Разработка занятия кружка « Занимательный русский язык»
Submitted by Светлана Васильевна Петухова on Tue, 05/12/2017 - 15:53
Разработка занятия кружка « Занимательный русский язык»
Класс 2
Тема занятия «ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»
Планируемые результаты (предметные)
Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
Личностные результаты
Осознают эстетические потребности и ценности
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные:общеучебные – используют алгоритм для решения учебной задачи;
логические – учатся строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Речевая разминка
- Как всегда, в начале нашего занятия- речевая разминка. Создать настроение нам поможет иллюстрация (слайд 2).
- Расскажите, что изображено на картинке? (учитель проводит небольшую беседу по иллюстрации, чтобы детям легче было понять содержание стихотворения) (слайд 3)
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
( Е.Серова)
Беседа по содержанию стихотворения:
- Как автор называет ветер?
- Как выдумаете, какой ветер дует? Подберите слова, характеризующие его. (легкий, ласковый; он как будто гладит колоски, он шелестят).
-Почему ветерок называет рожь золотой?. Чем она похожа на золото?
- Попробуйте заменить словосочетание «золотая рожь» близким по смыслу.
- А теперь попробуйте объяснить, почему рожь называет руки, вырастившие ее, золотыми .
- Чем же они похожи на золото? ( они такие же ценные, как золото, потому что умеют хорошо выполнять свою работу; умелые руки)
- А какие чувства испытывают колоски, когда говорят о руках, их вырастивших? (благодарность, гордость, уважение к труду).
- Попробуйте прочитать стихотворение выразительно. Обратите внимание на расстановку знаков препинания; подумайте, где надо сделать паузу; где – логическое ударение)
2. Многозначность слов (повторение)
- Найдите слово, встречающееся в стихотворении 2 раза. О чем идет речь?
- О чем еще мы можем так сказать?
- Слово одно, значений несколько, но все они похожи. Что общего между этими значениями? (желтого, как золото цвета; такой же ценный, как золото, потому что искусный, умелый)
(слайд 4)
- Что это? (колокольчики).
- Чем похожи эти предметы?
- Почему цветок так назвали?
- Сколько значений у слова колокольчик?
(Подобная работа проводится со словом «кисть») (слайд 5)
- Так почему же некоторые слова называются многозначными?
обобщение ответов:
· многозначное слово имеет несколько значений
· значения многозначного слова имеют что- то общее, чем-то похожи
3. Понятие о прямом и переносном значении слова
Наше занятие сегодня не совсем обычное- мы сегодня будем художниками, но художниками не совсем обычными. Скажите, чем рисуют художники? А мы будем рисовать словами. Но для этого нам надо немного поучиться. (слайд 6)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
В.Лядов
(слайд 7)
- Что это? Как вы догадались? А что себе представили?
-Почему поэт назвал подсолнух солнышком?
-Слово «солнышко» , когда речь идет о небесном теле, употреблено в прямом значении; когда мы о нем говорим, мы имеем в виду настоящее солнце.
- А теперь скажите, какой предмет просто похож на солнышко ( подсолнух).
- Совершенно верно. Название «солнышко» перенесли на подсолнух, поэтому говорят, что в таком случае слово употреблено в переносном значении. Подсолнух- словно солнышко, но не солнышко в самом деле.
- Так как же появляется переносное значение у слова? (ответы детей).
Обобщение учителя: художники, поэты, мы с вами, наблюдаем окружающий мир, сравниваем предметы , замечая их сходство. Название одного предмета на основе этого сходства переносится на другой предмет, т.е. слово употребляется в переносном значении. ( слайд 7).
4. Упражнение в определении слов, употребляемых в переносном значении. (слайд 8)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
-Попробуйте словами нарисовать иллюстрацию –отгадку. Почему вы решили, что это ежик? Какое слово, употребленное автором в переносном значении, помогло автору нарисовать картинку- загадку? (слайд 8). Посмотрите, а ведь ёжик действительно похож на небольшой мешок с иголками. И мешок, из которого торчат иголки, тоже можно принять за ёжика.
- Еще одна загадка: (слайд 9)
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах- шпоры, сам- с вершок,
А на макушке- гребешок.
М.Пляцковский
(ответы детей; слайд 10)
- Ребята, как вы думаете, почему рисунок получился такой необычный? Найдите слово, употребленное в переносном значении. В чем сходство будильника и петуха?
5. Закрепление полученных знаний.
Самостоятельная работа на карточках:
- Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
А.Громов
(проверка выполненной работы (слайд 11 ); выясняем, с какой целью автор употребил слова и выражения в переносном значении; что произошло бы со стихотворением, если бы не были употреблены слова и выражения в переносном значении).
6. Итог занятия
– Чему вы учились на сегодняшнем занятии?
- На следующем занятии вы сами будете учиться употреблять свои слова, как художник кисти и краски.