Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Submitted by Тамара Владимировна Левадний on пн, 15/01/2018 - 19:05
«Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ
старшего дошкольного возраста»
“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....” В.А. Сухомлинский
Актуальность :
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:
1.развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
2.формирование элементарных представлений о видах искусства;
3.восприятие классической музыки;
4.стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей ;
Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.
В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.
Для этого осуществляю дифференцированный подход к детям; обеспечиваю преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечиваю вариативность в структуре и содержании занятия. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.
Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.
Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональном благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично;
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения;
С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:
●создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
●устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;
●предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;
●предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
●сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом .
Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.
Старший дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный в отношении становления музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку. Очень важно в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мирклассической музыки, воспитании на её классических образах.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать её.
Для многих детей дошкольного возраста восприятие музыки представляет большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства (литература, живопись). В связи с этим, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов, прибегая к помощи зрительных образов и выразительного слова. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но, так как в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.
Цель была конкретизирована в задачах:
•Формировать культуру слушания музыки
•Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
•Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
•Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.
•Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
•Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания
Принципы работы:
-Гуманизация;
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-Учет развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки
-Субъектное взаимодействие в процессе организации восприятия музыки;
- Педагогическая поддержка;
-Сотрудничество и сотворчество;
-Целенаправленность процесса восприятия музыки детьми, систематичность и последовательность;
-Художественность музыкальных произведений;
Планирование работы по возрастам
План индивидуальной работы по самообразованию:
1.Изучение научно-педагогической литературы по проблематике;
2.Поиск дополнительных источников в системе интернет;
3.Разработка конспектов НОД;
4.Посещение открытых мероприятий других музыкальных руководителей ДОУ;
Слушание музыки:
1.Слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности.
2. Слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
3.Слушание произведений в процессе разучивания танцев, пьес.
Интеграция образовательных областей:
1. «Социально-коммуникативноеразвитие»
-Беседа о классической музыке на музыкальных занятиях и в режимных моментах;
-Подбор наглядного материала для совместного альбома по теме прослушивания музыки.
-Развитие умения содержательно рассказывать своим сверстникам о своих впечатлениях после посещения концертов, театров.
-Творческое использование классической музыки в сюжетных играх.
- Воспитание навыков театральной культуры.
-Приобщать к театральному искусству через просмотр постановок, видеоматериалов.
-Развивать способность постигать художественные образы.
-Приобщение к элементарным нормам поведения в театрах, музеях.
2.«Физическое развитие»:
-Использование классической музыки при выполнении музыкально-ритмических движений, в подвижных музыкальных играх,
3.«Художественно-эстетическое развитие»:
- Формировать умение передавать в рисунках сюжеты классической музыки;
- Умение оценивать свои работы и работы сверстников.
- Приобщать детей к музыкальной культуре и развивать эстетический вкус;
- Развивать навыки восприятия классической музыки;
-Развивать исполнительские навыки в пение, танцах, в музыкально- ритмических упражнениях, оркестре произведениях композиторов – классиков.
4.«Познавательное развитие»
-Расширять и уточнять представления детей о предметном мире через музыкальные произведения.
-Продолжать знакомство с музеями и театрами.
-Формировать элементарные представления об истории человечества, ознакомлением с природой и ее явлениями через мировую классическую музыку.
5. «Речевое развитие»
-развивать интонационную выразительность речи
- Развивать умение чётко произносить звуки, фразы
- развивать правильную, выразительную речь, дикцию посредством чтения стихов, разучивания попевок и скороговорки
Работа с родителями:
-Привлечение родителей к организации « Музыкальных гостиных», концертов, поездок в театры и посещения музеев, участие в совместной творческой деятельности.
Обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности. Организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности- игровой , художественной, двигательной.