Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Актуальность формирования навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Фото пользователя Елена Николаевна Пермякова
Submitted by Елена Николаевна Пермякова on Wed, 20/12/2017 - 12:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пермякова Е.Н.
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением. И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации.</p>

Проблема развития речи детей – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев и др.)

Речь – это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связана с осознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет ни сознания, ни самосознания. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций.

По данным НИИ детства ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют врожденную патологию и практически все дети с выраженной речевой патологией. По данным МО РФ 85% учащихся начальных классов нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Огромное количество  детей нуждаются в помощи специалистов узкой направленности: логопедов, психологов, дефектологов. Вместе с тем, социально-экономические изменения в обществе диктуют необходимость формирования творческой, активной личности,  способной эффективно решать разнообразные и совершенно новые жизненные проблемы.

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.

Несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех дошкольников, поступающих в речевую группу, и оказывает отрицательное влияние на развитие, общение и социализацию ребенка.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Левиной Р. Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.

И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, значение букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.[1,с.4] Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребенка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Основные причины данного явления – дефекты произношения, нарушения фонематических процессов, в том числе звукового анализа и синтеза.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.[2.,с.4] Детский сад – это первая ступенька в системе народного образования, но она является важнейшей  в подготовке детей к школе. Практически во всех дошкольных образовательных учреждениях существуют логопедические группы, где детям оказывают квалифицированную помощь логопед и воспитатели. Кроме коррекции речи ведётся работа с детьми над развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучением грамоте и математике.

Ведущие ученые (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпаковская,  А.В.Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.[2.,с.4]

         Основная задача педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте - формирование готовности к обучению, в том числе психологической, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. В современной методике обучения грамоте признаётся утверждение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – это важная предпосылка для того, чтобы овладеть чтением, а впоследствии и письмом на языке, письменность которого построена по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

А.Р. Лурия, Д. Н. Богоявленского, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой,

Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее речевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н. Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ( при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.[1.,с.4]

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.[1.,с.5]

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев,

В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. По данным С.Бернштейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить». Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.[3.,с.29-30]

Зачастую происходит смешение понятий фонематического восприятия и звукового анализа.

Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И очень важно, чтобы помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

определение порядка слогов в слове;

установление различной роли звука;

выделение основных качественных характеристик звука»

Итак:

- фонематическое восприятие не требует длительного специального обучения, а звуковой анализ требует;

- фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой (формируется в период от года до 4-х лет), звуковой анализ – вторая (после 4-х);

- фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.[1.,с.5-6]

Определение понятия «звуковой синтез» в специальной литературе не встречается. Психология рассматривает анализ и синтез как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции. Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что «звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово. Необходимо отметить, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Проанализировав результаты обследования звукового анализа и синтеза за последние 3 года в своей группе, могу сказать, что на

несформированность  звукового анализа и синтеза указывают следующие нарушения:

- неумение самостоятельно выделять 1-й и последний звук в слове;

- ошибки при определении количества и последовательности  звуков в слове;

- ошибки в определении места звука по отношению к другим звукам;

- неумение составлять слова из заданного количества звуков и слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

В связи с этим я ставлю для себя следующие задачи:

- расширение представлений ребёнка об окружающем мире и звуковой культуре;

- формирование правильного произношения;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- дальнейшее совершенствование работы по развитию звукового анализа и синтеза

Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод:

- работу по формированию навыка звукового анализа и синтеза можно и нужно начинать, только если достаточно хорошо развит фонематический слух, фонематическое восприятие и на достаточно высоком уровне произносительные навыки;

- правильно организованная работа по формированию навыка звукового анализа и синтеза - это залог усвоения ребёнком грамотной письменной речи, а в дальнейшем успешное его обучение  в школе и социализация в современном обществе.

     

Источники:

 

  1. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Серия «Практическая логопедия» - М.2000

  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. «Гном-пресс» -М.1999

  3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2002

  4. Керина Е.А. Подготовительный этап в системе преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня-[электронный ресурс]- http://festival.1september.ru/

  5. Особенности коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза- [электронный ресурс]- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5742

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн