Педагогический проект «Путешествие по страницам рассказов
Виктора Алексеевича Евдокимова»
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
3. Прогнозируемый результат
4. Критерии и способы оценки результатов
5. Источники информации
6. Предполагаемый продукт
7. Планирование этапов проекта
8. Материально-технические ресурсы
9. Перспектива проекта
10. Приложение
Паспорт проекта
Название проекта
|
«Путешествие по страницам рассказов Виктора Алексеевича Евдокимова».
|
Какую проблему решает проект
|
Отсутствие интереса к литературному чтению, ориентация на некнижные формы культуры.
|
Цель проекта
|
Популяризация творчества писателя-земляка Виктора Алексеевича Евдокимова; воспитание чувства патриотизма, любви и гордости за свою малую родину.
|
Задачи
|
- Популяризация чтения среди пользователей дошкольного возраста;
- Расширение знаний у всех участников проекта о жизни и творчестве В. А. Евдокимова, о его пребывании в Усть-Большерецком районе;
- Воспитание читательской культуры;
- Активизация стремления к самостоятельному приобретению знаний на основе знакомства с творчеством В. Евдокимова;
- Помощь родителям в осознании ценности детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников;
- Ориентация родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения.
|
Тип проекта
|
- по доминирующему методу: информационно-практико-ориентированный;
- по содержанию: открытый, детско-взрослый, групповой.
|
Состав участников
|
Воспитанники группы компенсирующей направленности, родители детей группы, воспитатели, учитель-логопед.
|
Период реализации
|
Январь-февраль 2017 г.
|
Предполагаемый продукт
|
- Выставка книг В. Евдокимова;
- выставка поделок и иллюстраций к произведениям писателя;
- консультация для родителей: «Книга в вашем доме»;
- литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова»;
- презентация к литературной гостиной;
- конспект сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «В книжном магазине»;
- памятки для родителей о пользе чтения;
- размещение информации о писателе на сайте детского сада;
- организация литературной встречи с писателем Виктором Алексеевичем Евдокимовым.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разобраться в сложных обстоятельствах жизни, учит уважать человека и правильно оценивать самих себя. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Проблема. Отсутствие интереса к литературному чтению, ориентация на некнижные формы культуры.
Актуальность. Наш край славится известными писателями, поэтами. Один из них – Виктор Алексеевич Евдокимов, член Союза писателей России, лауреат Государственной премии Камчатского края в области литературы, Почетный житель Усть-Большерецкого района. Мы гордимся тем, что более 30 лет он жил и работал в нашем Усть-Большерецком районе. 1 апреля исполняется 90 лет со дня образования нашего района. Виктор Алексеевич Евдокимов написал много интересных рассказов, в которых описал природу нашего края. Произведения Виктора Алексеевича близки и понятны детям. Герои рассказов В. Евдокимова обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят плот, ловят рыбу, работают в кузнице, ходят в лес за грибами и ягодами. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
В рамках мероприятий, посвященных юбилею Усть-Большерецкого района, мы провели литературно-краеведческий проект «Путешествие по страницам рассказов Виктора Евдокимова». Проект направлен на ознакомление детей и родителей с творчеством писателя-земляка.
Технология проектирования - одна из форм поисково-исследовательской деятельности. Естественной составляющей частью исследования творчества писателей-земляков является краеведческая деятельность. Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной культуры страны.
Обращение к литературному наследию родного края – незаменимый и неисчерпаемый источник духовного богатства человека, поэтому работа в рамках данного проекта способствует развитию гордости за свою малую родину, распространению и популяризации среди читателей литературного наследия знаменитого писателя-земляка.
Дети познакомятся с рассказами Виктора Алексеевича Евдокимова, научатся внимательно слушать его произведения. Благодаря знакомству с произведениями В. Евдокимова дети научатся дружить, уважительно относиться к труду, смогут понять что «хорошо», а что «плохо», лучше понять «взрослый мир». Рассказы В. Евдокимова помогут раскрыть и объяснить такие понятия как храбрость, трусость, лень, ложь, доброта, невежество и другие.
Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством писателя В. Евдокимова будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию связной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Цель проекта: популяризация творчества писателя-земляка Виктора Алексеевича Евдокимова; воспитание чувства патриотизма, любви и гордости за свою малую родину.
Задачи проекта:
- Расширение знаний у всех участников проекта о жизни, творчестве В. А. Евдокимова, о его пребывании в нашем Усть-Большерецком районе;
- Популяризация чтения среди пользователей дошкольного возраста;
- Воспитание читательской культуры;
- Активизация стремления к самостоятельному приобретению знаний на основе знакомства с детской литературой;
- Помощь родителям в осознании ценности детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников;
- Ориентация родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения;
- Организация прочтения и исследования произведений писателя-земляка о детстве;
- Развитие познавательных и творческих способностей, любознательности, интеллектуальной инициативы, актерского мастерства.
Направленность проекта: познавательно-творческое развитие. Приоритетная образовательная область: «Познание». В проекте интегрированы образовательные области: «Коммуникативно - личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Новизна. Наш детский сад работает по программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Эта программа не предусматривает более глубокого знакомства с творчеством камчатского писателя Виктора Евдокимова. Участие детей в проекте "По страницам рассказов Виктора Евдокимова" позволит максимально обогатить знания и представления детей о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей, а также максимально расширит представления детей о произведениях В. А. Евдокимова.
Практическая значимость. В данной работе представлен проект, разработанный с учётом поставленных задач, и даются рекомендации по работе с родителями для привлечения их к совместной деятельности, что даёт возможность для более глубокой работы по данной теме. Прилагаются сценарии сюжетно-ролевых игр, буклет «Жизнь и творчество писателя В. Евдокимова», конспект литературной гостиной с презентацией, материалы для работы с родителями. Данный практический материал может быть использован педагогами в образовательной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для педагогов
|
Для детей
|
Для родителей
|
Педагоги продолжат осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить
образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Систематизация материала по теме проекта; обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
|
Дети получат знания о творчестве В. Евдокимова, о правилах общения с книгой, выучат некоторые стихи В. Евдокимова.
У детей обогатится словарный запас; дети нарисуют иллюстрации к произведениям писателя;
изготовят совместно с родителями поделки.
У детей сформируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой; расширятся нравственные представления о содержании произведений камчатского писателя В.Евдокимова.
|
У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Родители окажут поддержку в развитии познавательно – поисковой деятельности детей.
Родители расширят возможности сотрудничества со своими детьми, будут прислушиваться к их мнению.
|
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Знание содержания рассказов из книги В. Евдокимова «Походы за околицу».
2.Знание стихотворений В. Евдокимова.
3. Знание загадок В. А. Евдокимова.
4. Знание правил поведения в библиотеке.
5. Умение представить результаты проектно-исследовательской деятельности.
Результаты диагностики уровня литературного развития ребенка
Дети проявляют интерес к чтению как дома (92 %), так и в детском саду (95 %), но в большинстве случаев предпочитают просмотр мультфильмов, игру на компьютере (100 %).
Следует отметить, что в каждой семье есть достаточное количество детской литературы, которую можно пополнить. На вопрос: «Часто ли тебе читают дома?» - 45% детей ответили «да», 55% «нет».
Большинство детей отмечают, что сами родители читают редко (85%) или не читают (15%). В основном, детям читают мамы, редко сестры и папы.
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о наличии среднего уровня развития литературного опыта детей. В основном, все дети имеют положительное отношение к слушанию книг и совместному чтению с родителями.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Для детей: сельская и школьная библиотека, художественная литература по произведениям В. Евдокимова в домашней библиотеке, встреча с писателем В. Евдокимовым, беседы на занятиях по познавательному развитию, изобразительному искусству и музыке.
Для воспитателей: сельская и школьная библиотека, художественная литература по произведениям В. Евдокимова в домашней библиотеке, методическая литература по теме «Инновационная (проектная) деятельность в ДОУ», использование Интернет – ресурсов.
Для родителей: беседы, консультации, рекомендации воспитателей по чтению художественной литературы с детьми дома.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ
- выставка книг В. Евдокимова;
- выставка поделок и иллюстраций к произведениям писателя;
- консультация для родителей: «Книга в вашем доме»;
- конспект литературной гостиной «По страницам рассказов В. Евдокимова»;
- презентация к литературной гостиной;
- конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»;
- памятки для родителей о пользе чтения;
- размещение информации о писателе на сайте детского сада;
- организация литературной встречи с В. Евдокимовым.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта.
Этапы
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Деятельность родителей
|
- Подготовительный (мотивационный)
|
Подготовительный (мотивационный)
|
1. Беседа с детьми «Какие произведения написал Виктор Евдокимов».
2. Анкетирование родителей по теме: «Книга в нашей жизни».
3. Опрос родителей по теме проекта.
4. Изготовление памятки для родителей о пользе чтения.
5. Составление плана проекта.
6. Подготовка материалов информационно- осведомительской деятельности (приглашение, объявление, беседа).
|
Рассказывают, какие произведения В. Евдокимова знают.
|
Принимают участие в анкетировании.
Высказывают свои мнения.
Знакомятся с памяткой.
|
2. Проектировочный
|
|
1. Определение способа представления результатов.
2. Ознакомление родителей с планом работы по проекту.
|
Выдвигают предположения,
принимают план действий.
|
3. Реализация проекта
|
Реализация проекта
-
-
-
- Реализация проекта
|
1. Подготовка к организации выставки книг В. Евдокимова.
|
Отбирают книги В. Евдокимова в домашней библиотеке и приносят в детский сад.
|
2. Организация выставки книг писателя.
3.Оформление стенда «Жизнь и творчество В.Евдокимова».
|
Дети рассматривают картинки, обсуждают иллюстрации.
|
Принимают участие в организации выставки.
|
4. Подготовка и просмотр презентации «Жизнь и творчество Виктора Евдокимова».
|
Знакомятся с биографией и творчеством
В. Евдокимова.
|
Закрепляют с детьми факты из биографии В. Евдокимова
|
5.Экскурсия в библиотеку.
6. Сюжетно- ролевая игра «Библиотека».
7. Знакомство с книгами В. Евдокимова.
|
Развивают представления о специфике работы библиотеки.
Играют в игру «Библиотека».
Знакомятся с книгами В. Евдокимова.
|
Беседуют с детьми о проведенной экскурсии в библиотеку.
|
8. Ручной труд. Изготовление поделок к произведениям писателя.
|
9. Чтение рассказов из книги В. Евдокимова «Походы за околицу»
|
Обсуждают прочитанные рассказы, высказывают свои мнения.
|
Читают рассказы из книги В. Евдокимова «Походы за околицу», беседуют с детьми по содержанию рассказов.
|
10.Инсценирование «Рыба в платьице в горошек».
|
Заучивают роли по отрывку из рассказа «Рыба в платьице в горошек».
|
Закрепляют роли по отрывку из рассказа «Рыба в платьице в горошек».
|
11. Разучивание стихотворений и загадок В. Евдокимова.
|
12. Подготовка вопросов к викторине.
|
Участвуют в викторине по рассказам В. Евдокимова
|
Принимают участие в подготовке детей к викторине
|
13. Рисование иллюстраций к произведениям В. Евдокимова.
Дети продолжают развивать свои творческие и эстетические способности.
|
14. Конкурс чтецов «Камчатка – сердцу милый край».
|
4.Заключительный
|
Презентация результатов деятельности в рамках проекта.
- Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова»;
- Выставка поделок и рисунков к произведениям Виктора Евдокимова;
- Стенд «Жизнь и творчество В. Евдокимова».
- Литературная встреча с писателем Виктором Евдокимовым.
|
Описание выполнения проекта по линиям развития ребёнка
Линии
развития
ребёнка
|
Формы и методы работы
|
Внедрение
(виды деятельности, продукты)
|
Познавательное развитие, речевое развитие
|
Беседа.
Рассказывание.
Презентация.
Рассматривание.
Наблюдение.
Чтение.
Заучивание.
|
Беседа с детьми «Какие рассказы написал В. Евдокимов».
Рассказывание и заучивание стихотворений.
Презентация «Мир в книгах Виктора Евдокимова».
Наблюдение за работой библиотекаря.
Чтение стихотворений, рассказов писателя.
|
Социально-коммуникативное развитие.
|
Беседа.
Сюжетно - ролевая игра.
Выставка.
Презентация - экскурсия.
|
Беседа по произведениям В. Евдокимова.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Выставка произведений В. Евдокимова.
Выставка рисунков «Мои любимые герои в произведениях В. Евдокимова.
Тематическая презентация
«Творчество В. Евдокимова».
|
Художественно – эстетическое развитие.
|
Рисование.
Прослушивание.
Творческие задания.
|
Рисование «Мои любимые герои в произведениях В. Евдокимова».
Изготовление поделок «Мир в книгах В. Евдокимова».
|
Физическое развитие
|
Подвижная игра.
Дидактическая игра.
Физкультминутка.
|
«Из какого стихотворения строки», «Собери картинку», «Путаница», «Угадайте-ка, друзья, где встречали вы меня», «Поменяйся местами», «Замри», «Угадай название книги».
|
Перспектива проекта
В будущем мы планируем продолжить работу над проектом и организовать знакомство детей с книгами В. А. Евдокимова «В царстве багрового солнца», «Печальный тарбаган».
Материально – техническое оснащение
№
п/п
|
Наименование областей, входящих в заявленный проект.
|
Материально–техническое оснащение
|
Количество
|
1
|
Познание
|
Мультимедийный проектор
Компьютер
Цветной принтер
Ламинатор
Цифровой фотоаппарат
Презентации на электронных носителях
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Стеллаж для размещения книг В. А. Евдокимова
|
1
1
1
1
1
1
2
1
|
2
|
Художественное творчество
|
Альбомы, цветные карандаши, краски, восковые мелки.
|
10
|
Учебно – методическое обеспечение:
- Гропянов Е.В. Писатели Камчатки. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2005.
- Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Евдокимов В.А. О чем шумят камчатские травы.- Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2015.
- Евдокимов В.А. Пока горит костер.- Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2012.
- Евдокимов В.А. Походы за околицу.- Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2013.
- Евдокимов В.А. В царстве багрового солнца.- Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, 1987.
- Евдокимов В.А. Печальный тарбаган.- Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». Москва: Творческий центр, 2006.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Проектная деятельность в детском саду / Сост.: Т.В.Меркулова, Е. А. Дубинина. – М.: Школьная пресса, 2010.
- Урмина И. «Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение».- Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Интернет-ресурсы:
- Блог Ксении Новоселовой. Открывая Камчатку.
http://blogs.pravkamchatka.ru/hronos/files/2011/04/DSC025261.jpg
- Газета АиФ. Камчатка от 27.04.2016 г.
|