Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
Этапы проекта
Действия
Результат
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
Моисеев, А.И. Из истории пунктуации: молчанка-черта-черточка-тире/ А.И.Моисеев // Русская речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58.
Открытый банк заданий, ФИПИ ОГЭ, текст Т.Толстой
Фёдорова Л., «Точка, точка, запятая... (Из истории пунктуации)»//Журнал «Филолог», №10, 2010 г., http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
выделения, разделения и завершения (отделения)
3. Систематизация знаний о знаках препинания
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» — и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», — ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.
(По Т. Толстой) *
* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) — современная писательница, телеведущая, филолог..
Лингвист Н.С. Валгина сказала: "При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость". Это значит, что тире помогает лучше понять автора, то, о чем он хочет нам сказать. А также подобрать правильную интонацию при прочтении. Докажу это на примере текста Т.Толстой.
В предложениях 13-14 с помощью тире ярко раскрывается чувство восторга, которое испытывает зритель в ожидании киносеанса, как чуда. В предложении 16 заметна динамичность момента. Ведь кино для автора всегда начинается стремительно, молниеносно, поэтому здесь нет места простой паузе-запятой, и нужно только тире—знак неожиданности, напряжённости и переполняющей душу радости. Слово «понеслось» только усиливает этот эффект, и мы, читатели, как будто сами оказались в кинотеатре и замерли перед экраном. В 21 в предложении 21 автор использует тире, чтобы лучше показать читателю, что он ожидает от кино, каких ощущений он ждёт. А вот в предложении 26 автор использует тире, чтобы более выразительно показать, что театр лучше подойдёт взрослым, а кино - детям.
Итак, права была Н.С. Валгина. Тире и вправду играет большую роль, передаёт высокую эмоциональную нагрузку, психологическую напряжённость.
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
Почему я выбрал этот проект?
Что в нем было самого необычного? Банального?
Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
О ТИРЕ
Тире - такой же важный по значимости знак препинания ,как и любой другой. В большинстве случаев тире ставится вместо пропущенных слов, чаще перед словом «это», дабы сделать на него смысловое ударение и обратить внимание читателя.
Существует два вида тире, выполняющих различные роли в предложении. Одиночное тире может являться аналогом запятой или для отделения членов предложения друг от друга. Парное тире служит для выделения слова или словосочетания . Правильное использование тире позволяет понять структуру предложения, а значит и смысл написанного.
В предложениях тире выполняет несколько функций. Во-первых, это выделительная функция (вставные предложения, приложения, слова автора). Тире оформляет реплики диалога.
Проиллюстрировать названную функцию тире можно на примере: «Именно то, что наиболее естественно, -заметил он, - менее всего подобает человеку». Во-вторых, тире выполняет разделительную функцию и может быть использовано в простом предложении, чтобы отделить ряд однородных членов от обобщающего слова. Тире разделяет подлежащее и сказуемое при отсутствии связки, члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении, также члены предложения для подчеркивания слов, стоящих в конце предложения, чаще обстоятельств. Примером может служить следующее предложение: «Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом». В-третьих, тире употребляется в смыслоразличительной функции (оформляют смысловые отношения времени или условия, следствия, результат вывода, противопоставления, сравнения). Для примера обратимся к предложению: « Знание законов не желательно - обязательно». В этом примере тире указывает на противопоставление частей по смыслу. И, наконец, в – четвертых, тире можно использовать для передачи эмоциональной составляющей речи пишущего. Оно добавляет в интонационно скудное предложение некую притягательность и привносит туда эмоциональную напряженность и остроту: «Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень - и уснула».
В заключение хочется отметить, что на самом деле, нетрудно запомнить эти простые правила написания тире, поскольку их использование отражает саму логику письменного русского языка.