Кто такой праведник? Религиозное понятие праведника очень просто. Если ты веришь в Бога, живешь по канонам в церкви и святым заповедям, то ты праведник. Идеалистическое понятие намного сложнее. Праведник – это человек, который трудолюбив, терпелив, дружелюбен, бескорыстен и т.д. Но самое главное, это справедливый человек, ведь праведнику не в тяготу работать физически, потому что духовно они отдыхают. Они не испытывают чувства греха и его груз, и от этого жизнь намного веселее.
Человек, соблюдающий общечеловеческие нормы морали, ведёт праведную жизнь. Так толковые словари определяют слово праведник. Писатель Николай Лесков заметил: «Праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни».
«Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни,» - писал Л. Толстой.
Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX в. Этот образ появляется в творчестве И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Д.Мамина -Сибиряка, А.П.Чехова и др., занимая важное место в художественном сознании эпохи. Герои-праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и запечатлеваются русскими писателями «в безусловно позитивном освещении»
В.Е. Хализев полагает, что художественной литературе ХIX в. складываются две основные формы «явленности праведничества»: собственно религиозная, приближающаяся к святости, и бытовая, «житийно - идиллическая». Персонажи второго типа живут безыскусственно, без метаний и напряженных поисков, однако благодаря нравственной интуиции и жертвенности их жизнь сближается с праведничеством и иногда в него перерастает. К этому типу, как отмечает литературовед С.Ю.Королева, тяготеют и герои-праведники «деревенской прозы» ХХ в. Исследователь А.Ю. Большакова, автор работ, посвященных теме деревни в русской литературе, предлагает считать тип героя - праведника одним из художественных вариантов более широкого литературного типа – «мудрого старца» С середины 1960-х гг. пожилые герои нередко выступают как необходимые хранители традиционных устоев. Таковы, например, бабка Евстолья в «Привычном деле» (1966) В. Белова, многие герои-старики в рассказах В. Шукшина. Л.В.Соколова считает героев В.Белова житийными персонажами и выразителями народного идеала.
Важно отметить, что «деревенщики» были выходцами «из глубинки» и по своему опыту знали, кем «держится» деревенский мир. Не менее значимым кажется и тот факт, что у многих героев-праведников «деревенской прозы» есть реальные прототипы.
Действие произведения В.И.Белова «Час шестый» протекает в основном в двух деревнях Вологодской области — Шибанихе и Ольховице. За Шибанихой прозрачно видится родная автору Тимониха. Периодически действие переносится в другие деревни, а также в Москву, Ленинград, Архангельск, Вологду, на берега суровой Печоры.
Главными действующими лицами являются крестьяне названных деревень. Исследователи полагают, что прототипы этих героев взяты из самой жизни. Все остальные действующие лица — это подлинные исторические деятели эпохи: Сталин, Бухарин, Калинин, Киров и Ворошилов в Москве, нарком ВМФ Кузнецов, секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, а также десятки деятелей обкомов, райкомов и ГПУ Русского Севера, почти все они с нерусскими фамилиями.
Объектом моего исследования избраны праведники, представленные в романе В.И.Белова «Час шестый»: дед Никита и Евграф Миронов. Предмет исследования - своеобразие образа праведника в его произведении.
Цель работы состоит в том, чтобы доказать, что выбранные герои являются праведниками. Поставленной целью определяются задачи исследования:
- Рассмотреть образ праведника в литературной традиции деревенской прозы.
- Понять образ праведника как мировоззренческую составляющую образной системы романа.
- Дать культурологический комментарий.
Работая над данной проблемой, я пользовался следующими методами: методом сплошной выборки, изучением и анализом литературной традиции создания образа праведника; культурологический комментарий.
В литературоведческих работах среди героев романа «Час шестый» праведником называют деда Никиту, погибшего при поисках Павла Рогова, однако не менее чем он, может быть назван таковым, с нашей точки зрения, Евграф Миронов. В своей работе мы попробуем это доказать.
В Словаре В.И.Даля дается следующее толкование значения слова: «Праведник (-ница), праведно живущий; во всем по закону Божию поступающий, безгрешник. Творящий правду праведникъ есть. Иоанн. Нет передъ Богомъ праведника, все грешники. <> У бога для праведниковъ места много. Не стоит городъ безъ святаго, селение без праведника. ». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова: «Праведник — человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности».
- Евграф Миронов
Создавая образ Евграфа Миронова, В.И.Белов обращается к православию, вере, которая сопровождает героя всю жизнь, отсылая читателю к Евангелию и другим библейским текстам.
Эпиграфом к роману становятся слова: «Бе… час яко шестый…тогда предаде Его им, да распнется…И неся Крест Свой, изыде Иисус на глаголемое лобное место, идеже пропяша Его». «В названии «Час шестый» используется старославянская форма, которая перекликается с библейскими мотивами – между шестым и девятым часом, по Евангелию, наступила тьма, после того, как в третьем часу распяли Христа. «Час шестый» дает ответ на вопрос, кто виновен в крушении крестьянского патриархального мира,» - пишет Варнина И.А.
Автор все время подчеркивает связь образа Евграфа с верой, даже в трагических обстоятельствах. Он относился к тем, кто считал, что в любых условиях у порядочного человека есть возможность проявить свои лучшие качества независимо от эпохи, вероисповедания, национальности, социального положения. Его убеждения основывались на личном опыте. Евграф Миронов выходит из тюрьмы: «Под вечер, в день святого животворящего Духа, проходная калитка Московской тюрьмы в Вологде распахнулась, и рослый охранник прямиком в поток равнодушных, страдающих от жары обывателей выпустил приземистого бородатого узника. Очутившись на воле, мужик поспешно содрал с головы драную шапку. Он по-медвежьи неловко повернулся к охраннику и раскрыл было рот, опутанный сивой порослью, чтобы поблагодарить.» Дата выхода не называется, однако известно, что в День святого животворящего Духа , то есть «в следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23). ''
Праведники Белова – это люди, душа которых всегда неспокойна, тоскует и томится. Они обязательно чем – то не удовлетворены, вечно ищут истину и терпят гонения. Именно таков Евграф Миронов. «Вытерпел все, что послал Господь за грехи» , «Правой рукой он летучим крестом еще раз осенил широкую грудь» , «открылась перед ним деревня Ольховица, и Евграф от души трижды перекрестился и вслух произнес: «Слава тебе, Господи!» , «Евграфу показалось на миг, что там, в избе, Николай — угодник Божий — проявил тусклый свой лик и на секунду открыл уста»
Праведник никогда не падает духом, уныние – грех: «В городе-то ведь тоже люди живут. И на поездах православные.» Праведник говорит другим добрые слова: «услышала Евграфово «Бог в помочь».
В.И.Белов не следует житийному канону, изображая Евграфа Миронова. Его герой живет «безыскусственно, без метаний и напряженных поисков, однако благодаря нравственной интуиции и жертвенности их жизнь сближается с праведничеством и иногда в него перерастает.» Его праведная жизнь – это и следование заповедям в обыденной жизни. Он никогда не возьмет ничего чужого, он считает, что нужно жить своим трудом: «Евграфу чужой харч показался горьким» В сердце праведника живет любовь: «Поутру оглядел он жилье и бабье свое семейство, спавшее под кумачным покровом… Радостная слеза сама скатилась на бороду» Праведнику не нужны материальные блага: «Евграф перекрестился и направился завтракать в свои гнилые хоромы» Праведник скромен: «Какой я вам председатель?»
По Белову, праведник – это своего рода подвижник. Праведник всегда с народом и за народ: «Нет, у меня гордости нету! У меня одна обида на Микуленка, другая на Игнаху, и та обида побольше первой. И грамоты во мне не лишка! А ежели требуете вставать на должность, так встану! Пойду в утре к им! Мне от народу не бегать. Как скажете, так и сделаю» Праведник может встать на защиту своих взглядов, на защиту правды: «Евграф так взглянул на счетовода, что тот съежился и нырнул от греха в ворота»
Праведник не пресмыкается перед властью, у него есть чувство собственного достоинства: «Вот ему от моей Палагии! — Евграф выставил кулак. — Ежели он и жениться приехал, дак я ему, блядуну, дам от ворот поворот! Вишь, как оне навострились! Дом отнели, девку испортили, а меня самого в тюрьму?» В этом, пожалуй, проявляется отсутствие смирения, свойственное житийным персонажам. Праведник чувствует ответственность за свои поступки и поступки близких. Евграф переживает, что плохо воспитал свою дочь, и она второй раз родила без мужа. «Евграфу не хотелось даже оглядываться на свое новое пристанище, на избенку, доставшуюся ему после тюрьмы. Недавно ворота избенки мазнули дегтем! Опять поставили метку!.. Второй уж раз… И за что только Господь наказывает?» - ропщет на Бога Евгаф.
- Дед Никита – Никита Иванович Рогов, отшельник, мудрый старец, укрывшийся в лесу от неправедной жизни, создаваемой новой властью.
Его лесная избушка подобна часовне: «Павел попил воды из берестяной "чарки". Крякнул и огляделся. Избушка рублена была на скорую руку, то есть "в охряпку", однако дедко каждое бревнышко положил на мху. Тут можно было жить и зимой… Над берестяной крышей сосновый крест высотой с полсажени. Сковородником врублен в охлупное бревно, гвоздя не понадобилось. "Почему я сразу не заметил его? - подумалось Павлу. - Вроде часовенки…" Никита Иванович создал свой мир, живет тем, что добывает в лесу: «Кто, кроме дедка, мог сделать этот явный загон, чтобы направлять птиц по определенному маршруту к ловушке! Осечок привел Павла к прыгуну. Дедков прыгун! Чей же еще?»
Дед Никита винит в крушении крестьянского мира не только коллективизацию, но и самих крестьян (виноваты «все»). Он объясняет это тем, что люди утратили веру в Бога. Этот герой ближе к праведникам, чьи образы создаются по житийному канону: «а) вступление; б) благочестивые родители героя; в) уединение героя и изучение святого писания; г) отказ от брака или, при невозможности, сохранение в браке «чистоты телесной»; д) учитель или наставник; е) уход в «пустынь» или в монастырь; ж) борьба с бесами (описывалась при помощи пространных монологов); з) основание своего монастыря, приход в монастырь «братии»; и) предсказание собственной кончины; к) благочестивая смерть; л) посмертные чудеса; м) похвала»
Имя Никита имеет глубокие православные традиции. Его можно перевести с греческого как «победитель». Среди святых, нареченных этим именем, – преподобный Никита исповедник. Он жил в 8 веке, за свое благочестие его возвели в сан епископа Халкидонского. Святой отличался огромным милосердием, всегда приходил на помощь нуждающимся людям, заботился о сиротах и вдовицах. Его жизнь совпала с правлением Льва Армянин - жестокого иконоборца. Святитель Никита обличал еретика и убеждал свою паству, что нужно почитать святые иконы. Из-за этого на его долю выпали многие мучения от нерадивого императора, после чего святителя отправили в ссылку, где он и скончался в начале 9 века. У мощей угодника Божьего совершались многие чудеса и исцеления.
Еще один святой с именем Никита - это священномученик Никита Славянин. Он родился в Албании, а в конце 18 века подвизался на Святой горе Афон. Именно здесь он принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. Он очень стремился к уединенной молитве, потому подвизаться стал в скиту святой Анны. Но в сердце у него горело желание пострадать за Христа, приняв подвиг исповедничества. Для этого он отправился в город Серрес. Он открыто пришел к правителю-магометанину и предложил, чтобы мусульмане доказали истинность их веры. В словесном состязании святой Никита обличил их , после чего мулла стал призывать его принять мусульманство, но исповедник Христов отказался принимать неистинное учение. После этого, святого подвергли жестоким пыткам: его голову сжимали железными винтами, иглы втыкали под кожу, палили огнем. Но все это исповедник переносил с верой и смирением. В вечер Великой Субботы, священномученик отошел ко Господу. Христиане выкупили его тело и похоронили, так как это положено. Святых, носящих имя Никита, в жизни Русской Православной Церкви очень много , все они отличались истинной верой в Господа нашего Иисуса Христа, кого бы вы ни выбрали своим небесным покровителем»
Дед Никита отмаливает грехи своих односельчан: «Затем вернулся в избушку и на коленях прочитал свое обычное утреннее правило с четырьмя молитвами святого Макария.
"Господи, - шептал Никита Иванович, чтобы не разбудить бредившего во сне Павла. - Господи, иже многою твоею благостью и великими щедротами твоими дал еси мне, рабу твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякого зла противна. Ты сам Владыко, всяческих творче, сподоби меня истинным твоим светом и просвещенным сердцем творити волю твою ныне и присно и во веки веков…"
Никита Иванович вздохнул и добавил:
- Аминь.
Молитвы Богородице и ангелу-хранителю он произнес уже мысленно, то есть без голоса, укоряя себя за отступничество, ведь обычно он произносил молитвы в полный голос.»
Он отказывается жить среди греха: «Пойдем, дедушко, в деревню - чего мне там как жить по серёдке греховодников одне матюги да вино зелено — кабы прежнее время, ушел бы я к Мартемьяну и Ферапорнту , а кабы прибрал господь во свои дворы, дак и того бы лучше». Он ценит чистоту речи (без брани), чистоту разума (без алкоголя). Его мечта – уйти в монастырь (к Ферапонту и Мартемьяну – в Ферапонтов монастырь). Или же вообще умереть, чтобы не видеть, что творится в мире. Дед Никита не терпит богохульства: « Бабы и те стали как ведьмы в храме пляшут, дикасятся, колокола скинули» Дед Никита может объяснить зло, что творится вокруг (раскулачивание, репрессии, угнетение крестьян), только так: «Не напрасно нам послано наказание, господь человеков испытывает» «Господь всё видит и наказывает. Да ведь он же и простит, ежели вовремя образумиться»
Праведник поддерживает свои силы чтением церковных книг: «Никита Иванович читал Евангелие от Луки. «Бе же час яко шестый, и тма бысть по всей земли до часа девятаго: и померче солнце, и завеса церковная раздрася посреде. И возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце твои предаю дух мой». И этот отрывок автор привел не зря - именно тот, где Христос умирает на кресте. Как умирает дух крестьянства, исконная деревня. И надеется, что она, как Иисус, возродится когда-нибудь.
Дед Никита не обижает никого, даже комаров не убивает, хотя они его кусают. Тем самым учит любви ко всему живому: «Христос терпел и нам велел — перетерпишь – оне, кровососы-т, сами отвалятся» Даже в лесном жилище праведника есть церковыне атрибуты: «Над берестяной крышей - сосновый крест, высотой с полсажени» Праведник всегда может дать мудрый совет молодым: «То - то и оно, что думаем задницей, а не головой».
С жуткими подробностями описаны сцены охоты на Павла Рогова, закончившиеся убийством праведника деды Никиты, который предчувствовал свою смерть в соответствии с каноном: «Он вспомнил, как прощался с дедком. Никита Иванович проворно вылез на волю, чтобы хоть немного проводить гостя:
- Видно, уж не дождусь я тебя, умру раньше того. Ни тебя не увижу, ни Ваньку… Господь с тобой. Иди в деревню-то… Беги! Уезжай, коль такая планида выпала…Дедко перекрестил зятя и заплакал.» Он принял мученическую смерть, его убивают охотники на Рогова: «Леса шумели вокруг болотной избушки Никиты Ивановича Рогова. Сам Никита Иванович, уткнувшись в кустик черничника, недвижим лежал на правом боку. Корчагин еще раз обругал своих спутников. Застегнул кобуру и поворотил старика лицом вверх. Белела в сумерках борода, лоб оттеняли темные черничные ягоды. Красной поздней княжицей янтарная кровь мешалась с дождем, розовой струйкой стекала в мох. Глаза старика были чуть приоткрыты, дедко словно бы видел желтые вспышки молний, прислушивался к небесному грому, который шарахался над болотом. Лицо как будто бы улыбалось, радуясь новому состоянию.» Он принял смерть как праведник, радуясь новой безгрешной жизни. И чудом после его смерти стало раскаяние и смятение его убийц, растапливавших печь Евангелием: «Веричев вовремя подставил евангельскую бумагу. Опять начали драть и жечь листы книжных остатков. Кровавые отблески то сужались, то раздвигали утреннюю полутьму. Вот и запылала сухая щепа, осветила ближние сосны, синеватые черничные ягоды, пни и углы избушки, которую рубил когда-то дедко Никита…»
Если Евграф – праведник – труженик, помощник народа, то дед Никита – духовный труженик. Он молится за всех людей, которые оказались в непростой исторической ситуации: «Каждый молчал, и перед каждым, кроме Корчагина, стояло бескровное лицо убитого Никиты Ивановича.»
В романе «Час шестый» автор подводит итог судьбам русского крестьянства. Трагична, безжалостна судьба буквально каждого крестьянского двора, каждой семьи. Из этого правила нет исключений. Автор во многих сценах изображает великое трудолюбие и умение трудиться русского крестьянина, на чем и держалась веками Россия. Это показано и в строительстве мельницы Евграфом и Павлом Роговым («Кануны»), и в сценах сенокоса, и в умении Евграфа работать топором, и в умении деда Никиты выжить в глухом лесу («Час шестый»)
Праведники остались на Руси и в Советскую эпоху, эпоху безбожия и уничтожения церквей. Это люди, живущие с верой в душе, сумевшие сохранить чистоту помыслов и деяний. Люди, живущие не только своими заботами и проблемами, но и не проходящие мимо горестей других людей, умеющие помогать и сострадать окружающим. Праведники не ждут благодарности за свои поступки, они живут по велению сердца. И пусть некоторые из них не ходят в церковь, не бьют поклоны перед алтарем, но на самом деле они глубоко верующие, хотя сами порой и не догадываются об этом. Они живут на земле для того, чтобы помочь людям сохранить в себе человеческое и Божье начала. Не случайно герои трилогии «Час шестый» в наиболее драматичные моменты жизни прибегают к молитве: Никита Иванович молится, когда семью должны раскулачивать, Евграф Миронов, вернувшись из тюрьмы, говорит жене: «Видно, не ты одна Бога-то за меня молила. Вишь, выбрался из самого пекла…»
- http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=1232
- Белов В.И. Час шестый. – Вологда, 2002.
- Варнина (Мозырь) И. А. К проблеме нравственно-этическсоциальных представлений о мире и человеке в трилогии В.И.Белова «Час шестый» https://docviewer.yandex.ru/view/56799311/
- Королева С.Ю. Образ праведника в «деревенской прозе» В.Распутина. // Вестник Пермского университета. – 2009. – Выпуск 1. – С. 79 – 89.
- Соколова Л.В. «Житийный» персонаж как выражение авторского идеала в произведе- ниях писателей-традиционалистов (В.Шук- шин, В.Белов, В.Астафьев, В.Распутин) // Русская литература ХIX–XX вв: проблемы теории и методологии изучения: мат-лы II Международн. науч. конф (16-17 ноября 2006 г.). М.: Изд-во МГУ. 2006. С. 181-185.
- Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века // Русская литература XIX в. и христианство: сб. ст. М.: МГУ, 1997. С. 111-119
- Имя Никита в православных святцах.
|