает геометрические фигуры, величины.
Особенности внимания – неустойчивость внимания, быстрая истощаемость. Требует переключения на другой вид деятельности.
Особенности памяти – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже, чем зрительная. Произвольная память слабая.
Целенаправленность и продуктивность деятельности – деятельность неустойчивая, отсутствие мотивации, работоспособность крайне низкая.
Эмоциональные и личностные особенности – незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность.
Для исследования психического состояния ребенка и восприятия внутрисемейных отношений использовались беседа с Пашей проективная методика «Рисунок семьи», «Лесенка» В.Г. Щур.
В рисунке «Моя семья» мальчик применял яркие цветовые оттенки, члены семьи (мама, Паша, папа) крупные, расположены очень близко друг к другу, что говорит о благоприятной домашней обстановке.
В методике «Лесенка» мальчик себя ставит на самый высокий уровень с позиции мамы и папы. Это еще раз подтверждает то, что ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен в семье. Но с позиции воспитателей и сверстников в группе – на самый низкий уровень.
Вывод: в результате диагностического обследования было установлено, что у ребенка имеются трудности:
1. Коммуникативные: снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями, несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
2. Регулятивные: снижен уровень умственной активности, целенаправленности действий, слабо развиты навыки проявления волевых усилий.
низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза;
слабая концентрация внимания;
низкий уровень развития слуховой памяти;
низкий уровень развития мелкой моторики;
сниженная работоспособность.
Предварительное заключение для ПМПк: уровень познавательного развития ребенка ниже возрастной нормы. Повышенная двигательная активность.
Цель психологического сопровождения: методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития ребенка с нарушениями эмоционально-волевой и познавательной сфер в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанником по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы;
оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка;
оказание помощи и поддержки воспитателям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Сильные стороны в развитии ребенка: понимает инструкцию взрослого, но выполняет не во всех случаях.
Слабые стороны в развитии ребенка: целенаправленная деятельность затруднена, познавательные процессы, и коммуникативные навыки не соответствуют возрастной норме, повышенная двигательная активность.
Предполагаемый результат:
ребенок умеет контролировать свое поведение (самоконтроль произвольного поведения);
ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
динамика в развитии психических процессов.
включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с ребенком.
II. Коррекционно-развивающий этап
Цель – развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных способностей дошкольника.
Нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
Стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями и педагогами;
Вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе с взрослым;
Вовлечение в игровую ситуацию с участием детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между дошкольниками.
Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
Развивать слуховую и зрительную память.
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
«Программа нейропсихологической коррекции в детском возрасте» А.В. Семенович
Индивидуальная
Январь-апрель
Программа «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет»).
Л.И. Сорокиной
Работа в малых группах
Организация коррекционно-развивающей работы:
Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивного ребенка, учитывались следующие его особенности:
- дефицит внимания,
- импульсивность,
- очень высокая активность,
- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
- быстрая утомляемость,
- в игре ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
В коллективную работу такого ребенка целесообразно включать поэтапно.
1 этап – индивидуальная работа (с октября по декабрь),
2 этап - привлечение ребёнка к играм в малых подгруппах (с января по апрель).
Коррекционно-развивающая программа разбита на два блока. Первый блок проводится в начале недели, второй – в конце.
1 блок. Программа нейропсихологической коррекции.
В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.
Программа реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога 1 раз в начале недели, длительность каждого из них составляет 25 минут. При этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные ребенком на занятии.
2 блок.Интеллектуальное развитие дошкольников (Программа Л.И. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет»).
Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.
Основные задачи программы работы с детьми 5—6 лет:
Развитие визуального, аудиального, тактильного восприятия.
Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.
Развитие наглядно-образного, логического и комбинаторного мышления.
Обучение детей сопоставлять тактильную и акустическую информацию.
Развитие координации движений.
Формирование у детей коммуникативных навыков.
Развитие памяти: аудиальной, визуальной, тактильной, моторной, кратковременной и долговременной.
Обучение детей выстраивать логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи.
Развитие концентрации и распределения внимания.
Обучение детей способности находить нужную фигуру по заданным признакам и руководствуясь принципом отрицания.
Развитие зрительно-пространственной ориентации.
Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторной координации, графических навыков.
Формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.
Развитие произвольной сферы, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.
Программа строится на следующих принципах работы с детьми:
Работа в зоне ближайшего развития ребенка (по JI.C. Выготскому);
Комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников);
Нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;
Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному);
Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей;
Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и с взрослым.
Условия реализации занятий:
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога индивидуально с ребенком;
Продолжительность одного занятия 25 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
III. Консультирование и просвещение родителей и педагогов
Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитания и развития.
Примерный перечень тем:
1. Возрастные особенности детей 5-6 лет;
2. Психологическое здоровье ребенка и способы его укрепить;
3. Гиперактивный ребенок;
4. Роль игры в развитии ребенка;
5. Развитие мелкой моторики;
6. Игры и упражнения на развитие внимания и памяти
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет).
Анкета
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «В какой степени выражены ниже перечисленные признаки у ребенка ?».
Фамилия__________________________ Имя ______________
Возраст__________ Группа _____________
Проставьте соответствующие цифры:
0 – отсутствие признака;
1 – присутствие в незначительной степени;
2 – присутствие в умеренной степени;
3 – присутствие в выраженной степени;
№
Признаки
Баллы
1
Беспокоен, извивается, как уж.
2
Беспокоен, не может оставаться на одном месте.
3
Требования ребенка должны выполняться немедленно.
4
Задевает, беспокоит других детей.
5
Возбудимый, импульсивный.
6
Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.
7
Не заканчивает работу, которую начинает.
8
Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя.
9
Не старателен в учебе.
10
Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).
Общее число баллов
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Отметьте, пожалуйста, галочкой те признаки, которые наблюдались у вашего ребенка более 6 месяцев. Спасибо за участие!
Фамилия, имя __________________________________________ Возраст________________
Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (экскурсии, походы в театр, занятия и т. д.).
Неумение сосредоточиться: отвечает на вопросы, часто не задумываясь, не выслушав их до конца.
Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
Неумение играть тихо, спокойно.
Болтливость.
Мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Частая потеря вещей, необходимых в детском саду и дома (например, игрушек, карандашей, книг).
Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребёнок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).