Тема. Александр Грин.
Феерия «Алые паруса».
Цель урока:
1) проследить сюжетную линию, связанную с образами А.Грэя и Ассоль;
2) в процессе анализа произведения сформулировать основную идею произведения;
3) обратить внимание учащихся на особенности жанра;
4) в процессе анализа произведения обращать внимание на художественные особенности произведения;
5) воспитывать у учащихся понятие: счастлив неповторимый человек, способный творить духовные и нравственные ценности на радость окружающим.
Эпиграф. Гениален, быть может, тот, кто сквозь ветер расслышал фразу, сложил слова и записал их.
А. Блок
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить.
А. Блок
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о книге замечательного русского писателя Александра Грина «Алые паруса».
«Я пишу о тайных путях души и смысле случая», -признавался в одном из своих писем А. Грин. Говорить о жизни Грина трудно. Она не была счастливой. Непонимание преследовало его с детства. Так бывает с незаурядными натурами: не все их - поступки, или, как говорят, «фантазии», легко объяснить. Случается, одаренный ребенок кажется неудобным, странным, даже нелепым.
II. Сообщение учащихся о жизни и творчестве А. Грина.
III. Блок в 1906г сформулировал для себя главное: «Искусство должно изображать жизнь и проповедовать нравственность». Грин по - блоковски страстно мечтал о гармоническом человеке. Поэт жаждал
Безличное- вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Грин рос как художник в мире искалеченной нравственности. А потому он пытается внести свой романтический корректив в
действительность. Но романтическое преувеличение у Грина взросло на почве реальности, его позиция романтика была не бегством от людей, а следствием любви к людям, к их единственной и неповторимой жизни. Он заговорил о жажде счастья у человека, который требует к себе внимание не завтра, а сегодня, сейчас.
IV. Особенности жанра произведения.
Свое прозаическое произведение «Алые паруса» Грин назвал феерией. Что вы знаете о жанре феерии?
V. Замысел феерии возник случайно. Грин жил в это время в Петербурге, на Набережной Мойке 59, в маленькой комнате со двора. Я ухожу из дома на Мойке, бреду вдоль узкой реки, забитой снегом, выхожу на Невский...
Сначала случился зрительный эффект - красные паруса миниатюрного бота за стеклами витрины, они зажглись и рдели под лучом солнца. Крылообразный парус сидел правильно. Игрушка говорит о красоте, может быть, о незаурядности и - с точностью - о его жизненном опыте, который накоплен в море. Возможно, характер новой работы заменяет романтику прошлых плаваний. В глубине зрения возникает облик матроса и руки мастера. Он будет делать игрушки, станет отцом Ассоль...
VI. Анализ произведения.
1). Найдите в тексте слова сказочника Эгля. Прочитайте.
Какую роль в судьбе героев они сыграют?
Как они связаны с его основным настроением?
2). Найдите описание внешности Ассоль.
Какой оригинальный ход использует писатель, чтобы его нарисовать?
Какие два качества определяют облик Ассоль? Почему?
3) Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Вспомните их.
Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?
Артур Грэй родился «с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного предначертания». В аристократической среде всякое движение живой души подавляется кастовостью, привычным и выверенным усилием воли.
Поведение отзывчивого, любознательного и энергичного мальчика казалось аномалией в чопорном замке.
И такой же странностью в глухой рыбацкой деревушке, где «все в работе, как в драке», казалась Ассоль со своим обособленным артистическим внутренним миром.
Грэй - 8 лет, 15, 24 года.
Ассоль - 10 лет, 17 лет. Грэй и Ассоль являют идеал мальчика и девочки. Детское останется в них и тогда, когда они повзрослеют, останется их прямодушное стремление обратить желаемое в сущее. Мечты детей Грин ценит высоко, они остаются в силе, потому что за мечтой у его повзрослевших героев следуют поступки. 4). Кому принадлежат эти слова? Что важное, на ваш взгляд, содержится в них? Согласны ли вы с мнением героя? 5). Можно ли называть Артура Грэя романтическим героем? Что отличает его от уже известных вам Мцыри, Данко?
VII. Защита иллюстраций.
VIII. Чтение творческих работ.
Темы творческих работ.
1). Придумайте и опишите какое - нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитаном Грэй, его команда, «Секрет».
2). Придумайте продолжение гриновской феерии. Какая судьба ожидает Грэя и Ассоль, начинающих свою жизнь так поэтично и красиво.
IX. Итог урока.
Делать необычное в обычных условиях и добиваться таких условий, когда необычное кажется обычным, - вот фундамент фантастических построений Грина и линия двух главных героев.
А.Грэй: ".. .я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками".
|
|
|