Submitted by Ольга Александровна Мазур on Fri, 12/01/2018 - 00:41
Советы логопеда
«В гостях у шипящих звуков»
Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или «застрял» на каком-то одном звуке. Предлагаю разобраться в этом далеко не самом простом вопросе. В большинстве случаев имеющиеся трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей. Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. В этот раз мы отправимся в гости к шипящим звукам.
К шипящим относят звуки: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ». Это известно всем из курса школьной программы. Какие же трудности испытывает ребенок, сталкиваясь с этими звуками?
Очень показательным, с точки зрения логопедии, является рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква» из цикла «Денискины рассказы». Дети случайно заметили разницу в произношении слова шишки и пытались выяснить, кто из них прав. Дениска в спор не вступал, но по дороге домой долго размышлял о нем: «Я шел и домой и всё время думал: чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово?» В итоге он решил проверить свое умозаключение: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски и не хыхки, а коротко и ясно: Фыфки! Вот и всё!»
Советуем вам, уважаемые родители, перечитать этот рассказ. Очень смешно! Да, конечно, если это только не ваши дети так произносят слова. В этом рассказе показано, какими звуками дети могут заменять в речи звук «Ш». Остается только выяснить, как исправить эти замены.
Но не спешите… Послушайте, как ваш ребенок произносит это «простое» слово шишки. Слушайте внимательно, а еще лучше, если вы приглядитесь к его речевому аппарату: губам, языку, щекам. Возможно, вы услышите и другие замены: «титки», «сиськи», «щищки». В других случаях вы можете заметить, что кончик языка просовывается между резцами (межзубное произношение) и звук приобретает характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи. Еще более неприятный и необычный для слуха оттенок придает звуку «хлюпающее» произношение. Иногда, при этом можно заметить раздувание щек. В последних двух случаях произношение звуков проявляется в искаженном звучании, а не в их замене другими звуками.
Существуют, как правило, две причины неправильного произношения звуков:
Выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка (неправильное строение челюстей и зубов, короткая подъязычная связка).
Недостаточная подвижность речевых органов (чаще всего речь идет о слабости (парезах) мышц языка и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки).
В этих случаях родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребенка будет протекать в усложненных условиях.
Родителям важно знать, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребуют специальной логопедической помощи. За этой помощью лучше обратиться в возможно более ранние сроки.
А теперь рассмотрим те случаи, когда ребенок заменяет звук «Ш» более простыми по артикуляции звуками: «Ф», «Х», «С», «СЬ», «ШЬ», «Т».
Одной из частых причин таких замен являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в их различении). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков: ш – ф, ш - с, ш - сь, ш - х, ш - т.
Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании «С» и «Ш», т.е. если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком «С») артикуляцией звука «Ш», поскольку произношение «сыски» вместо «шишки» кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляционных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука. Эта форма трудностей в звукопроизношении коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет сыски вместо шишки. Однотипные ошибки возникают и при чтении.
В тех случаях, когда один звук речи заменяется другим из-за не различения ребенком этих звуков на слух, специальная помощь должна заключаться в развитии у ребенка способности к такому различению. Большую помощь при этом могут оказать ребенку и сами родители. Необходимо любыми способами довести до сознания ребенка разницу в звучании звуков. Здесь очень полезен прием специального подчеркива- ния, даже утрирования имеющихся различий.
Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук [С] – свист вытекающей из крана воды, звук [Х] – греем замерзшие руки, звук [Ф]- воздух выходит из воздушного шарика, [Т] – стучат колеса вагона, звук [Ш] - шум листьев дерева во время сильного ветра или шипение змеи.
В ходе игры взрослый достаточно громко произносит то звук [с], то [ш]. Каждый раз он спрашивает у ребенка: «Что это лес шумит или водичка из крана бежит?» После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемого им в речи звука, нужно закрепить это навык путем специальных упражнений. Все эти упражнения рассчитаны на то, чтобы внимание было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
«Развитие речевого дыхания»
Качество речи, её громкость, плавность зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведённые ниже игры.
Кто дольше? Вместе с ребёнком дуйте на лежащий на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.
Буря в стакане. Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
Бабочка (птичка). На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щѐк, - бабочка полетит.
Снежинка. Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.