ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«Клуб успешных родителей»
Мерзлякова Наталья Александровна,
педагог-психолог МБОУ ЕСШ 9 г.Елизово
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, но именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. Школа утратила монополию на образование ребенка, так как образовательная организация – это не единственный путь получения образования. Следовательно, учитель – не единственный, а порой и не самый лучший источник знаний. Чтобы школа жила и развивалась в современных условиях, в условиях нового законодательства ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. В связи с новым законодательством формируется практика привлечения родителей к управлению школой.
С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей обучающегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей новых форм взаимодействия, поскольку первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между школой и родителями. В современных социокультурных условиях важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от педагогов поддержка, помощь и просто добрый совет. Это становится особенно актуальным в условиях сельской местности, где практически все знают друг друга.
Но, к сожалению, вынуждены отметить и тот факт, что в последние годы неуклонно снижается количество родителей, регулярно и охотно посещающих родительские собрания. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, необходимо изменить парадигму воздействия школы на родителей на парадигму взаимодействия школы с родителями. При этом поменяется и цель, и позиция, и ожидаемые результаты. И как ожидаемый результат – возрастает доверие, взаимное признание ответственности, усиливается уверенность в необходимости расширения взаимодействия.
Закономерно встает вопрос о формах взаимодействия семьи и школы. Как сделать так, чтобы родители и педагоги стали союзниками, чтобы между ними установились партнерские отношения, ведь только в этом случае деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной. Мы остановились на форме родительского клуба.
Цель клуба:
Содействие развитию ключевых родительских компетенций, формирование ответственной и позитивной родительской позиции через совместную деятельность в родительском клубе.
Основные задачи:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания;
- приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса;
- развитие воспитательных ресурсов, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом;
- формирование способности предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;
- развитие непрерывных отношений со школой с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- развитие потребности к самосовершенствованию через воспитание своих детей.
Участники Клуба:
- педагог-психолог;
- родители и обучающиеся.
Принципы организации работы:
- добровольность участия;
- приоритет интересов родителей;
- открытость;
- партнерское общение;
- свобода и ответственность за выбор варианта решения своей актуальной проблемы;
- объективизация (осознание) родительского поведения.
Формы работы:
- групповое обсуждение проблем;
- совместная деятельность родителей с детьми в форме тренинга;
- лекции, семинары, круглые столы.
Методы работы / инструментарий
- групповое и индивидуальное консультирование;
- тренинги;
- свободное общение;
- деловая игра;
- дискуссия;
- мозговой штурм.
Организация работы родительского клуба:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение II четверти. Итого 7 встреч- 14 часов.
Ожидаемые результаты:
- повышается психолого-педагогической компетентность родителей в области воспитания;
- совершенствуются методы взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей;
- родители приобретают опыт группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей,
- совершенствуется процесс организации психолого-педагогического сопровождения родителей в школе;
- развиваются воспитательные ресурсы семьи, навыки самопомощи родителей;
- формируется способность предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;
- оптимизируются детско-родительские отношения;
- растет гражданская активность родителей.
Скачать программу
|