4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
№21
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
|
(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3)Давайте в Робинзона.
– (4)Нет... скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.
– (9)Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.
– (10)Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.
(12)Она была страшная плакса.
– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.
(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?
(По Л.Н. Толстому) *
* Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель..
|
|
|
|
|
сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение на тему высказывания “Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания”
Г.Г.Граник
Профессор Г. Г. Граник говорила “Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания”. В этом высказывании находится большой смысл, указывающий на сильную важность знаков препинания, без которых текст может быть искажён или вовсе непонятен. Давайте же узнаем почему знаки препинания так сильно влияют на русский язык, и почему профессор их называет “сигналы”.
В реальной речи мы говорим с паузами, интонацией, эмоциональной окраской, и для того, чтобы передать эти качества на письме, нужны знаки препинания. Они служат нам проводниками в чтении, которые передают смысл текста более разнообразно, их и называют сигналами потому, что данные паузы, пробелы, восклицания пытаются помочь, чтобы мы обратили на них внимание и лучше поняли смысл текста. Знаки препинания “словно маяки, которые освещают путь кораблям предложений и словосочетаний, помогая им где-то остановиться, а где-то ускорить ход”. Но нужны ли данные маяки нам в живой письменности или без них легко можно обойтись? Конечно же нужны ведь: во-первых, как я и говорил, без знаков препинания может полностью измениться смысл или он просто будет непонятен: “казнить, нельзя помиловать или казнить нельзя, помиловать?” Во-вторых, без знаков препинания текст будет простой, однообразный, неэмоциональный, его будет просто неинтересно читать, мы не будем знать какие точно были чувства персонажей, изложенные на письме:” Ох! Как плохо мне!!! Я, умру!?” В-третьих, конечно же это огромное разнообразие в структуре текстов, предложений, словосочетаний, которое дают нам знаки препинания, и без которых чтение не было бы столь интересным и захватывающим!
Итак, мы разобрали высказывание профессора Граник, смысл слова “сигналы” в данном высказывании, который означает, что знаки препинания используются так же, как и сигналы: пытаются привлечь к себе внимание, чтобы лучше изложить суть текста. Мы доказали почему без данных “маяков” нельзя обойтись: искажённый смысл, слишком простые и
неэмоциональные предложения, отсутствие разнообразия. Из всего этого вытекает, что профессор Г.Г.Граник хотела нам сказать, как необходимы знаки препинания в нашей речи, как нужны они нам на письме .
|