Номер слайда
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
1.Организационный этап (1 мин)
Цель: контролирует готовность учащихся к мероприятию, приветствует их и определяет настрой ребят.
|
Цель: контролируют свою готовность к игре, демонстрируют готовность к мероприятию, приветствуют ведущего.
|
1
|
Мотивационный этап (2 мин.)
Цель: обеспечение мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя.
Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
Наше мероприятие посвящено одной из самых главных страниц нашей истории – 100-летию революции 1917 года в России.
Сегодня нам предстоит вспомнить события тех дней.
|
Цель: осознание того почему и для чего им нужно изучить данную тему.
Дают ответы на вопрос.
|
2
|
Операционный этап (35 мин)
Цель учителя: формирует у учеников мотив достижения успеха.
- объясняет правила игры
В игре принимают участие 3 команды.
Игра включает три тура.
1 тур. Разминка команд.
Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего.
За каждый правильный ответ начисляется один балл (см. приложение 1)
2 тур. «Битва полков».
Начинает игру команда, набравшая наибольшее количество баллов в 1 туре. Команда выбирает тему и категорию вопроса. За правильный ответ:
- медаль «Аврора» начисляется 1 балл.
- орден «Октябрьской революции» начисляется 2 балла.
- орден «Ленина» начисляется 3 балла.
3 тур. «Контрудар». Команды, согласно набранным баллам, открывают свою «звезду» (любую из четырех). За правильный ответ команда получает три балла.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
|
Цель учащихся: на данном этапе происходит демонстрация того, что учащиеся уже знают и умеют, то есть с создания «ситуации успеха». Каждый ученик в индивидуальном порядке выполняет конкретно-практическую задачу и дает констатирующую оценку своих достижений. Таким образом, учащиеся убеждаются в своем успехе и показывают его другим.
Учащиеся делятся на команды заранее.
|
|
1 тур. Разминка команд.
Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего.
За каждый правильный ответ начисляется один балл (см. приложение 1)
|
|
3
|
2 тур. «Битва полков».
Начинает игру команда, набравшая наибольшее количество баллов в 1 туре. Команда выбирает тему и категорию вопроса. За правильный ответ:
- медаль «Аврора» начисляется 1 балл.
- орден «Октябрьской революции» начисляется 2 балла.
- орден «Ленина» начисляется 3 балла.
|
|
4
|
Вопрос : о каких исторических личностях идёт речь? Какие должности они занимали во время революции?
|
Ответы:
1- Дзержинский
2 – Буденый
3 - Чапаев
|
5
|
советский военно-политический деятель, один из руководящих работников Красной армии периода Гражданской войны и первой половины 1920-х гг.
победитель Колчака, уральских казаков и Врангеля
покорителя Туркестана, ликвидатора петлюровцев и махновцев
под его руководством был создан первый Совет рабочих депутатов
Вопрос : о какой исторической личности идёт речь? Какую должность он занимал во время революции?
|
М.В. Фрунзе
|
6
|
«Для нас условен стал герой,
Мы любим тех, что в черных масках,
А он с сопливой детворой
Зимой катался на салазках.
И не носил он тех волос,
Что льют успех на женщин томных, -
Он с лысиною, как поднос,
Глядел скромней из самых скромных.
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?»
Вопрос : о какой исторической личности идёт речь? Какую должность он занимал во время революции?
|
Стихотворение «Ленин», посвященное В. Ульянову, в октябре 1917 года он был председателнм Совета Народных Комиссаров
|
7
|
В те бурные годы было создано немного картин, посвященных Октябрю. Из них особенно интересна картина-аллегория Б. М. Кустодиева "Большевик«.
Вопрос : о чем его композиция?
|
В те бурные годы было создано немного законченных картин, посвященных Октябрю. Из них особенно интересны своеобразные картины-аллегории Б. М. Кустодиева и К. Ф. Юона. На полотне Б. М. Кустодиева "Большевик" (1920, илл. 1) перед нами великан, вышедший из народа, высоко поднявший знамя борьбы и поведший за собой массы; стремительно шагает он над городом с его дворцами и фабриками, церквями и лавками. Как в народной былине, с помощью простодушной и мудрой гиперболы раскрыта в этом полотне с его немного резкой красочностью сила победоносной русской революции.
|
8
|
Восторженное отношение к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года он беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение.
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
"О"!
О,звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Вопрос : как называется это стихотворение и кто автор этих строк, посвященных революции 1917 года?
|
Маяковский, «Ода революции»
|
9
|
Произведения Михаила Георгиевича Соколова о знаковых событиях советской истории находятся в экспозиции Государственного музея Революции СССР.
Вопрос : какое событие отражено на картине?
|
|
10
|
Манифестацию, как говорят и пишут, устроили большевики без ведома Петроградского Совета. В результат оказалось около 20 убитых и 500 раненых.
Вопрос : когда произошли события, о которых идёт речь? Какое название они получили?
|
Антиправительственные выступления в Петрограде. Июльский кризис власти.
|
11
|
Уход со Съезда делегатов-меньшевиков и социалистов-революционеров представляет собою … преступную попытку сорвать полномочное всероссийское правительство рабочих и солдатских масс в тот момент, когда авангард этих масс с оружием в руках защищает Съезд и революцию от натиска контрреволюции
Вопрос : когда произошли события, о которых идёт речь? Какое название они получили?
|
Уход со Съезда делегатов-меньшевиков и социалистов-революционеров представляет собою … преступную попытку сорвать полномочное всероссийское правительство рабочих и солдатских масс в тот момент, когда авангард этих масс с оружием в руках защищает Съезд и революцию от натиска контрреволюции
25 октября 1917 год.
Заседание II Съезда Советов
|
12
|
Когда министры стали собираться в Зимний Дворец, из кабинета вылетел Керенский… и, весь бледный и «вдохновенный», объявил, что «открыт заговор ген. Корнилова» … генерал Корнилов немедленно будет смещён с должности главнокомандующего, как «изменник»…
Вопрос : когда произошли события, о которых идёт речь? Какое название они получили?
|
27 августа 1017 года Корниловский мятеж
|
13
|
В годы Гражданской войны и интервенции появлялись военно-политические силы и движения.
«Белое движение» - оно сформировалось в ноябре 1917 г. на юге России, в Новочеркасске, путем создания воинских офицерских формирований.
«Красные» (большевики) - они считали, что революция и Гражданская война неразрывны, поэтому готовились к ней и создавали военные формирования. Сначала это была Красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия. Национальные движения - борьба за обретение самостоятельной государственности и отделение от России.
Вопрос : а кто такие «зеленые»?
|
Так называлось крестьянское движение в период Гражданской войны, выступавшее как против «красных», так и против «белых». Из наиболее значимых можно выделить движение под руководством Н.И. Махно (им была создана «республика Гуляй-поле») и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова.
|
14
|
В Российской Федерации гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вопрос : а кто мог участвовать в выборах в Учредительное собрание 1917 года?
|
Выборы в Учредительное собрание 1917 года проходили в нескольких избирательных округах, на которые была разделена страна. Избирателем мог стать любой гражданин от 20 лет либо человек, проходящий службу в армии, в возрасте от 18 лет. Также в выборах могли участвовать женщины, что было в диковинку не то что в России, но и в большинстве стран.
|
15
|
Сразу после начала февральской революции встал вопрос о новом российском гимне. Поэт Брюсов предлагал устроить всероссийский конкурс на выбор новых музыки и слов гимна. Но все предложенные варианты были отклонены Временным правительством, утвердившим в качестве государственного гимна «Рабочую Марсельезу».
Вопрос: а какой гимн был предложен Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов?
|
«Интернационал»
|
16
|
Ситуация в России к началу 1917 года свидетельствовала о том, что война вызвала расстройство всего народного хозяйства. Кроме того:
- общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег;
- в стране назревал голод;
хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%;
- З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;
- повсюду стояли очереди за продуктами.
Вопрос: какова была покупательная способность рубля к февралю 1917г. ?
|
Покупательная способность рубля к февралю 1917 года составила 27 копеек.
|
17
|
26 июля в Петрограде открылся VI съезд партии большевиков. От Иваново – Вознесенской большевистской организации принимали участие пять делегатов. Они представляли партийную организацию Иваново – Вознесенска. VI съезд нацелил партию на вооруженное восстание, социалистическую революцию. На этом съезде была дана оценка положения – «Мирный период революции кончился, наступил период немирный, период схваток и взрывов»
Вопрос: сколько членов состояло в организации Иваново – Вознесенска и какое она занимала место по численности?
|
5440 человек и занимала 3 место после Москвы и Петербурга.
|
18
|
В знаковом для страны 1917-м «Трифоныч» воевал на стороне революционеров в Москве. В 1918 году он возглавил Иваново-Вознесенский губком РКП(б) и получил должность военного комиссара Иваново-Вознесенской губернии. «Он подписал декреты о создании двух театров – в Иванове и Шуе. Казалось бы, вокруг разруха - какой театр? Но он был твердо убежден, что людям нужна и духовная пища».
Вопрос: кому в г. Иваново установлен памятник и чье имя носит одна из улиц?
|
М.В. Фрунзе
|
19
|
Эта глубоко штатская женщина - стоила «не одного спеца по военным делам».
- в Октябрьские дни 1917 года она была членом штаба Красной гвардии Городского района Москвы и душой событий на важнейших участках боев в Москве; - принимала активное участие в разработке оперативного плана восстания, инструктировала командиров отрядов, посылала в разведку, выслушивала донесения и тут же принимала по ним решения;
- авторитет Ольги Афанасьевны в революционной армии был очень велик.
Вопрос: кто же она? Уроженка г. Иваново, известная революционерка, историк, а также партийный и государственный деятель. Партийные клички «Мария Ивановна», «Екатерина Николаевна.
|
Ольга Варенцова.
|
21
|
Это памятник и символ судьбы. За его создание, Лев Головницкий в 1967 был удостоен премии им. Ленинского комсомола. Гранитный постамент украшают памятные надписи. Внизу -"Комсомольцам - героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале", на тыльной стороне - "Установлена комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ 29 октября 1958 года".
Вопрос: а что написано на передней плоскости?
|
«Орленок»
|
22
|
Вопрос: что послужило сигналом к началу штурма Зимнего дворца?
|
25 октября по старому стилю или 7 ноября по новому на II Всероссийском съезде советов Лениным была объявлена победа революции и провозглашен переход власти в стране к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вечером 25 октября 1917 года в 21:45 был дан холостой выстрел из носового орудия крейсера Балтийского флота «Авропы», находившегося в тот момент на ремонте в Петрограде.
|
23
|
Величайшего человека нашего времени миллионы людей во всем мире знают под одним именем. Это имя — Ленин!
Сам же Ленин в автобиографическом наброске в мае 1917 года писал: «Зовут меня Владимир Ильич Ульянов»
Ленин — это один из его псевдонимов.
Одной из первых взрослых партийных кличек Ульянова была - Петербуржец (1893 год), будучи членом марксистского кружка студентов Питерского технологического института имел кличку Тяпкин-Ляпкин,будучи в то же самое время пропагандистом марксовских идей среди рабочих Питера - был известен под кличкой Николай Петрович, а на Васильевском острове - как Федор Петрович.
Вопрос: а как называли его друзья и товарищи по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса»?
|
Стариком». Такова была партийная кличка Ленина в 1893 — 1895 годах.
|
24
|
Вопрос: назовите основные этапы военных боевых действий.
|
1. 12 марта (по н. ст.) 1917 г. - Февральская буржуазно-демократическая революция в России. Свержение самодержавия.
2. Апрель 1917 г. - Вступление в войну США на стороне Антанты.
3. 7 ноября (по н. ст.) 1917 г. - Великая Октябрьская социалистическая революция в России.
4. Декабрь 1917 г. - Заключение перемирия на Восточном фронте.
5. 1917-1918 гг. - Рост революционного и национально-освободительного движения во всем мире под влиянием Февральской и особенно Октябрьской революции в России.
|
25
|
Стихотворение С.Есенина.
Аналитический этап (2 мин)
Цель: подведение итогов, награждение победителей.
Беседа с участниками игры: что им самим понравилось, что они сами считают удавшимся, а что – не очень. Чему они научились в процессе игры. Что, возможно, хотели бы скорректировать в следующей попытке. Как они считают, были ли достигнуты цели урока?
«Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века. Невозможно отрицать тот факт, что попытка построения на земле нового справедливого общества решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала громадное влияние на прогресс народов всей планеты».
События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства. Найти в настоящем мире ответы, куда и зачем мы идём, в чём наша ответственность за положение дел в современной России, невозможно без анализа истоков великого излома 1917 года.
|
Цель: осознание значимости своей деятельности на уроке, высказывают свое мнение о проведенной игре, самооценка деятельности на уроке.
|