Участники проекта:
Евтюхов Матвей, Прохорова Варвара, Кратков Денис,
ученики 3 класса МАОУ ООШ №6 г. Балаково
Руководитель: Шатько Татьяна Александровна,
учитель начальных классов МАОУ ООШ №6 г. Балаково
1 этап: Вхождение в тему
Результат:
Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ;
Каневский А., О пользе знаков препинания https://pikabu.ru/story/a_kanevskiy_o_polze_znakov_prepinaniya_264622
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
Из истории русской пунктуации https://platinym.livejournal.com/
Крылова Ю. «О знаках препинания» http://ruslita.ru/13-glavnaya/284-o-znakakh-prepinaniya
2 этап: Обобщение знаний о знаках препинания
Результат:
Функции знаков препинания
http://спиши-гдз.рф/publ/poleznye_materialy/russkij_jazyk/funkcii_znakov_prepinanija/21-1-0-6668
3 этап: Систематизация знаний о знаках препинания
Результат:
И.С. Тургенев "Перепелка"
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/ivan-turgenev-raskazy/turgenev-perepyolka.html
Пунктуационные знаки
|
Употребление |
Примеры
|
Точка
|
Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
|
Мне было лет десять, когда со мной случилось то, что я вам сейчас расскажу. Дело было летом.
|
Многоточие
|
Знак завершения. Оно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено.
|
Этих жаворонков в наших краях водилось множество...
|
Восклицательный знак
|
Знак завершения. Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
|
Трезор наддал — и цап! И мне вдруг так жаль её стало!
|
Вопросительный знак
|
Знак завершения. Указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос.
|
«Для чего же она это делает?»
|
Запятая
|
Знак разделения. Выделяет в предложении особо значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Выделяет деепричастные обороты. Разделяет однородные члены предложения
|
Я жил тогда с отцом на хуторе, в южной России.
Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив головку,…
Цветов росло там много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
|
Двоеточие
|
Знак разделения. Отделяет слова автора от прямой речи, однородные члены от обобщающего слова.
|
Мне показалось, она глядит на меня и думает: «За что же я умирать должна?...» Только полетела она очень странно: кувыркалась, вертелась, падала на землю…
|
Точка с запятой
|
Знак разделения. Делит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Ставится между простыми предложениями в составе сложного со значением перечисления.
|
Пот лил с меня градом, мелкие камешки забивались мне в сапоги; но я не чувствовал усталости и не отставал от отца.
|
Тире
|
Знак разделения. Разделяет прямую речь от слов автора. Знак стоит перед репликой при передаче диалога. Ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: первая часть имеет значение времени или условия, а вторая часть указывает на следствие, результат. Разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором.
|
«Для чего же она это делает?» — спросил я. — Она долг свой исполняла — а её убили! Это несправедливо!» — «Она схитрить хотела, — ответил мне отец. …только я отнял руку — головка опять упала. «Напрасно, брат, — сказал отец, — её не воскресишь. Вишь, головка у ней болтается».
|
Кавычки
|
Заключается прямая речь, переданная от лица ее автора.
|
«А кто же маленьких кормить будет?» — спросил я в свою очередь.
|
4 этап: Практическая часть
Результат:
Сочинение - рассуждение
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Паустовский
Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. В настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. Если при устном разговоре по интонации собеседника можно понять, какой эмоциональный посыл несет его речь, то в письменном виде это сложно представить.
Если взять знаменитую фразу «казнить нельзя помиловать», то от того где поставить запятую, может решиться жизнь человека. Либо человека казнят, и жизнь будет прервана, либо помилуют, и он будет жить. Вот так одна маленькая запятая способна решить многое. Так же запятые выполняют обособляющую, выделяющую и разделительную роль. Запятая как передышка перед дальнейшим повествованием.
Без знаков препинания очень сложно обойтись. Например, если человек задает нам вопрос в устной форме, мы сразу поймем что это вопрос по вопросительной интонации. А если человек написал нам письмо, то, как понять где он задает вопрос, а где восклицает? В этом помогают вопросительный и восклицательный знаки. Они являются главными интонационными знаками, которые задают эмоцию тексту или высказыванию.
Описывая знаки препинания нельзя пройти мимо точки и многоточия. Точка – это знак завершенности, знак спокойный и однозначный. Если не знаешь, какой знак препинания ставить – ставь точку! У многоточия же другая функция, оно не дает завершенности, а наоборот заставляет думать о том, что будет дальше. Многоточие – это знак задумчивости и мечтания.
Знаки препинания, безусловно, очень важны и нужны. Не зря мы изучаем их на уроках русского языка. Их можно сравнить с нотами. Не было бы нот – не было бы музыки, не использовали бы писатели знаки препинания, не было бы замечательных произведений, которые любит весь мир. Читатель не смог бы понять и оценить то, что хотел показать автор и возможно вообще не стал бы читать.
5 этап: Информационная пропаганда
Результат:
6 этап: Рефлексия
Результат:
Наш класс постоянно участвует в ваших мероприятиях. В данном проекте участвовали с удовольствием. Задания все интересные. Мы ученики 3 класса, поэтому не со всеми знаками препинания знакомы. Участие в проекте позволило нам познакомиться со всеми знаками, с их функциями. Теперь мы знаем точный ответ на главный вопрос проекта: Можно ли в наше время жить без знаков препинания? О нашей работе в проекте расскажем всему классу на уроке русского языка. Спасибо организаторам!
|
На: НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ
Молодцы, с заданиями справились. Удачи!