Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
Этапы проекта
Действия
Результат
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
Валгина Нина Сергеевна., Русская пунктуация: принципы и назначение [Текст] : Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1979. - 125 с.
Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
Никитин Сергей, Фокус с точками, http://www.bards.ru/archives/part.php?id=51565
Фёдорова Л., «Точка, точка, запятая... (Из истории пунктуации)»//Журнал «Филолог», №10, 2010 г., http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
конспект, закладки
на странице размещайте только список использованной литературы, ссылки на Интернет-источники
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
8-9 класс - "Ася"
опорная таблица
точка
-ставится в конце повествовательного предложения. /Городок 3. лежит в двух верстах от Рейна.
-ставится в конце побудительного предложения. /Полоно, Ася, успокойся.
Запятая
-разделяет однородные члены. /Я был здоров , молод, весел, деньги у меня не переводились.
-разделяет простые предложения в составе сложного. /День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бедный и смутный, тихо таял и переливался в ночь.
-выделяет придаточное предложение в составе сложного./Освещали снизу листья деревьев, что придавало им праздничный и фантастичный вид.
Двоеточие
-двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединённых с первым посредством союзов. /Собралось довольно много нарорда: добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
многоточие -служит для обозначения незаконченности высказывания. /Я быстро обенулся...
-служит для обозначения заминок или перерывов в речи. /Я никак не ожидал... в таком захолустье, начал было я.
Точка с запятой
-ставятся в бессоюзном сложном предложении между состовляющими его частями. /Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее.
Кавычки
-употребляется для выделения прямой речи , цитат, названий предприятей и другие. /Я чуть с ума не сошёл в дрезденском "Грюне Гевёлбе".
Вопросительный занк
-завершает предложение, ставится для выражения вопроса или сомнения. /Ася довольно тебе?
Восклицательный знак
-выполняет интонационо-экспрессивную функцию, ставится в конце предложения для выражения изумленя, сильного чуства, волнения и тому подобного. /Чем молодость не тешится!
Тире
-служит для обозначения прямой речи. /-Это что? -спросил я подошедшего ко мне старикав плисовом жилете.
скобки
-выполняет функцию выделения слова или предложения, для дополнения или пояснения последствуещего предложения. /Тотчас после захождения солнца(дело было в июне), прехорошенькие белокурые немочки и, встретясь с иностранцем,....произноили..
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
№13
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».
(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.
(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.
(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:
– (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?
(25)Тут я выскакиваю и ору:
– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!
– (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!
(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.
(35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.
– (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…
– (37)Да, да…
(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.
(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.
(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.
– (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.
…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?
(По Э.Е. Фоняковой) *
* Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..
сочинение-рассуждение
Известный лингвист Г.Г.Граник писал: "Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать знаки препинания". Я понимаю это высказывание так: у каждого знака препинания своя функция. Они могут завершать предложения, выделять что-то в тексте или разделять однородные члены и предложения. Докажу это примерами из текста Э.Фоняковой. В конце 5 предложения стоит точка. Это значит, что предложение завершено, по цели высказывания оно повествовательное. Нужно сделать паузу. А в конце 2 предложения сотит вопросительный знак, это значит, что его нужно произносить с вопросительной интонацией. В конце 26 предложения стоит вослицательный знак, это значит, что его нужно произносить с вокслицательной интонацией. В конце 55 предложения стоит многоточие, это значит, что нужно сделать паузу. В 36 преложении ставится запятая, которая выделяет обращение "Маменька". В предложении 30 выделено запятыми обособленное обстоятельство "притаившись". А в предложении 41 запятая разделяет однородные члены "необычный, невесёлый". Итак, прав был Г.Г.Граник, который писал о том, что знаки препинания подают нам сигналы для понимания текста.
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
Выпустить информационную газету
газета
на странице разместить качественное фото
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
Почему я выбрал этот проект?
Что в нем было самого необычного? Банального?
Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (А. Каневский)
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился