«Содержание системы социально-педагогической поддержки детства. Основные направления, определяющие ее развитие».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детства:
- Развитие социально-педагогической помощи в России…………………..6
- Содержание системы социально-педагогической поддержки детства…16
1.3 Направления социально-педагогической поддержки детства…………..19
Глава II. Направления и технологии работы, реализуемые в Чеховской школе-интернате………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………………35
Приложение 2……………………………………………………………………37
Приложение 3……………………………………………………………………40
Приложение 4……………………………………………………………………42
Приложение 5……………………………………………………………………45
Введение
Одной из ведущих мировых тенденций второй половины XX века является защита и охрана прав детей.
В связи с этим интенсивно развивается отрасль педагогической науки - социальная педагогика. В ее русле идет активный теоретический и научно-практический поиск новых форм и методов работы с детьми, методик и технологий социально-педагогической деятельности, направленных на успешную социализацию и социальную адаптацию детей. В частности, усилилось внимание ученых к проблеме социально-педагогической поддержки детства: появились исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении (Д. А.Белухин, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), коррекционно-развивающем обучении детей (В. В. Давыдов, Г. Ф. Кумарина, В. И. Слободчиков и др.), особенностях воспитания детей с девиантным поведением (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Ю. В. Гербеев, Г. М. Потанин, Д. И. Фельдштейн и др.), социально-правовой защите различных категорий детей и молодежи (В. И. Брутман, Е. С. Жигарев, Г. И. Забрянский, В. Т. Лисовский, А. М. Нечаева, М. Г. Панкратова и др.) и т. д. [6, c. 4-10]
В России наблюдается нарастание таких негативных явлений, как рост социальной дезадаптации детей, ранняя алкоголизация и наркомания, увеличение беспризорности, безнадзорности, "социального сиротства", неуклонно увеличивается число детей с психическими и физическими отклонениями, ставших жертвами преступлений, эксплуатации, разного рода насилия и т. д.
Федеральные органы, декларирующие в законодательных и правовых актах охрану и защиту прав детей, не могут решить эту задачу на соответствующем уровне по причине недостаточного финансирования, что не позволяют организовывать и обеспечивать эффективную работу с детьми, нуждающимися в оперативной и длительной социально-педагогической помощи.
Основная часть функций по решению социальных проблем, включая задачи защиты и поддержки детства, возлагается на местные (региональные, муниципальные) органы власти. Что способствует развитию местных инициатив, развитию и введению инновационных процессов, интеграции усилий и средств государства, частного предпринимательского сектора и общественности. Их совместными усилиями создаются разнообразные социально-педагогические учреждения – кризисные, реабилитационные, семейные центры и др., которые берут на себя ответственность за решение многих проблем ребенка.
Однако сеть таких учреждений в целом по стране невелика, создаются они, как правило, стихийно, бессистемно и функционируют изолированно друг от друга даже в рамках одного ведомства. Все это существенно снижает эффективность их деятельности. И главной причиной этого является неразработанность теоретических основ организации социально-педагогической поддержки детей (единый план и технологии работы), который на практике позволил бы обеспечить эффективное функционирование и перспективное развитие.
Актуальность исследования, таким образом, заключается в потребности создания эффективно действующего плана социально-педагогической поддержки детства и эффективных технологий (направлений, методов, приемов работы).
Объект – дети и подростки, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке.
Предмет - теория и практика организации социально-педагогической поддержки детей.
Цель – разработать план социально-педагогической поддержки детства и технологии (направления, методы и приемы), определить эффективность работы.
Гипотеза исследования: социально-педагогическая поддержка детства будет проходить успешно, если:
- разработан план по социально-педагогической поддержке детей и подростков, нуждающихся в ней;
- разработаны и внедрены педагогические рекомендации для успешной социально-педагогической поддержки;
- разработаны и реализованы технологии (направления, методы, приемы) работы по социально-педагогической поддержке детства.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ исходных теоретических положений по проблеме исследования.
2. Разработать план социально-педагогической поддержки детства и технологии (направления, методы, приемы) работы.
3. Разработать и внедрить педагогические условия и методы успешной реализации.
4. Оценить эффективность содержания плана и технологий работы социально-педагогической поддержки детства.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования; анализ документов; наблюдение; тестирование; анкетирование.
Новизна и практическая значимость проведенного исследования:
Выявлена сущность социально-педагогической поддержки детства как научно-педагогической проблемы, а также раскрыта ее специфика на современном этапе развития общества; уточнено понятие «социально-педагогическая поддержка детства».
Разработан план социально-педагогической поддержки детства и технологии работы.
Предложены методические рекомендации, обеспечивающие повышение эффективности социально-педагогической поддержки детства.
Глава I Теоретические основы социально-педагогической поддержки детства
1.1 Развитие социально-педагогической помощи в России
Теория и практика социально-педагогической поддержки детства тесно связаны с историко-культурными, национальными традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества ценностной позицией, то есть системой устойчивых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений.
История русского народа показывает, что в его культуре еще в родоплеменной период стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия, призрения и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.
Выделяют несколько этапов развития социально-педагогической помощи в России.
I этап - с 6 по 9в.
Это древнейший период в истории наших предков. Уже в этот период можно было судить о различных формах призрения детей, существовавших в славянских общинах. Помощь оказывалась как организованно общиной в целом, так и спонтанно – отдельными ее членами.
О внимании славян к воспитанию говорят древнейшие языческие литературные памятники («Велесова книга» - создана в 8-9вв. в Новгороде. В одном из текстов рассказывается, как Илур учил своих детей не только грамоте, но и «мыться, закаливаться, быть стойкими в сражениях». Кроме того, в книге особое внимание уделяется воспитанию трудолюбия, понимания необходимости помнить своих предков, держаться сообща, решать проблемы всем миром).
Гуманное отношение к детям возникло далеко не сразу. Отношение к детям первоначально было негативным, так как они воспринимались обузой. Поэтому встречается такое явление, как узаконенное убийство – «инфатицид». Чаще всего детей как чистых, безгрешных существ приносили в жертву.
Самые ранние формы «института детского сиротства» связаны с формами домашнего рабства. Домашнее рабство выросло из обычая, по которому захваченные в плен мужчины умертвлялись, а женщины и дети отдавались в одну из семей племени. Это являлось своеобразным институтом защиты и сохранения жизни ребенку.
Среди организованных общинных форм помощи выделялся обычай передачи сироты из дома в дом на кормление, чтобы с одной стороны, обеспечить ребенка всем необходимым, а с другой – не обременять семьи ответственностью за него. Сироте могли назначить и «общественных родителей», которые брали его в семью до момента достижения им экономической самостоятельности. Если сирота имел хозяйство, община противодействовала его усыновлению. В таком случае он оказывался на попечении общины.
К индивидуальным формам помощи в славянских общинах можно отнести «приймачество» - усыновление, прием в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения. К таковым относились и дети, оставшиеся по разным причинам без попечения родителей. Чаще всего сироту принимали в семью, где не было наследника или пожилым людям было трудно управляться с хозяйством.
С древнейших времен в славянской общине существовал обычай подаяния (объектом становились осиротевшие дети или дети из малоимущих семей).
И все же в этот период именно община была главным субъектом помощи, и в частности призрения детей. Основой помощи являлся принцип «взаимо» или «ты мне – я тебе».
Общинный образ жизни воспитывал у славян такие черты, как коллективизм, корпоративность. Они помогали, зная, случись что, им помогут. И эта уверенность была главным стимулом к оказанию помощи.
Однако с появлением у славян государственности, община постепенно отходит на второй план, уступая место вначале князьям, а после принятия христианства – церкви. Но это не значит, что общинные формы помощи исчезли. Они сохранились и оставались значимыми для русских крестьян до 20 века. [2]
II этап – с 10 по 15в.
В этот период благотворительность начиналась с деятельности князей, отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
О благотворительной деятельности первых русских князей сведений фактически не сохранилось. Зато с принятием христианства на Руси устанавливается традиция обязательной помощи нуждающимся, которая основывалась на христианских заповедях: «возлюби ближнего», «призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих, призирайте сирот»…
Поэтому не случайно добрыми делами, милосердным отношением прославился князь Владимир I. Он положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению «русичей» к просвещению и культуре, учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.
С правления Владимира I активизируется законотворческая деятельность на Руси. В частности им был создан первый «Устав о попечении и надзоре над церковными людьми» 996г. Основным субъектом призрения нуждающихся выделялась Церковь, объектами – нищие, убогие, вдовы. Что касается детей, то в качестве самостоятельного объекта призрения они не выделялись в силу представлений о ребенке как существе слабом, неполноценном и неполноправном, а, следовательно, нуждающимся в обязательном попечении со стороны взрослых.
Князь Ярослав Владимирович (принял престол в 1016г.) продолжил законотворческую деятельность отца. В его правление появляется первый свод законов «Русская правда». Восемь законов в «Русской правде» были посвящены проблемам детской защищенности. Да и сам князь Ярослав сделал немало для призрения нуждающихся детей. Он учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
В конце 11 – начале 12 века на Руси начинается период феодальной раздробленности, которая сопровождается княжеской враждой и междоусобными войнами. В связи с чем благотворительная деятельность князей приобретает новые черты: принимались меры по преодолению последствий набегов – восстановление разрушенных городов, призрение увечных, вдов, сирот. Призрение по-прежнему осуществлялось в основном через милостыню.
В этом плане следует упомянуть деятельность Владимира Мономаха. В своем «Поучении детям» завещал потомкам жить в согласии, соблюдать заповеди Христа: не забывать убогих, подавать сироте и вдовице, поить и кормить бедных, чтить гостя, защищать слабых. Сестра Владимира Мономаха – Анна – основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила грамоте и ремеслам.
В период междоусобных войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, церковь взяла на себя эту миссию. Церковь создала систему приходов и монастырей, где находили приют нуждающиеся. Русская церковь выполняла три важные функции: призрение, обучение, лечение.
Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь, детям, так как в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества.
Сложившаяся традиция (догосударственный период) заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразилась в заботу о брошенных детях при скудельницах (это общая могила, в которой хоронили людей, погибших от набегов кочевников, умерших во время эпидемий и т.д.). При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми.
Как отмечается исследователями, никогда впоследствии на благотворительные дела не расходовалась настолько значительная часть общих доходов, как в период Древней Руси. По широте благотворительной помощи этот период ставится на первое место в более чем тысячелетнем историческом пути Российского государства. [8, c. 10-12]
III этап – с 16 по вторую половину 17в.
С началом объединения Руси, усилением княжеской власти социальные функции все больше концентрируются в руках государства.
Если в общине наблюдался принцип «взаимо», в христианской идеологии - заповедь «возлюби ближнего», то для государства важнее всего предотвратить пагубные последствия профессионального нищенства, возникшего в этот период, такие как тунеядство, ведущее к оскудению казны, асоциальные явления (пьянство, проституция), преступления, распространение болезней. Все это нужно было пресечь. Поэтому меры борьбы с нищенством со стороны государства носили полицейский характер.
На Стоглавом Соборе в 1551г. было выражено отрицательное отношение к раздаче милостыни без разбору, которая увеличивала нищенство. Поэтому было приято решение собирать беспризорных нищих, в том числе и детей, организовать при монастырях по городам и в сельской местности богадельни и сиротские дома и содержать их за счет царской казны. При этом ответственность за организацию данной деятельности несла церковь.
В период правления первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича впервые в истории нашей страны появилась практика выдачи пособий вдовам, мужья которых погибли на государственной службе. Правда, размер пособий не позволял им удовлетворять все необходимые потребности, да и далеко не все женщины знали о пособии. Но это был первый в истории страны опыт регулярной фиксированной адресной выплаты нуждающимся. Эти деньги помогали вдове худо-бедно прокормить своих детей, не «предоставляя их пропитание и воспитание улице».
И все же государство было не единственным субъектом помощи нуждающимся. Продолжало развиваться частное призрение, освященное христианскими заветами «возлюби и помоги».
Таким образом, в этот период времени оформляются следующие виды призрения детей: создание специализированных институтов помощи (сиротские дома, школы); кроме того, законодательно закрепляется мера и степень необходимой помощи в виде пособий. Тем самым наряду с церковной системой помощи и поддержки закладываются государственно-правовые и развиваются индивидуальные основы благотворительной деятельности. [3]
IV этап – от второй половины 17в. до реформы 1861г.
В этот период происходит дальнейшее развитие государственных форм призрения. Постепенно церковь утрачивает свои лидирующие позиции, и оказание помощи становится прерогативой государства, хотя церковно-христианская благотворительность как социальный институт сохраняется.
Начало этого этапа связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее – с его указом «О мерах государственного призрения» (1682), последняя глава которого посвящена собственно нищенским детям. Для решения проблемы профилактики и локализации нищенства в указе предусматривалась такая мера, как обучение нищенских детей. Причем они должны были обучаться не только наукам («цифирным», «фортификации» и другим), но и определенным ремеслам: шелковым, суконным, часовым и т. д.
Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, прозванного Великим, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей.
Екатерина II Великая продолжила многие из начинаний Петра I. Она осуществляла карательные меры против нищих, развивала систему благотворительных учреждений. В период ее правления были созданы первые в России государственные органы, основной функцией которых было решение социальных проблем на местном уровне. Это были приказы общественного призрения под руководством губернатора. Таким образом, помощь стала носить не только всеобщий, но и локальный, территориальный характер.
Особое значение придавалось императорским воспитательным домам. Воспитательный дом представлял собой комплекс разнообразных учреждений. Он включал в себя приюты, лазареты, дома призрения, богадельни, школы, училища и ремесленные мастерские. Из него выходили лекари, сельские учителя, повивальные бабки, писари, мастеровые и др.
Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобрела в этот период форму устойчивой традиции.
Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором предлагается «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам “доброго поведения”.
Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка – девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы – в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток.
Таким образом, в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты, а, кроме того, зарождаются формы общественной благотворительности, в том числе в отношении детей. [8, c. 12-14]
V этап – с 60-х годов 19 века до начала 20 века.
В России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг людей, в особенности детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д.
Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их возможностями, ограниченными недугом.
В 1882г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893г. в рамках этого Общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Одним из важных направлений деятельности ученых и практиков в это время было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В начале 20 века в России успешно развивалась система различных социальных служб, открывались благотворительные общества
Таким образом, система общественно-государственного призрения детей представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, что способствовало созданию предпосылок для появления профессиональной сферы, ориентированной на решение социальных проблем. [2]
VI этап – с 1917г. до конца 80-х годов 20 в.
После Октябрьской революции 1917г. социально-педагогическая деятельность стала приобретать исключительно государственный характер.
В России происходит становление и развитие государственной системы социального воспитания (детские учреждения – детсады, детплощадки, деткомнаты и др., школы, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, детские учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних).
В этот период активно начали развиваться педагогика среды и педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.
Однако система социального воспитания, педагогика среды и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
Начиная с 1950-х и до середины 1980-х гг. в качестве одной из основных форм внегосударственной помощи детским учреждениям было шефство. Идеология шефства связана с общественной деятельностью по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и др. отношениях; содействие в каком-либо деле.
С конца 1970-х гг. начинается возрождение интереса и педагогов-практиков, и ученых к педагогике среды, связанное с разработкой системного подхода в обучении и воспитании, с поиском организационных форм использования воспитательных возможностей различных общественных структур, объединения в единый комплекс школьной и внешкольной воспитательной работы. [3]
VII этап – с 1990г. и до наших дней.
Точкой отсчета на этом этапе служит официальное введение в России профессии «социальный педагог». [8]
1.2 Содержание системы социально-педагогической поддержки детства
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Кроме того, социально-педагогическая деятельность предполагает социальное закаливание подопечных (детей, подростков), то есть развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.
Поэтому можно прийти к выводу, что ключевым в определении социально-педагогической поддержки является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, то есть оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям.
Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципам социально-педагогической поддержки относят [1]:
- индивидуальный подход;
- опору на положительные стороны личности подопечного;
- объективность подхода к подопечному;
- конфиденциальность.
Как и любая деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
· определение цели и задач деятельности;
· определение субъекта и объекта деятельности;
· определение содержания деятельности;
· выбор методов и технологий работы;
· выбор форм деятельности;
· реализация намеченного плана деятельности;
· корректировка деятельности;
· анализ результатов.
Цель социально-педагогической поддержки (в широком смысле) – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов.
Цель социально-педагогической поддержки (в узком смысле) – это оказание социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечных в их жизненном пространстве. [4]
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания.
В процессе социально-педагогической работы чаще решаются проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.
Условно целеполагание в работе может быть представлено следующими этапами:
· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание в социально-педагогической деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.
Важной проблемой социально-педагогической поддержки является определение не только цели, но и задач профессиональной деятельности.
Задачи социально-педагогической поддержки определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни подопечных (детей, подростков).
Выделяются следующие задачи [5]:
- создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
- формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
- предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
- создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Содержание социально-педагогической поддержки, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от социального педагога. Можно выделить следующие его составляющие [8, c. 23-30]
- системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
- установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
- социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
- социально-педагогическая опека и посредничество;
- социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.
Таким образом, профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая поддержка направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.
1.3 Направления социально-педагогической поддержки детства
Социально-педагогическая работа направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его жизненном пространстве.
Социальный педагог организует социально-педагогическую деятельность, исходя, прежде всего, из интересов и потребностей ребенка, семьи. Совместно с ними, опираясь на личностные, возрастные и индивидуальные особенности и имеющийся жизненный опыт, активизирует их позицию в интересах реализации жизненных планов.
Социальный педагог содействуют развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.
Для создания гуманных, комфортных условий в системе обучения и воспитания социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. [4,5,7]
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей.
Для этого проводятся следующие виды работ:
- проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
- изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
- изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
- определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
4. Социально-педагогическое консультирование.
- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
- консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));
- организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
- способствование пропаганде здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений.
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.
- сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями;
- поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);
- забота о больных, инвалидах и бедных;
- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
- работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры;
- проведение игр и творческих занятий с детьми;
- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
7. Организационно-методическая деятельность.
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований и др.
Глава II Направления и технологии работы, реализуемые в Чеховской школе-интернате
Как упоминалось ранее, социально-педагогическая работа организуется, исходя из интересов и потребностей ребенка и его семьи. Для эффективной организации социально-педагогической поддержки детства составляется план работы с описанием видов работ и участников деятельности. (Приложение 1, 2)
Кроме того, в Чеховской школе-интернате реализуется 3 основных направления, способствующих комфортному нахождению ребенка в ней:
1. Диагностическое направление.
2. Профилактическое направление.
3. Коррекционное направление.
Диагностическое направление предполагает исследование социума, окружающего ребенка, его семью, воспитательно-образовательного учреждения. То есть определяется «социальный диагноз», воспитательный потенциал микросоциума, готовность к включению всех значимых участников воспитательного процесса в социально-педагогическую деятельность.
В рамках данного направления применяются следующие технологии:
- формирование банка данных воспитанников-школьников;
- выявление детей группы риска (наличие инвалидности у ребенка; дети, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; дети из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами; неполные семьи; опекунские семьи и т.д.);
- диагностика особенностей межличностных отношений детей и педагогов, родителей и детей; исследование взаимоотношений, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе.
По результатам диагностики разрабатывается программа профилактики, коррекции, создается карта социально-личностного развития ребенка, карты семьи.
Профилактическое направление включает в себя использование следующих технологий, задача которых состоит в создании благоприятных психосоциальных условий для развития ребенка в социальной среде (образовательном учреждении, семье):
- социальный патронаж семей, состоящих на внутрешкольном учете;
- проведение информационно-разъяснительной работы на различные темы («Скажи вредным привычкам нет!», «Здоровый образ жизни», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Профориентация» «Трудовое право», «Уголовное право» и т.д.);
- проведение родительских круглых столов, во время которых родители заполняют анкеты и вопросники, для выяснения необходимости приглашения того или иного специалиста (например, приглашение медработников для беседы с детьми на темы: «Планирование семьи», «Уход за детьми» и т.д., которые предостерегают подростков от необдуманных поступков);
- сотрудничество с различными учреждениями и организациями в целях воспитания и социализации детей (КДН, ОДН, Дом творчества, медицинские учреждения, Центр занятости и др.).
(Приложение 3, 4)
Коррекционное направление предполагает преодоление уже имеющихся как групповых, так и индивидуальных проблем. С этой целью социальный педагог использует следующие технологии:
- информирование и обсуждение вместе с педагогами проблем конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов, склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания;
- привлечение определенных специалистов (Совет профилактики, психолого-медико-педагогический консилиум, педагогический совет) для решения той или иной проблемы;
- разработка и проведение совместно с психологом тренингов (тренинг «Развитие жизненных целей», «Конструктивного общения», «Психологический климат в коллективе», «Мои одноклассники и одноклассницы», «Конфликты в школе» и др.);
- проведение социально-педагогического консультирования и помощи педагогическому коллективу и семье: оказание помощи педагогическому коллективу (консультирование педагогов, что помогает понять ребенка и проблемы детских коллективов, поиск путей их решения) и родителям (работа с семьями, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, кризисные ситуации, конфликты и т.д.; помощь семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, содействие процессу семейного воспитания. Забота о благополучии ребенка в семье, вмешательство в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, внесение предложения о лишении прав родителей на ребенка. Согласование действий школы-интерната и семьи в интересах развития и воспитания ребенка, нахождение путей включения родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность); социально-педагогического внушения;
- осуществление социально-педагогической поддержки (взаимодействие всех специалистов);
- проведение экскурсий с целью увеличения представлений об окружающем мире, социализации и адаптации подростков;
- эффективной корректирующей технологией служит вовлечение в коррекционную деятельность тех детей и подростков, которые прошли успешную реабилитацию и коррекцию какой-либо девиации, так как дети лучше понимают сложности и переживания друг друга;
- помимо профилактической направленности, сотрудничество с различными учреждениями и организациями в целях воспитания и социализации детей (КДН, ОДН, Дом творчества, медицинские учреждения, Центр занятости и др.) имеет и коррекционное значение.
В связи с тем, что у умственно отсталых детей, помимо интеллектуальных нарушений, наблюдаются психические отклонения, которые часто проявляются в агрессивном поведении (часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом); часто выступают инициаторами драк и др.), в Чеховской школе-интернате большое внимание уделяется работе по профилактике и коррекции детской агрессии.
Работа по преодолению агрессивного поведения ведется в тесном сотрудничестве с психологом и включает в себя несколько направлений: (Приложение 5)
- работа с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
- обучение самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работа с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- конструктивные навыки общения – обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Реализовать эти коррекционные направления нам помогают игры и игровые приемы, описанные ниже.
Работа с гневом.
«Недружеский шарж» - этот игровой прием помогает детям достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и «выливает» свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т.д. необходимо увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его сильно разозлил, и предложить нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец и объяснить чем она отличается от обычного портрета. В процессе рисования не вмешиваться в то, как ребенок рисует, а стараться показать, что понимаете его чувства. Когда рисунок будет закончен, нужно подписать его, а затем спросить о том, как он себя чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружеским шаржем» (ребенок совершает это в действительности).
«Листок гнева», «Подушка для пинаний» и др.
Обучение самоконтролю.
Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, необходимо научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непросто, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Для выработки умения сдерживать сиюминутные порывы используются следующие приемы: «Сигналы гнева», «Гнев на сцене», «Посчитал до десяти я и решил» и др.
«Гнев на сцене» - этот прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребенок злится, ему предлагается представить, как выглядел бы гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна.
При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева.
Работа с чувствами.
«Знатоки чувств», «Отгадай, что я почувствовал?», «Страна чувств», «Чувства на сцене», «Рассказы по фотографиям».
«Знатоки чувств» - игра проводится с помощью мяча, который нужно передавать по кругу. Тот, у кого мяч в руках, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную). Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Чтобы проигрыш ребенка не вызывал обиды или агрессии, необходимо предупредить его, что игру можно повторить и это был только первый тур, а в конце игры его ждет приз. Этим создается настрой на запоминание новых слов. В дальнейшем можно использовать иллюстрации, чтобы ребенок не только знал слова, но и имел зрительное представление тех эмоций, которые он называл. С помощью этого игрового приема у детей появляется опыт их употребления.
Конструктивные навыки общения.
Сложность этого направления заключается в том, что для отработки навыков общения нужны другие люди, которые будут участвовать в той же деятельности, что и ребенок.
«Словарик добрых слов», «Слепой и поводырь», «Пилот и диспетчер», «Портрет агрессивного человека», «Пойми без слов», «Попросись на ночлег», «Критикуй, не обижая».
«Словарик добрых слов» - дети с умственной отсталостью и с агрессивным поведением часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми часто употребляют привычные грубые выражения. Для этого с ребенком заводится особый словарик. В него записываются различные прилагательные, причастия и существительные, которыми можно описать характер или внешность человека, то есть ответить на вопрос, каким может быть человек. Все слова должны быть добрыми, вежливыми и приятными, которые ребенок хотел бы услышать в свой адрес. В дальнейшем можно собрать несколько человек вместе и говорить друг другу только приятные друг другу слова.
Все эти направления и технологии работы способствуют тому, что
проявления агрессивного поведения сглаживаются, однако до конца не исчезают ввиду интеллектуальных нарушений у детей и подростков.
Для более эффективного закрепления тех знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на занятиях, совместными усилиями всего коллектива были разработаны социально-педагогические рекомендации для успешной поддержки детства в Чеховской школе-интернате.
К этим рекомендациям относятся:
- сосредоточение внимания педагогического коллектива и администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся и их родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями;
- проведение игр и творческих занятий с детьми для более полного восприятия действительности и расширения их представлений о внешнем мире, что связано с особенностями их высших психических функций;
- помощь в личностном и профессиональном самоопределении, приобщении детей с интеллектуальными нарушениями к общечеловеческим ценностям;
- участие в методических секциях, семинарах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим и другим проблемам и распространение усвоенной информации в пределах коллектива;
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий, достижений науки и практики на современном этапе.
Все эти рекомендации помогают эффективной работе с умственно отсталыми детьми и подростками и их родителями, способствуют их социализации и адаптации в общество, что является главной целью всего педагогического коллектива и учебного учреждения в целом.
Заключение
Цель проекта достигнута путем реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования по теме «Содержание системы социально-педагогической поддержки детства. Основные направления, определяющие ее развитие» можно сделать ряд выводов:
1. Теоретико-методологическое исследование показало, что социально-педагогическая поддержка детства осуществлялась с древнейших времен и определялась характерной для общества ценностной позицией, то есть системой устойчивых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений.
2. Социально-педагогическая поддержка детства представляет собой социально-педагогическую деятельность, направленную на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Кроме того, социально-педагогическая деятельность предполагает социальное закаливание подопечных, то есть развитие способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социализации и адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
3. Социально-педагогическая работа направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его жизненном пространстве.
Для создания гуманных, комфортных условий в системе обучения и воспитания социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
В Чеховской школе-интернате реализуется 3 основных направления, способствующих комфортному нахождению ребенка в ней:
А. Диагностическое направление - исследование социума, окружающего ребенка, его семью, воспитательно-образовательного учреждения.
Б. Профилактическое направление - создание благоприятных психосоциальных условий для развития ребенка в социальной среде (образовательном учреждении, семье).
В. Коррекционное направление - преодоление уже имеющихся как групповых, так и индивидуальных проблем.
4. В связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдаются проявления агрессивного поведения, в Чеховской школе-интернате большое внимание уделяется работе по профилактике и коррекции агрессии.
Работа по преодолению агрессивного поведения ведется в тесном сотрудничестве с психологом и включает в себя несколько направлений:
- работа с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
- обучение самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работа с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- конструктивные навыки общения – обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Все эти направления и технологии работы способствуют тому, что
проявления агрессивного поведения сглаживаются, однако до конца не исчезают ввиду интеллектуальных нарушений у детей и подростков.
5. В современных условиях решение проблем социально-педагогической поддержки возможно при согласованных действиях всех специалистов-участников воспитательно-образовательного процесса, с опорой на достижения педагогики, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики, медицины и других наук.
6. Для эффективной работы в Чеховской школе-интернате разработаны и применяются: план социально-педагогической деятельности, технологии и рекомендации для успешной социально-педагогической поддержки.
Список литературы:
1) Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. и др. Методика и технология работы социального педагога \ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2006.
2) Андреев И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2000.
3) История социальной педагогики / Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студентов вузов (Авт.-сост. М.А. Галагузова и др.). М., 2000.
4) Никитина В.А. Социальная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5) Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
6) Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. – М.: Народное образование, 2002. – 112 с.
7) Сластенин В.А., Грачев В.В. Социальный педагог: Учебно-метод. материалы. М., 1991.
8) Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.
Приложения
Приложение 1
«Утверждаю»
Директор школы-интерната ______________________
«____»________20 г.
ПЛАН РАБОТЫ
По социально-педагогической поддержке детства
школы-интерната УО г. Чехова на _________ учебный год.
№ п./п.
|
Мероприятие
|
Срок выполнения
|
Ответственный
|
1.
2.
3
4
5
6
.
7
8
|
Организационная работа.
Работа с документацией.
Работа с детьми «группы риска» и учащимися, состоящими на внутришкольном учёте
Работа с опекаемыми и опекунами (попечительство)
Помощь семье в проблемах, связанных с учёбой и воспитанием ребенка
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость
Консультирование групповое, индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций.
Методическая работа
- работа с пед. коллективом
- работа с классными руководителями;
- самообразование
Совместная работа с ОДН, КДН
Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних «группы риска» и состоящих на внутришкольном учёте.
|
Сентябрь
Октябрь,
март
Сентябрь, май
Сентябрь-май
Сентябрь-май
Ноябрь, март
Сентябрь,
ноябрь, январь,
апрель, май.
|
Соц. педагог
Классные руководители.
Соц. педагог,
психолог
Соц. педагог
психолог
Соц. педагог
Кл. рук.
Соц. педагог, психолог, кл. рук.
Соц. педагог,
Соц. педагог, психолог, кл.рук.
Соц. педагог, психолог, кл.рук.
|
Приложение 2
«Утверждаю»
Директор школы-интерната ______________________
«____»________20 г.
План работы социального педагога
школы-интерната УО г.Чехова
на ___________ учебный год.
- Работа с подопечными и опекунами.
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
- Осеннее и весеннее обследование жилищно-бытовых условий жизни опекаемых учащихся, составление актов обследования.
|
Сентябрь
Май
|
- Медицинское обследование опекаемых.
|
Октябрь
Апрель
|
- Участие в рассмотрении конфликтов с подопечными и преждевременно оказывать им социальную помощь.
|
Сентябрь-май
|
|
|
- Проведение работы по выявлению интересов, потребностей, трудностей в учёбе.
|
Сентябрь-май
|
- Оказание помощи опекунам в воспитании детей.
|
Сентябрь-май
|
- Работа с детьми «группа риска»
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
- Выявление и учёт вновь прибывших учащихся «группы риска».
|
Сентябрь
|
- Посещение детей и составление актов обследования жилищно-бытовых условий.
|
Октябрь
|
- Составление индивидуальных социально-профилактических карт на каждого ребёнка.
|
Сентябрь- май
|
- Путём систематических наблюдений, установить характер педагогической запущенности.
|
Октябрь-ноябрь
|
- Организация правовой пропаганды (проведение лекций, бесед на правовые темы с учащимися и родителями).
|
Октябрь,декабрь
февраль,апрель
|
- Индивидуальная работа с подростками, состоящими на учёте в ОДН и их родителями.
|
Сентябрь-май
|
- Проведение заседания Совета профилактики.
|
Октябрь,декабрьмарт,май
|
- Работа с неблагополучными семьями.
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
- Выявление детей, не приступивших к учёбе, с целью возвращения н/л в учебное заведение и принятия мер к родителям.
|
Сентябрь
Январь
Апрель
|
- Выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей, факторов жесткого обращения с несовершеннолетними.
|
Сентябрь- май
|
- Проведение рейдов с целью проверки неблагополучных семей, предупреждения родителей об ответственности в соответствии с законом, изучения жилищно-бытовых условий.
|
Сентябрь,январ
|
- Подготовка и передача в органы опеки и попечительства материала на лишение родительских прав в необходимых случаях.
|
По мере необходимости
|
- Совместная работа психолога и социального педагога.
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
- Выявление учащихся «группы риска»
|
Сентябрь
|
- Психологическое обследование детей данной группы.
|
Сентябрь
|
- Составление социальных паспортов на каждого ребёнка.
|
Сентябрь
|
- Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы.
|
Сентябрь-май
|
- Участие в заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
|
2 раза в месяц
|
- Выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, занятия бродяжничеством, преступную деятельность.
|
Сентябрь- май
|
- Работа по выявлению фактов употребления учащимися ПАВ, предупреждению распространения наркомании и токсикомании среди учащихся.
|
Ноябрь
Март
|
- Проведение индивидуального консультирования родителей.
|
Сентябрь-май
|
- Совместная работа с классными руководителями и администрацией школы.
|
Сентябрь-май
|
Социальный педагог школы-интерната:________________________
Приложение 3
«Утверждаю»
Директор Чеховской школы-интерната ______________________
«____»________20 г.
План работы Совета профилактики
безнадзорности и правонарушений
Чеховской школы-интерната
на 2011-2012 учебный год
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
- Обсуждение плана работы Совета профилактики на _____________ учебный год.
|
Август
|
Зам. директора по УВР
|
- Состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на укрепление дисциплины и порядка.
- Занятость подростков «группы риска» в кружках и секциях.
- Рассмотрение персональных дел учащихся, состоящих на ВШУ.
|
Октябрь
|
Зам. директора по УВР
Педагог-психолог
Соц. педагог
|
- Организация встреч учащихся с инспекторами ОДН.
- Проведение Единого дня профилактики ПАВ.
- Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
- Планирование работы с учащимися, состоящими на ВШУ.
|
Декабрь
|
Соц. педагог
Педагог-психолог
|
- Обмен опытом работы воспитателей по предупреждению безнадзорности и правонарушений 8-9 классов.
- Общешкольное родительское собрание. Родительский лекторий «Проблемы семейного воспитания»
- Постинтернатное трудоустройство и дальнейшее обучение выпускников.
|
Март
|
Соц. педагог
Педагог-психолог
|
- Подведение итогов работы Совета профилактики по безнадзорности и правонарушений школы-интерната №1.
- Итоговые родительские собрания в 5-9 классах.
- перевод учащихся в ЦСТА.
|
Май
|
Директор
Зам. директора по УВР
Соц. педагог
Педагог-психолог
Инспектора ОДН
|
Приложение 4
Лекторий для педагогического коллектива
Чеховской школы-интерната
на ______________________ учебный год
п\п
|
Тема выступлений
|
Время проведения
|
1.
|
«Роль нравственно-правового обучения и воспитания в предупреждении девиантного поведения детей с нарушением интеллекта»
|
Сентябрь
|
2.
|
«У каждого ребенка есть право на жизнь без насилия»
|
Октябрь
|
3.
|
«Детская агрессия. Как работать с агрессивными детьми»
|
Ноябрь
|
4.
|
«Конфликты в школе и пути их разрешения»
|
Январь
|
5.
|
Проведение семинара практикума с педагогами и воспитателями по теме: «Сохранение психологического здоровья педагога»
|
Март
|
6.
|
«Значение аутотренинга и пути его практического использования в работе педагога»
|
Май
|
Лекторий для родителей учащихся
Чеховской школы-интерната
на ______________________ учебный год
п\п
|
Тема выступлений
|
Время проведения
|
1.
|
«Успех семейного воспитания. От чего он зависит?»
|
Сентябрь
|
2.
|
«Проблема взаимоотношения родителей и подростков»
|
Октябрь
|
3.
|
Круглый стол с родителями на тему: «Проблемы подростковой наркомании. Как уберечь ребенка от беды?»
|
Январь
|
4.
|
«Психологические и возрастные особенности в подростковом возрасте»
|
Март
|
5.
|
«Значение правильного выбора профессии в жизни человека»
|
Апрель
|
6.
|
«Помощь семье в правильной профессиональной ориентации подростка»
|
Май
|
Лекторий для учащихся
Чеховской школы-интерната
на ______________________ учебный год
п\п
|
Тема выступлений
|
Время проведения
|
1.
|
Беседа с учащимися 7-9 классов на тему: «Жизнь без вредных привычек»
|
Октябрь
|
2.
|
«Ваше право на жизнь без насилия»
|
Ноябрь
|
3.
|
«Эмоции положительные и отрицательные»
|
Январь
|
4.
|
«Что делает человека счастливым и здоровым?»
|
Март
|
5.
|
Проведение тренинга с учащимися 9 класса на тему: «Восстановление эмоционального равновесия с помощью саморегуляции»
|
Май
|
Приложение 5
«Утверждаю»
Директор Чеховской школы-интерната ______________________
«____»________20 г.
План совместной работы
педагога-психолога и социального педагога
школы-интерната УО г. Чехова
на ____________ учебный год
Работа с учащимися “группы риска”
1. Выявление учащихся “группы риска”
2. Проведение диагностического обследования учащихся данной группы
3. Составление диагностических карт на каждого ребенка
4. Составление социальных паспортов на каждого ребенка
5. Составление профилактических карт на каждого ребенка
6. Профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми “группы риска”:
- внедрение программ по предупреждению зависимости учащихся от психоактивных веществ;
- наблюдение;
- беседы;
- тренинговые занятия;
- консультации.
Работа с родителями
1. Получение необходимой информации от родителей для дальнейшего диагностического исследования.
2. Проведение диагностического исследования психологического климата межличностных взаимоотношений в семье и стиля воспитания родителей.
3. Индивидуальные семейные консультации родителей учащихся, находящихся на внутришкольном контроле и учащихся «группы риска».
Работа с администрацией школы и педагогическим коллективом
1. Разработка мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогов, по созданию благоприятного климата в педагогическом коллективе.
2. Ведение пропаганды психолого-педагогических знаний среди педагогического коллектива.
3. Совместное изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся
4. Совместное посещение семей и изучение психологической атмосферы и стиля воспитания в семье.
5. Совместное составление социальных паспортов классов.
6. Участие в работе психолого-педагогических консилиумов и Совета профилактики по обсуждению результатов диагностической, коррекционо-развивающей и профилактической работы с учащимися «группы риска» и трудновоспитуемыми подростками.
Педагог-психолог:____________________
Социальный педагог:____________________
|