3. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
4. Способствовать развитию памяти, внимания, речи.
Материалы:
Краски, кисти, репродукции картин по жанрам живописи; игрушки: дымковская, филимоновская; гжельскую посуду; жостовские подносы; 2 листа А3; нарисовать: тучку, 20 капелек, солнышко, 20 лучиков, краски, кисти, палитру, воду в баночках, салфетки.
Ход НОД.
В.- Я приготовила вам волшебный чемоданчик. Его мне дал настоящий художник. Этот чемоданчик называется мольберт. В нём лежит всё, то что нужно художнику – волшебнику, что бы написать картины. А если вы хотите узнать что, конкретно там лежит я приглашаю вас к себе на занятие.
В.-Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Мы всё занятие будем играть. А играть мы с вами будем в интересную игру КВН. А в этой игре нам пригодится чемоданчик художника. Для того чтобы начать игру нам нужно будет разделиться на 2 команды.
В.-А сейчас каждая команда придумает своей команде название, и выберет капитана команды.
И так начнём…
Мы начинаем КВН
Для чего, для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем
Не решить всех проблем.
Но станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
1 тур:
- В первом туре вы должны отвечать на вопросы.
- Назовите тёплые цвета.
( Жёлты, оранжевый, красный, коричневый)
- Назовите холодные цвета.
( Синий, зелёный, фиолетовый)
- Что означает слово «красный».
(Самое красивое и доброе: красно солнышко, красна девица)
- Что означает словосочетание «солнечный цвет».
(Значит жёлтый цвет. Он тёплый и ласковый, добрый и весёлый.)
- А вы знаете, что жёлтый цвет бывает тоже разный.
Золотая шапка мимозы
И жёлтый листик берёзы,
Янтарная смолка сосновая
И медный жёлудь дубовый,
Огненный хвост лисы на снегу,
Рыжий клён на речном берегу-
Собрались оттенки в тесный кружок-
Солнечный яркий небесный желток.
- На чем художник смешивает краски.
(На палитре)
- С помощью чего художники передают свое настроение рисуя картины?
( С помощью красок)
- Закончился первый тур. Подведём итоги…
2 тур:
- Во втором туре, вы должны будите правильно распределить цвета близкие по цветовой гамме друг к другу. Я разложила на столах краски, а вы должны к названному цвету нарисовать оттеночные цвета.
- Красная цветовая гамма: цвет красной смородины, малиновый, розовый (цвет полевой гвоздики), гранатовый (темно-красный), вишневый, пунцовый (ярко-красный), клубничный, земляничный, цикламен (темно-красный с розоватым), брусничный, нежно-розовый, цвет розовой пудры, клюквенный, малиново-красный, рубиновый, кумачовый, алый, томатный, рябиновый, коралловый.
Оранжевая цветовая гамма: мандариновый, морковный, апельсиновый, золотистый, цвет ржавчины, экрю (цвет старой слоновой кости с бронзовым оттенком), беж (светло-коричневый с желтоватым оттенком),терракота (красновато-коричневый), каштановый, кофейный, цвет осеннего (осинового) листа, коричневый, шоколадный, мускат (цвет мускатного ореха), цвет сандалового дерева, бронзовый.
Желтая цветовая гамма: жемчужный, крем, лимонный, соломенный, канареечный, палевый (бледно-желтый с розоватым оттенком), цвет сухой горчицы, латунный, янтарный, желтоватый с серым отливом, банановый, песочный.
Голубовато-зеленая цветовая гамма: цвет льда, цвет морской воды, бирюзовый, павлиновый, миртовый (темный голубовато-зеленый), цвет кипариса, полынный, синий с лиловым оттенком, зелено-голубоватый, голубовато-серый с зеленым отливом (цвет эвкалипта), бледно-зеленый. Голубая цветовая гамма: небесно-голубой, цвет незабудки, сапфирно-голубой, сумрачно-голубой, электрик, цвет гортензии.
Фиолетовая цветовая гамма: сиреневый, цвет лесной орхидеи, цвет лесной фиалки, аметистовый, гелиотроп (темно-лиловый), цвет садовой фиалки, лиловый, ирис, сливовый, свекольный, цвет примулы, цвет персидской сирени, цвет фуксии.
Серая цветовая гамма: суровый, грифельный, дымчатый, свинцовый, графитный, пыльный, стальной, светло-серый с небольшой голубизной, цвет зимней беличьей шкурки, цвет темного свинца, светло-серый с голубым отливом.
- Закончился второй тур. Подведём итоги…
3 тур
- В третьем туре, вы должны будите угадать жанр картин.
1)Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…
(натюрморт.)
2) Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед-
Обязательно картина называется…
(портрет.)
3) Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется…
(пейзаж.)
4) Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет
Может парус там белеет, может волны бьются
Женским именем Марина жанр картин таких зовется…
( мареной)
- А живописец, рисующий морской пейзаж, называется маринистом.
- Посмотрите на картины, которые я вам приготовила.
Гимнастика для глаз.
- Посмотрите на картины внимательно.
- А теперь посмотрите справа от картин.
- А теперь посмотрите слева от картин.
- Опустите головы вниз.
- Посмотрите вниз.
- А сейчас от каждой команды, выдут капитаны. Ваша задача - разделить картины по видам живописи.
- Закончился третий тур. Подведём итоги…
4 тур.
- За 3 года, вы узнали различные росписи. Вот четвёртый тур и будет о росписях.
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Дополнительный вопрос. Назовите основной цвет гжели.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые,
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
(Городец)
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
В.- Дополнительные вопросы.
В.- Как называют хохлому?
В.- Назовите элементы хохломской росписи?
Кто ответит на вопрос,
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий:
В середине - цветом жарким
Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,
Много маленьких цветочков,
И травинок, и листочков,
И узорная кайма по подносу пролегла?
Отвечаем на вопрос – Что же это?
(Это жостовский поднос)
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
( Филимоновские игрушки)
- Закончился четвёртый тур. Подведём итоги…
- А сейчас давай те немножко отдохнём.
Физминутка «Радуга»
В небе дождь (постучать пальчиками по столу)
Гроза, закрывай глаза (похлопать в ладоши, закрыть руками глаза)
Дождь прошел, трава блестит (положить руки на стол)
В небе радуга стоит (соединить руки над головой, сделать дугу)
Поскорей, поскорей выбегай из дверей (бег на месте)
По траве босиком, прямо в небо прыжком (делают четыре прыжка на носках)
- Мы немного отдохнули, так давайте продолжим нашу игру.
- А сейчас каждая команда должна нарисовать эту радугу. Но вы должны обязательно правильно расположить перечисленные цвета.
- Закончился пятый тур. Подведём итоги…
- Молодцы, дети вы справились со всеми заданиями. А теперь пришло время подвести итог всей нашей игры.
Рефлексия.
- Ребята посмотрите , что я ещё для вас подготовила.
- Каждый из вас сейчас возьмёт капельку, или лучик, и прикрепит соответственно к тучке или солнышку. Если вам понравилось занятие, то возьмите лучики и прикрепите их к солнышку. Если на нашем занятии вам было тяжело отвечать на вопросы, вам было не интересно, то возьмите капельки и прикрепите их к тучке.
- Наше занятие закончилось, и мне кажется, что всё, таки победила дружба. Так давай друг друга поздравим с победой, как мы это делаем всегда на наших занятиях.