Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
Этапы проекта
Действия
Результат
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
закладки
Валгина Нина Сергеевна., Русская пунктуация: принципы и назначение [Текст] : Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1979. - 125 с.; 20 см
Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html
на странице размещайте только список использованной литературы, ссылки на Интернет-источники
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».
(1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
– (2)Вот! (3)С этой! (4)Справкой! — разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное. — (5)И письменным! (6)Поручительством! (7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!
(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже научились читать — соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиотеку, — самостоятельный человек, и библиотека — заметный признак этой самостоятельности.
(20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
– (32)Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
(33)Можно было и не спрашивать. (34)Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. (35)Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам придётся страдать из-за этого, будто мало им и так достаётся.
(36)Да, мы росли в строгости военной поры. (37)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38)Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере.
(39)Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь.
(По А. А. Лиханову) *
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
сочинение-рассуждениеСовременный Лингвист Н.С. Валгина писала: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». Я с этим высказыванием полностью согласен, потому что знаки препинания как будто раскрывают текст, где-то делают паузы, разделяют, завершают предложения, тем самым текст становится легко понятным. Докажу это на примере из текста Лиханова Альберта Анатольевич.
В конце 21 предложения стоит восклицательный знак, который означает, что предложение необходимо произнести с восклицательной интонацией. В предложении 37 запятые разделяют простые предложения входящие в состав сложного. В предложении 4 запятая выделяет деепричастный оборот.
Итак, права была Н.С.Валгина, в том, что современная русская пунктуация сложная, но чёткая система, и если углубиться в её изучение, то откроются большие возможности для пишущего.
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
Выпустить информационную газету
газета
на странице разместить качественное фото
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
Почему я выбрал этот проект?
Что в нем было самого необычного? Банального?
Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
Пунктуационные разделительные знаки конца предложения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
Эти знаки помогают точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Современный лингвист Н.С. Валгина писала: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». Я с этим высказыванием полностью согласен, потому что знаки препинания как будто раскрывают текст, где-то делают паузы, разделяют, завершают предложения, тем самым текст становится легко понятным.