Китай, территория, границы, политико – экономико - географическое положение. Население и хозяйство»
Submitted by Татьяна Николаевна Введенская on пн, 18/12/2017 - 19:18
Конспект урока № 2
Экономическая и социальная география мира(10 касс)
Тема урока:«Китай, территория, границы,
политико – экономико - географическое положение.
Население и хозяйство»
Цели урока: формирование интеллектуальной культуры личности обучающихся, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, уважения к другим народам, толерантности на основе осмысления знаний о географическом положении, природно-ресурсном потенциале и социально-экономическом устройстве Китайской Народной Республики.
Планируемые образовательные результаты: по окончанию изучения данной темы обучающиеся смогут:
- называть и показывать на карте географическое положение КНР;
- смогут высказывать свое мнение, формулировать вопросы и называть 3-4 утверждения, доказывающие уровень развития страны.
Программные требования:
Личностные
Предметные
Метапредметные
- осуществляет групповое взаимодействие;
- дает оценку и взаимооценку.
- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства страны на основе нескольких источников информации;
- описывает на карте положение и взаимоположение географических объектов;
- объясняет особенности компонентов природы отдельных регионов страны.
- оценивает особенности взаимодействия природы и общества в пределах территории страны;
- оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;
- выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в -географической оболочке.
- сопровождает выступление презентацией;
Программное содержание: соотнесение КНР с основными типами стран. Столица и крупные города. Комплексная географическая характеристика страны: географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
Мировоззренческая идея: взаимосвязь природно-ресурсного потенциала, социально-экономического развития КНР со всем миром и обществом в целом в контексте глобальных проблем человечества.
Основные понятия: ПЭГП, ресурсы, население, хозяйство: отрасли международной специализации, роль КНР в регионе и мире.
Географические объекты и крупные промышленные центры: горы Тайшань, Хуаншань, Уишань и Тянь-Шань, пейзажные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, , национальный парк «Три параллельные реки», карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк Саньциншань, Данься.
План изучения нового материала: 1) общая географическая характеристика КНР;
2) историческое развитие КНР;
3) население КНР;
4) промышленность и сельское хозяйство КНР.
5)самое-самое в Китае
Технология: развитие логического и критического мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: нетрадиционный, экскурсия по Китаю.
Мизансцена урока: обучающиеся делятся на 5 групп «специалистов-экскурсоводов» в соответствии с указанным выше планом изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник , медиа проектор, ноутбук, интернет, физическая карта АТР и КНР, политическая карта АТР, атласы по физической географии материков и океанов 10 класс.
Технологическая карта урока.
Результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Стадия«ВЫЗОВ» 10 мин.
- проявляет интерес к изучаемой теме
- формулирует цель предстоящей деятельности;
- планирует предстоящую деятельность
- владеет способами сотрудничества
- Что мы знаем о КНР?
- На нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие по КНР с помощью презентационных слайдов и текстовой информации, демонстрирующей нам Китай в разных аспектах.
Работа с заполнением таблицы
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Какие страны входят в регион АТР?
Как Китай смог использовать свое географическое положение?
Величина площади государства КНР?
Для каких стран ЭГП явилось толчком в их экономическом развитии?
Какова численность населения КНР?
Каковы взаимосвязи урбанизации и экономического развития Китая ?
Основные отрасли промышленной и сельскохозяйственной международной специализации КНР?
Каковы секреты развития экономики Китая?
Ресурсные потенциалы КНР?
Cмогут ли китайцы избежать экологическую катастрофу
Фронтально на листах А4
(приложение 1, 2, 3)
Работа письменно в тетрадях
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 20 мин.
- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.
- выделяет основные смысловые единицы текста
- осознаёт своё знание и незнание
Просмотр видеосюжетов из телепрограммы «Открытие Китая», ТВ «1 Канал», автор Е.Колесов, 2016 год.
Приём «ИНСЕРТ»
«v» – уже знал «-» - думал иначе
«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы
Беседа по сюжетам телепрограммы.
- Что мы уже знали о КНР? В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?
Работа в группах по направлениям :1) общая географическая характеристика КНР;
2) историческое развитие КНР;
3) население КНР;
4) промышленность и сельское хозяйство КНР.
5)самое-самое в Китае
Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.
- графически оформляет результаты работы с текстом
- называет какие страны входят в регион АТР
- сопровождает выступление презентацией;
- показывает местоположение КНР
- называет площадь и численность населения КНР
- объясняет какое население преобладает в КНР
- даёт определение понятиям
- рассказывает об этническом составе населения КНР
- рассказывает об основных видах хозяйственной деятельности жителей КНР
- обосновывает собственное отношение к экономическим и социальным успехам КНР .
Практическая работа: заполнение кластера
- Что мы теперь знаем о КНР?
- Каково географическое положение КНР?
- Какова численность населения КНР?
- Каков этнический состав населения?
- Какое население преобладает городское или сельское?
- Что такое урбанизация?
- Какие особенности культуры народов населяющих КНР?
- Каков ресурсный потенциал КНР?
- Каковы основные направления экономического развития КНР?
- Определите тип экономики КНР? Индустриальный, аграрный, постиндустриальный?
- Для чего нам необходимо знать развитие стран в различных регионах мира?
- Какая существует взаимосвязь между развитием экономики и такой глобальной проблемой человечества как экологическая?
Роль КНР в современном мировом хозяйстве
Ресурсный потенциал страны..
Трудовые ресурсы.
Экономическая история.
Место КНР в МГРТ.
Самостоятельно:
высказывают свои точки зрения, аргументируют, отстаивают
представители групп знакомят класс с результатами своей работы, высказывают свои позиции по сюжетам фильма.
Участники всех групп готовят вопросы и высказывают свои мысли и дополнительные сведения по возникшим проблемам
Заполняют приложения
1 и 3.
Подведение итогов урока: содержательная оценка и взаимооценка
Домашнее задание: Обзор текущей информации о Китае в СМИ по темам: экономика, культура, социальная сфера, финансы, Российско – Китайские отношения и сотрудничество.
Приложение 1.
Раздаточный материал для обучающихся
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Какие страны входят в регион АТР
Каков этнический состав населения КНР?
Какая площадь государства КНР?
Кто является коренными жителями КНР?
Какова численность населения КНР?
Особенности демографической политики КНР
Какое население преобладает в КНР? (сельское или городское).
Основные направления урбанизации в КНР в различные исторические периоды
Какие основные виды деятельности жителей КНР?
Причины экологических проблем в КНР. Влияние этих проблем на Россию.
Приложение 2.
Основные сведения о Китае
Кита́й — Кита́йская Наро́дная Респу́блика - государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. Постоянный член Совета безопасности ООН, одна из ведущих космических держав мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих, ядерным оружием.
Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК).
КНР унитарная страна, хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин.
Столица Китая - Пекин (Беджин, Бейлинг). Денежной единицей страны является юань.
История Китая.
История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют реконструировать политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности.
История Китая - это история постоянных войн с соседними ключевыми племенами. Страна долгое время была практически закрыта для европейцев. но в 19 веке превратилась в полуколонию Великобритании. в 1912 году в стране произошла революция , и Китай провозглашается республикой. Но это не изменила полуколониального положения .
После Второй Мировой войны и разгрома Японии , в стране произошла новая революция, и в 1949 году объявляется о создании КНР. Сторонники свергнутого революцией режима обосновались на острове Тайвань и образовали еще одно Китайское государство - Республику Китай.
Географическое положение и природные ресурсы Китая.
Выгодное географическое положение Китая определяется прежде всего выходом к морю. Из 22 провинций 7 находятся на побережье Тихого океана, а еще около 10 имеют связь с побережьем благодаря речным путям по Янцзы.
Китай - одно из богатейших государств мира, практически полностью обеспеченное собственными минеральными ресурсами. По запасам каменного коксующегося угля занимает одно из первых мест в мире; по запасам железной руды - 3 место в мире; мировое значение имеют месторождения марганца, молибдена и вольфрама.
Богатые водные ресурсы Китая неравномерно распространены по территории Китая : все реки расположены в восточной части страны. Созданы крупные гидротехнические сооружения : плотины, водохранилища, каналы.
Лесные ресурсы сосредоточены на северо - востоке и юго-востоке страны. Однако большая часть территории Китая безлесная, не считая горных лесов.
Агроклиматические ресурсы весьма неоднородны в разных районах Китая. В восточной части агроклиматические ресурсы очень хорошие: равнинный характер рельефа, плодородные почвы, благоприятный климат. На западе страны - картина противоположная - это пустыни и высокогорья, суровые условия, малопригодные для сельского хозяйства.
По рекреационным ресурсам - это исключительно привлекательная для туристов страна с древнейшей историей и культурой по праву входит в число мировых лидеров по количеству объектов всемирного наследия: древнейшая стоянка первобытного человека в Чжоукоудяне; гробницы императоров династии Минь; храм Неба; Летний дворец и императорский "запретный" город в Пекине. Памятники природы: гора Тайшань и пещеры Могао, дворец Поталав Лхасе. Всего на территории Китая находится 30 объектов всемирного наследия.
Население Китая.
Китай - самая большая по численности населения страна. Однако ответ на вопрос , уступила ли она место Индии, может дать только очередная перепись населения . Но пока точно можно сказать, что Китай - одна из самых многозаселенных стран мира.
В 20 веке естественный прирост увеличился в более чем в 2 раза, и Китай вступил в фазу демографического взрыва. С целью ограничения рождаемости в 70-х годах 20 века начинается проведение жесткой демографической политики, направленной на ограничение рождаемости: одна семья – один ребенок
Китайцы составляют 94% населения страны. в Китае представлено почти 80 этнических групп (уйгуры, киргизы, монголы, тибетцы и др.). Китайский этнос формируют более 60 народностей, отличающихся по культуре, частично по языку, по укладу жизни. Большая часть некитайских народов заселяет западную часть страны.
Религиозный состав населения Китая: из Индии в Китай пришел буддизм. Помимо него в Китае присутствуют еще две этнические религии : конфуцианство и даосизм.
Размещение населения неравномерно. Средняя плотность населения - 130 чел./км2. На приморских равнинах сконцентрирована основная часть населения - 90%. Плотность населения достигает здесь 600 чел./км2.
Промышленное развитие Китая вызвало увеличение численности городского населения. За последние 20 лет 20 века уровень урбанизации в стране вырос почти вдвое и достиг 40%. Формально Китай – средне урбанизированная страна, рекордсмен по числу городских жителей, и по числу городов – миллионеров, которых в Китае около 40. Пекин не является крупнейшим городом по числу жителей и уступает Шанхаю, который входит в десятку крупнейших городов планеты
Является второй экономикой мира (по некоторым данным – первой), мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр. Располагает половиной мировых валютных запасов.
Приложение 3.
Схема анализа учебного материала
КНР
Ресурсы: природные, климатические, рекреационные
пришлое
коренное
Учебное задание
Отметьте на схеме разделы, которые Вас:
*- удивили;
**- стали источниками вопросов;
*** - побудили стремление более глубокого ознакомления со страной.
Дополните приведенную типовую схему анализа учебного материала, используя новые понятия и информацию, полученные на уроке.