Размещено: Татьяна Николаевна Мешкова - сб, 25/11/2017 - 16:56
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок "Австралия"
учитель географии и биологии
Мешкова Татьяна Николаевна
Тема" Австралия"
Цели и задачи:
1. Продолжить формирование страноведческих знаний:
— создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка и единственном его государстве
2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения:
— совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний;
— продолжить формирование умения работать с картой;
— развитие монологической речи.
З. Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта Австралии, политическая карта мира, школьные атласы, контурные карты, дидактические карточки, учебник географии 7 класс, компьютер, презентации по теме урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку, задачи.
Учитель: Сегодня мы с вами проведём, не сосем обыкновенный урок. Мы отправимся в путешествие в зарубежную страну. Познакомимся с населением и его хозяйственной деятельностью. Какие документы необходимы для выезда за границы нашей страны?
II. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания во всех учащихся, ликвидировать пробелы в знаниях. Заполнение «таможенной декларации» (работа в парах, взаимопроверка).
Учитель: У каждого на парте есть «Таможенная декларация», которую вы должны заполнить. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Вам отводится 5 минут. (приложение1)
Сейчас обменяйтесь карточками, и сверьте с правильными ответами на доске и поставьте итоговый бал за это задание.
Ответы: 1-в; 2-б,г.д. 3-б,в,г, 4-а, 5- Эйр.
Для перехода через границу необходимо набрать не меньше 4 баллов. Те, кто не очень добросовестно заполнили «декларацию», так же попадают в страну, но недостаточное количество баллов отразится на итоговой оценке.
III. Изучение нового материала
3.1. Вызов. Чтение стихотворения.
Послушайте, как описал Австралию один из поэтов. Попытайтесь объяснить каждую строчку этого стихотворения.
Австралия — страна наоборот.
Она располагается над нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне пропадают где-то.)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Учитель: Как вы представляете себе Австралийский Союз? Давайте дополним ваши представления об этом государстве.
Австралийский Союз расположен на материке Австралия между Индийским и Тихим океанами и на многочисленных островах. Ее площадь составляет 7,7 млн. кв. км. Кроме того, Австралии принадлежит антарктическая территория (сектор Антарктиды — 6,1 млн. кв.км). Ближайшие соседи — Папуа—Новая Гвинея и Индонезия на севере, Новая Каледония — на востоке, Новая Зеландия — на юго-востоке и Антарктида — на юге. Австралийский континент протянулся на 3180 км с севера на юг и на 4 тыс. км — с запада на восток. По площади это самый маленький континент, но среди стран — на 6-м месте в мире.
Россия-17,1 млн.км²
Канада – 9,9 млн.км²
Китай - 9,8 млн.км²
США - 9,6 млн.км²
Бразилия - 8,5 млн.км²
Флаг Австралии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, на котором изображены три элемента:
- флаг Великобритании ,- звезда Содружества ,созвездие Южного Креста..
Герб Австралии представляет собой щит. Щит придерживают кенгуру и эму.
Национальный гимнАвстралии — «Развивайся, прекрасная Австралия
Остановка № 2. История заселения страны. (П.К.)
26 января 1788 г. в Сиднейскую гавань зашел корабль. Что за пассажиры прибыли в Австралию на этом корабле? Каким образом это событие изменило судьбу Австралии?
Учащиеся: на корабле прибыли каторжники из Англии. Сидней был основан, как колония каторжников.
В течении нескольких десятилетий Англия высылала в Австралию людей, осужденных за разные преступления. Они работали на рудниках, занимались скотоводством и осваивали новую колонию.
В Австралии было много свободных земель. В середине XIX в. Здесь открыли золото и сюда отправились свободные переселенцы. Путешествие на новую родину было долгим, полным тягот и опасностей. Ехали с домашним скарбом, орудиями и инструментами, везли с собой через океан кур, гусей, коров, поросят. Кто побогаче, везли разобранные деревянные дома и мебель. Многие ехали с надеждой разбогатеть. Правительство Англии поощряло переселенцев: давало им большие площади новых земель для обработки пастбищ. Быстро росли города, особенно в восточной и юго-восточной частях материка.
Остановка № 3
Аборигены Австралии(Виолетта)
Аборигены Австралии Виолетта
Аборигены – коренные жители Австралии. К началу европейской колонизации в Австралии жило около 300 тыс. аборигенов, разделенных на 500 племен. Они довольно равномерно заселяли весь материк, особенно его восточную и южную (прибрежную) части, с благоприятными климатическими условиями, более богатые дичью и рыбой. Дерево и камень были единственными материалами, из которых аборигены делали свои примитивные орудия труда.
Поселившись в Австралии, белые колонисты пытались превратить аборигенов в рабов. Но коренное население предпочитало жить по-старому.
Изгнанные колонистами в пустынные области, аборигены пытались охотиться на овец, которых начали разводить колонисты. Это послужило предлогом для массового уничтожения коренных жителей Австралии. Их травили ядами, загоняли в пустыни, охотились как на диких зверей.
В результате жестокого истребления и оттеснения в малопригодные для жизни районы численность австралийцев сократилась в несколько раз. Коренных жителей Австралии насчитывается теперь не более 50 тыс. Основная часть их живет в резервациях - местах насильственного поселения.
До сих пор аборигены в глубинных районах материка живут в условиях каменного века. Вооруженные деревянными копьями и каменными топорами, они бродят с места на место, занимаясь собирательством, хотя аборигены - замечательные охотники, рыболовы, они изобрели бумеранг. Это музыкальные люди, мастерски исполняющие свои национальные танцы.
Положение коренного населения Австралии привлекало пристальное внимание прогрессивной общественности. Только теперь, согласно федеральной конституции, коренные жители получили некоторые права в своей стране.
Но прошлое еще не преодолено до конца. При поддержке прогрессивных и демократических кругов Австралии аборигены ведут борьбу за равенство в области труда и заработной платы, за право на землю предков, захваченную крупными капиталистическими компаниями. Они тянутся к знаниям, образованию, все больше среди них появляется людей с высшим образованием. Из среды аборигенов выходят талантливые писатели, поэты, артисты.
Самый выдающийся и известный среди них - Альберт Наматжира. Жизнь его наглядно показала трагедию талантливого человека в капиталистическом обществе. Картины Наматжиры висят в музеях Австралии и других стран мира, ему посвящены книги. Но как человек для Австралии он не существовал. Наматжира долгое время не имел гражданства, ему запрещено было появляться в австралийских городах. Жизнь его безвременно окончилась вдали от родных мест.(Демонстрируются слайды с картинами Альберта Наматжиры).
Остановка № 4. Население.
Население Австралийского Союза - 20,1 млн. человек. Австралия — самый слабозаселенный континент (2,5 человека на 1 кв. км). Большая часть населения сконцентрирована в городах (свыше 85%). При этом около 70% населения живет в собственных домах.
.
Зарегистрировано около 92 религиозных верований. Преобладают христиане (свыше 70% всего населения), в том числе католики - 27%, англикане и представители других протестантских религий — по 22%.
Национальная валюта - австралийский доллар.
• Размещение населения. Задание классу: Проанализируйте карту атласа «Народы и плотность населения» и ответьте на вопросы:
• 1. Какие районы Австралии наиболее плотно заселены?
• 2. Назовите районы с небольшой плотностью населения.
• 3. Объясните причины неравномерного размещения населения.
Остановка№5• Современная политическая карта.
Задание:
• Используя политическую карту, дайте характеристику ГП Австралийского Союза по плану:
• 1. Название государства, его столица.
• 2.Особенности расположения.
• 3. Приблизительные размеры в сравнении с другими государствами.
• 4. Какими морями, океанами омывается.
• 5. С какими государствами граничит.
Остановка № 5. Хозяйство Австралийского Союза.
Задание1гр.Изучить раздел промышленность
2 гр. Изучить раздел "С-Х"
Ведущее место в хозяйстве Австралийского Союза принадлежит промышленности, в которой хорошо развиты все отрасли. На основе разнообразных полезных ископаемых здесь сформировалась горнодобывающая промышленность. В стране быстро развивается машиностроение, химическая промышленность, а также пищевая: маслоделие, сыроварение, производство консервов (молочных, мясных, овощных, фруктовых).
Сельское хозяйство(Полина) также хорошо развито. Англо-австралийские фермеры владеют крупными земельными участками. Они применяют технику, удобрения, а также наемный труд, благодаря чему получают высокие урожаи и прибыли. Ведущее место в сельском хозяйстве принадлежит пастбищному животноводству - овцеводству. В районах с малым количеством осадков основной корм овец составляют засухоустойчивые травы и кустарники. Овцы здесь в течение всего года пасутся на естественном подножном корму. На юго-востоке страны овец пасут на участках, засеянных кормовыми травами.
Многие овцеводческие хозяйства малолюдны. В качестве помощников фермеры используют специально выведенную породу собак - кэлпи, которые были завезены еще в прошлом веке из Шотландии. Кэлпи может заменить трех рабочих. Она умело справляется со стадом, но никогда не обидит овец. Большой ущерб овцеводству наносят засухи, пожары, наводнения.
Крупный рогатый скот, в основном породистых коров, разводят главным образом на севере и востоке страны, где выпадает достаточное количество осадков.
Среди земледельческих культур ведущее место занимает пшеница. Пшеничные поля находятся на юго-востоке и юго-западе страны. На прибрежных равнинах субэкваториальной и тропической частей страны выращивают ананасы, бананы, сахарный тростник и др. Недалеко от крупных городов на орошаемых землях много садов.
В хозяйстве страны большое значение имеют моря, омывающие Австралию. В них ловят рыбу, разводят моллюсков-жемчужниц, съедобных устриц. Ведется промысел морских черепах. Австралия не имеет сухопутных связей с другими странами. Все ее города- крупнейшие морские порты. Через них, наряду с воздушным сообщением, осуществляются торговые и культурные связи со странами других континентов.
Аборигены очень бережно относились к природе. Наиболее быстро и сильно природа Австралии изменилась со времени колонизации материка и при дальнейшей хозяйственной деятельности англо-австралийцев. Многие животные истреблены в результате охоты и изменения условий их существования. Наиболее сильно изменены густонаселенные восточная, юго-восточная и юго-западная части Австралии. Здесь вырубаются ценные породы деревьев. Значительные площади, расчищенные от леса, используются как пастбища для молочного скота.
В прошлом сухие редколесья и кустарники теперь заняты полями пшеницы, виноградниками, посадками оливкового дерева.
Изменился облик и засушливой малонаселенной центральной и западной частей материка. Лучшие участки разбиты на прямоугольные площади, огороженные проволочными изгородями, - пастбища для скота. В связи с развитием промышленности строятся автомобильные и железные дороги, линии электропередачи. В составе растительного покрова и животного мира Австралии появились новые виды. Завезенные из Европы растения (тополь, дуб и др.) и животные, например дикая собака динго, кролики, быстро расселяются, что подавляет местный органический мир. Так, кролики и овцы способствовали значительному уменьшению сумчатых, так как они пользовались теми же пастбищами.
Австралийцы стремятся сохранить уникальность органического мира. С этой целью существуют законы, запрещающие ввоз растений и животных, а также строго контролируется вывоз редких местных видов. Для сохранения естественных природных комплексов и спасения исчезающих редких растений и животных в значительном количестве созданы национальные парки и заповедники.
Выводы :
• 1. Австралия – самый малонаселённый материк.
• 2. В Австралии проживают аборигены и англоавстралийцы.
• 3. Наиболее плотно заселены восточное и ЮВ побережье материка.
• 4. Австралия – бывшая колония Великобритании.
• 5. Австралия – единственное государство, занимающее целый материк.
• 6. Австралия богата полезными ископаемыми, здесь хорошо развиты промышленность и сельское хозяйство.
Дополнительная информация «Австралийское овцеводство».
Австралия знаменита своими овцами. По поголовью овец и по экспорту шерсти страна занимает 1 место в мире. В стране царит настоящий культ шерсти: за ставками шерстяных аукционов австралийцы пристально следят, а на ТВ есть даже специальный обозреватель по вопросам шерсти. От цен на «мягкое золото» во многом зависит экономика страны.
IV. Закрепление
Тест (5 мин)
1. Австралия в прошлом была колонией:
1) Великобритании; 2)Германии;
3) Франции; 4)Голландии?
2. Какие животные изображены на государственном гербе страны?
1) Кенгуру и коала 2) Страус эму и кенгуру
3) Утконос и ехидна 4) Коала и лирохвост
3. Какой город первым появился на карте Австралии?
1) Мельбурн 2) Аделаида 3) Сидней 4) Канберра
4. В какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита обрабатывающая промышленность:
1) северо-восток; 2) восток и юго-восток;
3) северо-запад; 4) юго-запад;
5. Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение страны:
1)корову; 3) кенгуру;
2)медведя коала; 4) овцу;
Самопроверка. Ответы: 1-1 2-2 3- 3 4-2 5-4
5. Итог урока. Домашнее задание § 56.
Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Ваша задача: разработать рекламный проспект, прочитав который, клиенту непременно бы захотелось посетить страну.
IV. Домашнее задание
Разработать туристический маршрут по городам Австралийского Союза.
Высчитать расстояние между Россией (Москва) и Австралийским Союзом (Канберра),параграф 38.
V. Подведение итогов.
- Что вам запомнилось, совершив путешествие по необычной стране?
- Выставление оценок.
VI. Рефлексия
На доске – два рисунка:
1 – сне говик для учащихся, которые чувствовали себя не очень комфортно и устали на уроке;
2 – солнце для тех, кому понравилась работать, кто познал много нового и интересного за урок.
Приложение 1
Таможенный контроль
1. Уникальность органического мира материка объясняется тем, что Австралия:а) самый сухой материк;б) не имеет ледников и действующих вулканов;в) давно отделился от остальных материков и расположен, изолировано;г) самый маленький материк.