Соловьева Дарина, Борисов Михаил, обучающиеся 7 класса МАОУ СОШ № 26 г.Балаково
Руководитель - Лебедева Лилия Григорьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 г. Балаково
1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
|
Этапы проекта
|
Действия
|
Результат
|
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
|
1. Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
https://znanija.com/task/25715187
https://www.kakprosto.ru/kak-885288-skolko-znakov-prepinaniya-v-russkom-yazyke
http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
1 Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)
2. Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).
3.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
4.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
|
https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania
http://pandia.ru/text/78/251/14841.php
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"
|
опорная таблица
Точка " . "
Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем -либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
|
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.
|
Вопросительный знак " ? "
Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).
|
Да; только кто за него пойдет?
|
Восклицательный знак " ! "
Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
|
«Безответная ты душа!»
|
Запятая " , "
Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
|
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
|
Точка с запятой " ; "
Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).
|
Он шуток не любил; да и ее при нем оставляли в покое
|
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
№6
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
|
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5)А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
— (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
— (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
— (36)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
— (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С. А. Лубенец) *
* Лубенец Светлана Анатольевна — современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
|
|
|
|
«Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».. Это высказывание принадлежит Валгиной Нине Сергеевне. Произведение очень эмоциональное, поэтому писатель употребляет множество знаков препинания, обозначающих эмоции: восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие… Что -то его возмущает, что -то шокирует, что -то удивляет. Но сейчас мы поговорим о многоточии.
В предложении «А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…» автору не нравится, какие издевательские клички можно придумать, исходя из этого имени. И судя по многоточию, перечислять можно долго.
В предложении «Не может быть… я же сам виноват…» автор показывает, как сильно Паша удивлен и возмущен неожиданному заявлению Веньки. Его захватывают эмоции, мальчик обещает ,что родители заберут заявление.
Иногда автор будто обрывает фразу: «Он просто был не таким как все, особенным…». Автор предлагает самому поразмышлять и придумать «чем особенным...». Или « - Глядите! Это Венька… из моего класса! Друг!». «Друг». Друг. Винт сначала не знал, как назвать Веню. Они ведь никогда не общались, он растерялся. «как бы отреагировал Веня на это слово в свою сторону?» Винт не знал. Ведь не каждому дано иметь друзей. Настоящих друзей.
Для того что бы передать все эмоции через текст, писатели и поэты употребляют множество знаков препинания. Ведь без них произведения , которые мы читаем были бы серые, неинтересные и незахватывающие.
|
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
|
Выпустить информационную газету
|
газета
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
- Почему я выбрал этот проект?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
|
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
|
|
На: Соловьева Дарина, Борисов Михаил