проблема: Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
Этапы проекта
Действия
Результат
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
Конспект, закладки,
на странице размещайте только список использованной литературы, ссылки на Интернет-источники
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
конспект, закладки
на странице размещайте только список использованной литературы, ссылки на Интернет-источники
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
8-9 класс - "Ася"
опорная таблица
разместить на странице
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
№14
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Я согласна с высказыванием С.И.Львовой, что пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота знак имеет свое определенное назначение в системе письма и свой неповторимый "характер". Примером может послужить текст Агеева Михаила.
• У точки функция завершения, завершает повествовательные предложения. Например: Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. • Такой знак как запятая имеет несколько функций: завершение и выделение. 1. Выделяет причастный оборот (обособленное определение). Например: Однажды в начале октября, рано утром, |уходя в гимназию|, я забыл ещё вчера приготовленный матерью конверт с деньгами. 2. Также выделяет и деепричастный оборот. Например: Мать, од¬на¬ко, сто¬я¬ла в сто¬рон¬ке в своей об¬лы¬сев¬шей шубёнке, в смеш¬ном ка¬по¬ре, под ко¬то¬рым ви¬се¬ли седые во¬ло¬си¬ки, и с за¬мет¬ным вол¬не¬ни¬ем, как-то ещё более уси¬ли¬вав¬шим её жал¬кую внеш¬ность, /бес¬по¬мощ¬но вгля¬ды¬ва¬лась в бе¬гу¬щую мимо ораву гим¬на¬зи¬стов/, ко¬то¬рые,/ сме¬ясь/, на неё огля¬ды¬ва¬лись и что-то друг другу го¬во¬ри¬ли. 3. Запятая разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного • Функция знака тире: выделение авторских слов от прямой речи. Например: - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и желтенькой ручкой бряхливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, ты забыл деньги, а я думаю - испугается , так вот принесла • Запятая также выделяет обращение героев друг к другу. например: - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и желтенькой ручкой бряхливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, ты забыл деньги, а я думаю - испугается , так вот принесла.
Итак, С,И,Львова оказалась права, что пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота знак имеет свое определенное назначение в системе письма и свой неповторимый "характер".
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
Выпустить информационную газету
газета
на странице разместить качественное фото
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
Почему я выбрал этот проект?
Что в нем было самого необычного? Банального?
Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
На: Васильева Дарья, Сироткина Дарья и Смолькова Кристина
конспекты