Гости собрались в зале. В избушке Бабы Яги слышен шорох, шум и ворчание Бабы Яги.
Баба-Яга: (поет)
Хороша я хороша,
Да плохо одета.
Никто замуж не берет
Девушку за это.
Это же сколько лет то я уже живу? День рождения то у меня когда? Вот узнать бы да как отпраздновать! Если праздновать, то гостей звать, кормить надо чем-то, а при нонешней, как там, бишь, её… а-а, анфляции, поди-накорми их. О-о, гости собираются. А вы, это, угощение то принесли? Или как? В связи с резким повышением цен на продукты питания, продукты приносить с собой в трёх экземплярах: для себя, для соседа и для Бабы-Яги, чтобы не быть съеденным. Ой, да о чем это это я? Знать бы когда этот день рождения? Помог бы кто, что ли? О! А я сейчас позвоню. Але! Алеее! Это служба спасения? Помогите вспомнить! Да что со связью то?
Дети с логопедом в спальне
Логопед: Ребята, вы слышали, Бабе Яге помощь нужна. Поможем ей?
(Ответы детей)
Логопед: Баба Яга живет в густом лесу. Путь туда лежит очень опасный. Надо быть готовым к любым неприятностям. Вы готовы? Только будьте внимательны! Ой, болото преградило нам путь.
(Звучит аудиозапись голоса Водяного)
Водяной: Кто это мой покой тревожит?
Логопед: Водяной, мы спешим на помощь Бабе Яге. Помоги нам пройти по твоему болоту. На нем такие необычные кочки. Ты тут что-то придумал?
Водяной: Ох, не зря я учился в школе водяных наук. Чтобы не утонуть в болоте, вам нужно наступать на кочки, на которых написаны гласные буквы. Вы знаете гласные буквы? Идите только по кочкам с гласными буквами.
Логопед: Ребята, вспомните гласные буквы. Смотрите внимательно. Наступайте на кочки аккуратно след в след!
(Дети идут через болото по кочкам - кругам с буквами).
Логопед: Ну, вот, прошли болото и оказались на лесной опушке, у избушки Бабы Яги. Ребята, а какие деревья растут в этом лесу? Как называется такой лес?
(Ответы детей)
Логопед: Какой чудесный воздух в еловом лесу! Вдохните воздух. Вы чувствуете, как здесь пахнет?
Дыхательное упражнение «Ах, как пахнет».
Стучат в дверь избушки.
Логопед: Баба Яга, Баба Яга!
Баба-Яга: А, что там за шум на болоте? (Выглядывает в окошко). О, а я думаю, чего это русским духом то потянуло? Вон оно чего. Угощение то само пришло. Кто такие? Откудова будете, то?
Ответы детей
Логопед: Баба Яга ты звонила, помочь просила. Тебе помощь наша нужна?
Баба-Яга: Ой, нужна, вот так нужна! (ребром ладони по шее). Вы это, проходьте, садитесь, в ногах правды нет.
Дети проходят в избушку Бабы Яги, садятся на лавочки.
Баба-Яга: (недоверчиво) А вы сможете помочь, много ли вы знаете?
Логопед: Конечно, много знаем. Дети в саду занимаются с учителем-логопедом.
Баба Яга: А кто это?
(Ответы детей)
Логопед: Вот послушай, как наши ребята научились правильно выговаривать звуки.
Знайки: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Непоседы: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
Белый снег, белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Мышонку шепчет мышь:
– Ты всё шумишь, не спишь.
Мышонок шепчет мыши:
– Шуметь я буду тише.
Баба-Яга: Здорово вы научились. Со мной не сравнитесь, конечно. Это я лучше вас умею. Меня в школе нечистой силы тоже так учили.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Видишь, хобот у меня.
А сейчас я дудочка
Дудочка-погудочка.
Словно белка я, без спешки,
Ловко щёлкаю орешки.
На качелях я качаюсь
И все выше поднимаюсь.
Язык мой - кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
А я вот сейчас вас проверю по- своему. (Баба Яга произносит слова неверно)
Маска, санки, шамолет – кто ошибку здесь найдет?
Сапка, суба, рот и нос – где ошибка? – вот вопрос.
Лена, вожка, стув, сова – правильно звучат слова?
Тигл, колова, волобей – найди ошибки поскорей!
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять.
Логопед: Баба Яга, так мы к тебе поиграть пришли?
Баба Яга: А я помню, зачем вы пришли? Чему учили - помню. А самое главное не помню.
Логопед: (пытается перебить) Ну так вспоминай.
Баба-Яга: Не перебивай! Сама собьюсь, когда надо будет! Ну вот, перебила. (Вспоминает.) А-а, вспомнила: вот у вас есть день рождения?
Ответы детей
Баба-Яга: А я не помню когда у меня день рождения.
Логопед: А мы тебе сейчас расскажем о временах года, а ты выбирай.
Пальчиковая гимнастика «Круглый год»
Баба-Яга: А сейчас какое время года?
Логопед: А ты послушай.
Диалог Г. Сапгир «Лесной разговор»
— Синица-певица,
Что видела в нашем лесу?
— Летала, видала
Весну на грачином носу.
— Синица-певица,
Откуда так пахнет весной?
— Лиловый подснежник
Проклюнулся в чаще лесной.
— Синица-певица,
А день-то сегодня каков?
— Высокое небо
И пёрышки в нём облаков.
— Синица-певица,
Так что же мы в почках сидим?
— Ещё не пора вам,
Листочкам, порхать, молодым.
— Синица-певица,
Когда же, когда же, когда?
— Спросите у Солнца.
— У этого тёплого? Да?
Логопед: Весной много света и солнца. Она будит природу после зимнего сна. Весной все расцветает.
Баба-Яга: А у меня на опушке тоже цветы расцвели и бабочки порхают.
Танец цветов и бабочек
Логопед: Давайте насекомых посадим на цветы, найдем им домик. Сколько слогов в названии насекомого, столько слогов должно быть и в названии цветка-домика. Для жука – мак. Почему?
Ответы детей
Баба-Яга: А после весны, какое время года?
Ответы детей
Логопед: Лето самое теплое время года. Его главный цвет зеленый. Это время года дарит силу растениям и животным. Летом много ягод и цветов.
Мы тебе сейчас покажем сказку, которую ребята сочинили по мотивам рассказа Д. К. Ушинского «Утренние лучи»
Инсценировка сказки
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: «Как я люблю лето, когда много свежей зеленой травки»
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов: «Ж-ж-ж, соберу нектара много, будет вкусненький медок»
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленьким ребяткам. Они проснулись, потянулись и улыбнулись.
Баба-Яга: А уж как на моем болоте лягушки квакают летом с утра.
Танец лягушек.
Баба-Яга: А птицы то своих птенцов летом летать учат. Вот, послушайте, как они щебечут. А вот я вас сейчас проверю. Вы знаете, как у птиц птенцы называются?
Игр. упр. «У кого кто?» (У кукушки – кукушата. И т. д.)
Игр. упр. «Сколько птиц на дереве» (цифры и картинки птиц)
Баба-Яга: А после лета? Какое время года после лета? Сколько месяцев у осени? Как они называются?
Ответы детей
Ребенок: Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
Танец с зонтиками.
Логопед: Осенью все вокруг становится золотым и багряным. Её краски – самые яркие и богатые. Осень дарит урожай фруктов и овощей, чтобы сделать запасы к зиме.
Баба-Яга: Это да. Это я сделала. (Перечисляет) Мухоморов насолила? Насолила. Зелье наварила? Наварила. И на десерт кое- что приготовила. Вот у меня сколько варенья. Вот я вас сейчас проверю. Знаете ли вы, из каких ягод, какое варенье варят?
Игр. упр. «Из чего какое варенье?»
Баба-Яга: Прошла осень. А после осени, какое время года наступает? Сколько месяцев у зимы? Как они называются?
Ответы детей
Ребенок: Белоснежные постели
По лугам и по полям.
В белых шапках сосны, ели,
Видит зимний сон земля…
Логопед: Зима дарит природе отдых. Деревья сбрасывают листву, многие животные засыпают. Зима украшает природу инеем и снежинками, поэтому похожа на сказку.
Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш-ш (Дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону)
Завьюжит вьюга: в-в-в-в. (Круговые движения руками)
Закружит метель: у-у-у-у. (Дети кружатся и садятся)
Баба-Яга: (достает из сундука коньки, лыжную палку, скейт). Вот да, вот это у меня для зимы. Эх, люблю я все это?
Логопед: Ребята, а какой предмет лишний?
Ответы детей.
Баба Яга: А вам зимой, что нравится делать? Вот скажите мне, умники-разумники, как называется человек, который бегает на коньках?
Упражнение на словообразование.
Конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей, фигурист (занимается фигурным катанием).
Логопед: А мы с вами слепим снеговика.
Музыкальная игра на ускорение.
Логопед: Все, Баба Яга, мы тебе обо всех временах года рассказали.
Баба-Яга: Как все? Вот прямо обо всех? Точно, точно? (Обращается к детям) А вы точно мне все рассказали? Ничего не утаили. В какое же время года мне выбрать день рождения? (Ходит)
Ой! Я все давно решила!
Мне сегодня – триста лет!
Сто уж было, двести – было,
Значит, точно – триста лет!
Будет! Будет седни праздник:
Бабке Ежке – триста лет!
Я вас в гости приглашаю,
Всех! На праздничный обед!
(В сторону) Тем более угощение само в гости пришло.
Эх, давно я не водила
Хороводов на лугу,
И наряд я новый сшила,
Щас надену, побегу!
(Баба Яга уходит)
Логопед: Ребята, вы слышали? Баба Яга съесть нас хочет. Что же делать?
(Появляется Волшебница Добродушия со своим помощником)
Волшебница Добродушия:
- Добрый день, ребята, меня зовут Волшебница Добродушия! Я всегда чувствую, что кому-то нужна моя помощь. Я помогу вам поделиться своими самыми добрыми, радостными и приятными чувствами с Бабой Ягой.
В книге заклинаний сказано:
«Если создадите круг добра,
И любовь добавите в него,
То нектар волшебный оживёт.
И своё подарит вам тепло!»
- Все вместе вокруг чаши с нектаром создадим круг добра.
Вот клубок доброты, мой помощник поможет вам взять ниточку в руку. А теперь пожелайте Бабе Яге что-то доброе и приятное.
Дети говорят пожелания.
-Я желаю вам быть всегда чуткими и внимательными, смелыми и уверенными в себе.
- Круг добра мы возвели, закройте глаза и всю любовь вашего сердца подарите друг другу.
(Волшебница бросает шипучую таблетку в нектар, он начинает бурлить).
- Посмотрите, вот так чудеса! Что происходит с нектаром? Он зарядился вашей добротой и обрёл волшебную силу.
А сейчас мы с вами отдадим этот нектар доброты и любви Бабе Яге!
(Появляется Баба Яга, переодетая в красивый наряд.
Вместо лаптей туфли на каблуках, бусы)
Логопед: Баба Яга, Волшебница Добродушия с ребятами приготовили для тебя волшебный напиток.
Баба Яга: Ага, сейчас к моим бородавкам еще какая-нибудь вылезет. Знаю я вас. Тоже ведь гадости делать любите.
Волшебница Добродушия: Ну что ты, Баба Яга. Ребята вложили в напиток всю свою любовь и доброту.
Баба Яга пьет нектар.
Баба Яга: (ощупывает себя) Странно. Рога не выросли. Прыческа на месте. Ой, и что-то мне есть вас расхотелось. И что-то со мной неладное творится. Всех люблю и такая я добрая. Как это получилось? Вы, наверное, какие-то волшебные слова знаете?
Логопед: Мы знаем пословицы и поговорки о добре и доброте.
Делай добро и жди добра.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело два века живёт.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Добра желаешь — добро и делай.
Добрые слова дороже богатств.
Не хвались серебром, а хвались добром.
На добрый привет — добрый и ответ.
Добро творить — себя веселить.
Красота до вечера, а доброта навек.
Логопед: Ребята, а давайте устроим Бабе Яге праздник, поздравим ее с днем рождения.
Ребенок: На день рождения,
У бабушки Яги.
На столе румянятся
Горкой пироги!
Ребенок: Прибрано в избушке,
А для куриных ног
Есть в чулане парочка
Новеньких сапог!
Ребенок: Бегала бабуся,
В бигуди с утра!
И гостей встречала
Посреди двора!
Ребенок: Мы пришли тебя поздравить,
С днём рождения.
Ты садись скорее сюда,
Слушай поздравления!
(Садятся с Бабой Ягой)
Логопед: Баба Яга, ребята тебе сейчас частушки споют.
Частушки
1. С днём рожденья поздравляем
В этот светлый день тебя,
Ведь не зря же здесь собрались
Твои лучшие друзья!
2. Сколько лет тебе - не знаю,
И зачем мне это знать,
На огромном торте свечки
Можно взять и посчитать!
3. Я смотрю на стол и вижу
Очень вкусный каравай.
Я сегодня на диете
Ты меня не выбирай!
4. День рожденья - чудо-праздник,
Он бывает раз в году.
К тебе в гости Крокодила
С Чебурашкой приглашу!
Все: Пусть исполнят они песню
Про волшебный вертолёт,
Тот, который к дню рождения
"Эскимо" нам привезёт!
Баба-Яга: Ох, спасибо, мои золотенькие.
Сяду я с вами, посижу, да совет один скажу:
Раз, два, три, четыре!
Разбросай по всей квартире
Погремушки, колотушки
И катушки, и вертушки,
Барабаны, молоточки,
Тапки, шапки и платочки!
Раз, два, три, четыре, пять –
И не вздумай убирать!
Мы сейчас на инструментах
Будем весело играть!
Игра на музыкальных инструментах.
Логопед: Баба Яга, а у нас в детском саду ребятам в день рождения поют песенку «Каравай»
Баба-Яга: И мне спойте.
«Каравай»
Общий танец
Баба-Яга: Ах, какой замечательный праздник вы мне устроили.