Используемая технология: технология событийной деятельности
Форма организации: игровое занятие
Средства: наглядные, музыкальные
Оборудование и материал: 2 письма (и посылка) от Царицы Математики, интерактивная доска; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 15; шоколадные медали. буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 15), а с другой – буквы.
Подготовительная работа: Работа с интерактивной доской, работа со счетными палочками, решение логических задач, повторение букв, чтение простых слов, дидактические игры
Цель: Любить математику и закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 15 до 8 и от 7 до 1), читать по слогам.
Задачи:
Обучающие:
Учить составлять и решать арифметические задачи(закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Учить составлять город из геометрических фигур на интерактивной доске по заданию воспитателя; ( дома, машины, дорогу, клумбу с цветами).
Закрепить счет до 15.
Закрепить знание геометрических фигур., вычленение определенных геометрических фигур и их раскрашивание при помощи функции «Заливка»
Развивать образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции
Подготовка руки к письму, посредством написания цифр на домах
умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.
Воспитательные:
Учить работать сообща.
Воспитывать у детей взаимопомощь, уважительное отношение друг к другу.
Воспитывать желание помочь ближнему.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей, приветствуем гостей…»
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался хулиган. Он сотворил ужасные вещи: он стер совсем мой математический город, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение пароля.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько Носов у 17-ти медведей? (17)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на 2-х руках и 2-х ногах? (20)
5. Какое число больше 5, но меньше 7? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Какое число больше 10, но меньше 12? (11)
8. Если к 10 прибавить 4 сколько будет? (14)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Хулиган стер целый город, который состоит из геометрических фигур. Что будем делать? мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание «Построй город из геометрических фигур»
Построй высокий дом с низкой прямоугольной крышей и овальным окном.
Построй низкий дом с высокой крышей и овальным окном
Построить квадратный дом с треугольной крышей и круглым окном
Построить грузовик на дороге из квадрата и прямоугольника.
Построить легковую машину из прямоугольника и двух квадратов.
Построить овальную клумбу и цветочек из кружков.
Построить маленький дом с большой крышей и треугольным окно
Залей все квадраты красным цветом, а овалы синим.
Залей все треугольники зеленым цветом, а круги желтым.
Залить прямоугольники оранжевым.
Ход: из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» стертый город на интерактивной доске по заданию воспитателя.: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».
Игровое задание со счетными палочками.
Материалы: счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).
13. Нам нужно двигаться в другое задание – постройте любой транспорт на котором мы доберемся в другое задание. Сосчитайте сколько палочек пригодилось вам для создания этого транспорта.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Физкультминутка с кубиком. . Какая цифра выпадет на кубике – столько раз вы сделаете движение, которое я скажу.
(Хлопнуть над головой, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть за спиной...)
Материал: демонстрационный счетный материал .
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 15 до 8 и от 7 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Внимание сюрприз»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском сад… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые шоколадные медали! Надеюсь, они вам понравятся.».
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».