IХ Межрегиональные Мартыновские чтения
Секция для педагогов:
онлайн-конференция «Проектная и исследовательская деятельность в работе учителя»
Участник: Стефанова Лариса Михайловна,
методист, учитель русского языка и литературы
УКП "РДБ" ГОУ РК "Республиканский центр образования"
г. Сыктывкара Республики Коми
Доклад "Формирование ключевых компетенций учащихся через участие в сетевых проектах"
В настоящее время большую популярность получает такой вид организации деятельности учащихся как сетевой проект.
Сетевой проект – это специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся разных школ, городов и стран в сети Интернет. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся обмениваются мнениями, опытом, информацией, представляют результаты своей деятельности.
К средствам организации сетевых проектов относят: электронную почту, дискуссионные форумы, группы, сообщества, поисковые системы сети Интернет, социальные сети, сервисы Web 2.0.
Сетевые проекты могут иметь исследовательскую, учебно-познавательную, творческую или игровую направленность. Обязательным условием сетевого проекта является наличие общей проблемы, цели, согласованных методов и способов деятельности учащихся, направленных на достижение совместного результата.
В течение последних лет мои учащиеся принимали участие в сетевых проектах на образовательных сайтах «Методисты», «Открытый класс», «Методсовет», «Лидер»: «Создаём портрет слова», «Гордость моей земли», «Люблю тебя, мой край родной», «Исторические хроники», «В мире фразеологии», «Книга Славы», «Сказочная карусель» и др.
Следует отметить, что работа по участию учащихся в сетевых проектах носит систематичный характер и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап предполагает знакомство с условиями участия в сетевом проекте, мотивацию учащихся к участию в проекте, целеполагание, осознание проблемной ситуации. На данном этапе формируется группа участников сетевого проекта из 3-5 человек. Главным условием участия в сетевом проекте является личная заинтересованность и желание ученика участвовать в проекте. На данном этапе участие учащихся в проекте согласуется с родителями.
Проектировочный этап (планирование работы, «мозговой штурм», продумывание элементов деятельности, распределение ролей в группе, индивидуальная и групповая работа учащихся, «мозговой штурм»). На проектировочном этапе учащимся предлагаются широкие возможности для выбора своей деятельности. Учитель направляет учащихся, но ни в коем случае не навязывает им своё мнение и план работы.
Практический этап (исследование проблемы, темы, сбор и обработка информации, получение результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, работа в творческих мастерских, оформление документации материалов). Итоговый продукт, созданный учащимися в ходе работы над проектом, размещается на площадке сетевого проекта или странице Wiki.
Аналитический этап включает знакомство с материалами участников сетевого проекта, сравнение планируемых и реальных результатов, участие в обсуждении проектов, обобщение, выводы, подведение итогов.
Сетевые проекты, как правило, имеют предметную и межпредметную направленность. В большинстве случаев проектная деятельность носит разноплановый характер, она предусматривает элементы исследовательской работы и предоставляет учащимся возможность продемонстрировать свои творческие способности. Например, в ходе проекта «Создаём портрет слова», учащиеся не только исследовали выбранное слово, работая с различными словарями, с литературными текстами, произведениями музыки и живописи, но и создавали творческие работы (аппликации, рисунки, стихотворения). Участвуя в сетевом проекте «В мире фразеологии», учащиеся изучали фразеологизм, объясняли его происхождение, проводили параллели с историей, приводили аналоги фразеологизма из других языков, в том числе и из коми языка, иллюстрировали фразеологизм.
Возможность рассмотреть языковую единицу с разных точек зрения позволяет учащимся более глубоко изучить материал и сделать аргументированные выводы. Таким образом, сетевые проекты «выводят» учащихся за рамки конкретного учебного предмета, способствуют повышению познавательного интереса и уровня знаний учащихся, расширяет их кругозор.
Кроме образовательных целей в ходе сетевых проектов решаются воспитательные задачи, формируются личностные УУД учащихся: становление гражданской позиции, принятие базовых национальных ценностей, формирование уважения к своей стране и своему народу, развитие толерантности, формирование нравственно-эстетических ценностей.
Участие в сетевых проектах направлено на формирование информационных, коммуникативных компетенций учащихся, а также компетенции личностного самосовершенствования.
Работая с различными источниками информации, в том числе ресурсами сети Интернет, учащиеся осваивают алгоритм поиска нужной информации, учатся ориентироваться в информационном потоке, выделять главную и второстепенную информацию, структурировать и оформлять собранный материал.
Современные школьники умеют работать с различными цифровыми устройствами, общаются в социальных сетях всемирной паутины. Задача учителя- поддержать и развить интерес учащихся к виртуальной образовательной деятельности. В ходе создания итогового продукта (это может быть текстовый документ Word, презентация PowerPoint, слайд-шоу, видеоролик и т. д.) учащиеся совершенствуют свои навыки работы на компьютере, повышают ИКТ-компетентность.
Одной из ключевых задач образования на данном этапе является формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков. Сетевые проекты помогают эффективно решать эту задачу и способствуют развитию у учащихся следующих коммуникативных умений:
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- ясно и чётко излагать мысли;
- умение убеждать, аргументировать своё мнение;
- способность работать в команде, умение сопереживать и уважать различные мнения.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся не только получают новые знания, но и ищут способы их получения, представляют результаты своей деятельности.
Не менее важным в сетевом проекте является развитие компетенции личностного саморазвития и самосовершенствования учащихся. В ходе работы над проектом учащиеся ближе знакомятся друг с другом, узнают об увлечениях товарищей по команде, придумывают название и девиз для команды, распределяют роли участников команды, выбирают капитана, планируют свою проектную деятельность, готовят визитную карточку команды, исследовательские и творческие работы. Работа в группе способствует формированию ответственности учащихся за собственную работу и работу всей группы.
Такая совместная работа способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, развивает у учащихся навыки сотрудничества, взаимопомощи, умение работать в группе.
За участие в сетевых проектах учащиеся получают грамоты и сертификаты, работа учащихся сопровождается доброжелательной и положительной оценкой со стороны организаторов и участников проектов из других городов. Учащиеся всегда рады тому, что их труд по достоинству оценивается педагогами и сверстниками.
Сегодня задача школы не дать учащимся систему готовых знаний, а научить их учиться, т. е. нацелить на самостоятельность мышления, поиск ответов на возникающие вопросы, на приобретение навыков, которые пригодятся им в жизни. С помощью сетевых проектов решаются перечисленные задачи.
Список литературы:
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
|