Рабочая программа дополнительного образования
«Юный спасатель»
5 - 9 классы
(срок реализации 5 лет)
Автор – составитель: Ветошкин К.В..
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
|
3
|
2. Учебно - тематический план
|
8
|
3. Содержание программы
|
22
|
4. Список используемой литературы
|
26
|
- Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Юный спасатель» составлена на основе:
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.);
- Конституция Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв.Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. №Пр.№271);
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»
- Постановления Правительства РФ от 24.06.2000г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», «Предложения в Федеральный Закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», Президентскую программу «Кадеты России».
- Областной целевой программы «Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области на 2016 – 20120годы»
- Устав МАОУСОШ № 21
- Программы развития МОАУ СОШ №21
- Программа воспитательной работы МАОУ СОШ №21
- Локальные акты МАОУ СОШ №21 согласованы и утверждены в соответствии с существующими требованиями.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. В сознании детей и молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит падение престижа военной и государственной службы. Появилась устойчивая тенденция к снижению двигательной активности и занятиями физической культурой и спортом.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Цель программы: создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
- способствование подготовке школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом;
- формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества;
- знакомство обучающихся с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
- способствовать формированию представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника – кадета.
Образовательная программа дополнительного образования соответствует современным образовательным технологиям,
- отраженным в принципах обучения:
- Принцип индивидуальности - принцип, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности, создает психолого-педагогические условия не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
- Принцип преемственности позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.
- Принцип результативности - принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых
- Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
- формах и методах обучения
- активные методы дистанционного обучения. Особенности метода - обеспечение "вынужденной" активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения, обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности, обеспечение прямых и обратных связей по взаимодействию обучаемого с преподавателем или при ролевом коллективном обучении - друг с другом.
- метод дифференцированного обучения представляет собой совокупность организаторских решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть образовательного процесса:
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
по образцу, показанному педагогом или ребенком;
с комментированным управлением способом выполнения задания;
в паре; группе;
полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
устная педагогом;
в виде образца;
алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
по плану, данному педагогом;
дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
уровневые задания;
задания с выбором;
индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
по объему;
по сложности;
по творческой направленности;
по срокам выполнения.
-дифференциация темпа усвоения.
- методах контроля и управления образовательным процессом:
- тесты;
- Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала
- Письменный контроль
- Практический контроль
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Современное кадетское образование предполагает синтез двух направлений. Первое - обеспечение высококачественного общего образования: стране необходимы грамотные, инициативные, компетентные выпускники, способные решать актуальные стратегические задачи развития, которые стоят перед регионами и Россией в целом. Второе - военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. На современном этапе развития России требуются ответственные, нравственные, любящие и переживающие за свою родину люди.
Реализация этих стратегических приоритетов базируется на двух принципах.
Первый принцип. Кадетский класс - это школа развития, где строятся условия для максимального раскрытия потенциала ребенка, формирования его ответственности и способностей, культуры мышления и социального действия, что позволит ему продолжить свое образование, стать подлинным субъектом межкультурной и социальной сферы, преданным в служении своему Отечеству.
Второй принцип. Образование в кадетском классе - это построение насыщенной культурно-диалоговой, межнациональной, творческой среды как инструмента трансляции международного, культурно-исторического опыта; организация встреч и совместной деятельности учащихся с представителями государственной власти, представителями МИД, учащимися иностранных государств, представителей старших поколений как развитие единого общего механизма социального наследования, механизм связывания общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения нормы общей жизни во времени истории и пространстве мировой культуры, культуры России.
Программа дополнительного образования в своей основе опирается на круг базовых национальных ценностей и национальной идеологии, признание ценности Человека мира. К ним относятся:
1) ценность истории и культурных традиций России, мирового культурно-исторического и природного наследия, культуры Мира;
2) ценность не только самой общекультурной нормы, но и ее дальнейшей жизни в учениках (ценность образования);
3) ценность уникальной личности другого человека (фундаментальное гуманистическое основание современного образования);
4) ценность профессионального и личностного саморазвития (ценность развития).
Программа дополнительного образования «Юный спасатель» имеет военно-патриотическую направленность.
В ходе реализации программа создаются условия для:
- развития личности ребенка, мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактики асоциального поведения;
- создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур и истории;
- целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепления психического и физического здоровья детей;
Актуальность программы обусловлена тем, что, используя положительный образ кадета - спасателя, у детей формируются качества, знания, умения и навыки необходимые при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Новизна программы заключается в совокупности реализуемых идей и особенностей, готовых к реализации, а именно:
- возрождение ценностей и традиций российских кадетских классов, основанное на изучении исторического и регионального опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурно-образовательном контексте;
- единство воспитания и обучения в кадетском образовании, опирающемся на культурно-образовательную и ценностно-смысловую среду, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла;
- оптимальное сочетание общего среднего образования и дополнительного образования, (этическая подготовка, хореографическая подготовка, подготовка по основам военной службы, подготовка в психологии, подготовка в системе основ военной дипломатии, художественно – эстетическая и физическая подготовка)
- проведение комплексных стратегических игр, направленных на развитие аналитического, критического и креативного мышления, управленческих умений и социальных практик, социальных проб;
- развитие коммуникативных способностей, форм общения, наблюдательности, памяти, внимания в системе проведения тренингов;
- формирования толерантности, принятия и понимания другого человека,
- умения выстраивания адекватных отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях с ровесниками, старшими и младшими детьми и взрослыми;
- организация жизнедеятельности инновационного образовательного учреждения интеграционного типа, сочетающая гуманистические основы и военизированную составляющую кадетского уклада жизни и взаимоотношений между субъектами в МАОУ СОШ №21;
- непрерывность образования, обеспеченная диагностикой и ориентацией, пред профильной и профильной подготовкой, воспитанием потребности в постоянном самообразовании;
- постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое педагогами МАОУ СОШ №21.
Отличительной особенностью данной программы является ориентированность на повышение уровня и качества практической подготовки учащихся.
Программа дополнительного образования «Юный спасатель» способствует выработке дисциплинированности, аккуратности, строевой подтянутости, физической выносливости. Приоритетным направлением деятельности детей по сохранению в памяти великого подвига воинов ВОВ, воинов Афганистана, духовно-нравственное воспитание.
Рабочая программа дополнительного образования «Юный спасатель» направлена на обучающихся второй ступени обучения (5 - 9 классы - 10 – 14 лет обучающихся).
Срок реализации программы: 5 лет (2016/2017, 2017/2018, 2019/2020, 2020/2021 уч. годы).
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год, 170 часов за 5 лет).
Программа рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Программа «Юный спасатель» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет и тесно связана с такими общеобразовательными предметами.
Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального, коллективной и групповой деятельности.
Формы занятий
- Диалог
- Проекты
- Практические занятия
- Военно-патриотические игры и праздники
- Экскурсии.
- Беседа
- Зачеты
Занятия обучающихся проходят во внеурочное время в дни с наименьшим количеством обязательных уроков по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность занятий не более 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результаты освоения программы:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народа;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- готовность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Способы определения их результативности
Результативность осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены духовно-нравственными и количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры:
уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание;
общественно-гражданская компетентность;
морально-нравственная компетентность
2. Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
1 год (2016 – 2017 уч.год)
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1
|
Раздел 1. Азбука нравственности
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?
|
1
|
1
|
|
2
|
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). Кадет на уроке. Правила школьной жизни.
|
1
|
1
|
|
3
|
Атрибутика кадетской формы.
|
1
|
1
|
|
4
|
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.
|
1
|
1
|
|
5
|
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Ритуалы в жизни кадет. Клятва.
|
1
|
1
|
|
7
|
Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».
|
1
|
|
1
|
8
|
Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета»
|
1
|
|
1
|
9
|
Что такое «честь класса». Мини-проект «Кодекс нашего класса»
|
1
|
|
1
|
10
|
«Почему я решил стать кадетом?»
|
2
|
|
2
|
11
|
«Секреты успешного спора».
|
2
|
1
|
1
|
12
|
«Учись отстаивать свою точку зрения»
|
1
|
|
1
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
11
|
«Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины»
|
1
|
1
|
|
12-13
|
Проект «Есть такая профессия защищать Родину»
|
2
|
1
|
1
|
14
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
15
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строи и управление ими. Основные термины, определяющие строевую подготовку
|
1
|
1
|
|
16-17
|
Строевые приемы и движения. Строевая стойка.
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Перестроение. Строевой шаг
|
2
|
1
|
1
|
20-21
|
Повороты на месте. Повороты в движении
|
2
|
1
|
1
|
22-23
|
Движение строевым шагом
|
2
|
1
|
1
|
24-25
|
Воинское приветствие. Разучивание строевой песни
|
2
|
1
|
1
|
26-28
|
Раздел 5. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
29-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
2
|
|
2
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
1
|
|
1
|
2 год (2017 – 2018 уч. год)
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1-2
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
«Кадеты – полководцы и флотоводцы»
|
2
|
2
|
|
3-4
|
«Кадеты – первооткрыватели»
|
2
|
2
|
|
5-6
|
«Кадеты – деятели искусства»
|
2
|
2
|
|
7
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строи и управление ими. Основные термины, определяющие строевую подготовку
|
1
|
1
|
|
9-11
|
Строевые приемы и движения.
|
3
|
|
3
|
12
|
Строевая стойка.
|
1
|
|
1
|
13-15
|
Перестроение.
|
3
|
|
3
|
16-18
|
Строевой шаг. Движение строевым шагом
|
3
|
|
3
|
19-21
|
Повороты на месте. Повороты в движении
|
3
|
|
3
|
22
|
Раздел 4. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Как обезопасить себя от других людей
|
1
|
1
|
|
23
|
Первая помощь пострадавшим
|
1
|
1
|
|
24
|
Как вести себя в толпе
|
1
|
1
|
|
27-29
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
|
|
|
30-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
|
|
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
|
|
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
|
|
|
3 год (2018 – 2019 уч. год)
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
2-4
|
История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах. Виды и значение уставов.
|
3
|
3
|
|
5-6
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
7-10
|
История создания стрелкового оружия.
|
4
|
4
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
4
|
4
|
|
15-17
|
Назначение, устройство пневматического оружия.
|
3
|
3
|
|
18
|
Общие сведения о баллистике
|
1
|
1
|
|
19-20
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
21-22
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
23-24
|
Техника пешеходного туризма без снаряжения.
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
|
|
|
|
25-26
|
Первая помощь пострадавшим
|
2
|
1
|
1
|
27-28
|
Безопасность в быту.
|
2
|
1
|
1
|
29-30
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
31-32
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
33-34
|
Раздел 7. Специальная подготовка
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
2
|
2
|
|
4 год (2019 – 2020 уч. год)
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-3
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
3
|
3
|
|
4-6
|
Ритуал приведения к военной присяге.
|
3
|
1
|
2
|
7-11
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
5
|
5
|
|
8-10
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
4
|
4
|
|
15-16
|
Общие сведения о баллистике
|
2
|
2
|
|
17-18
|
Изготовка к стрельбе.
|
2
|
1
|
2
|
19-23
|
Техника стрельбы из пневматической винтовки.
|
5
|
1
|
4
|
24-26
|
Основные упражнения по стрельбе.
|
3
|
1
|
2
|
27
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
1
|
|
1
|
28-29
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
30-31
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
32-33
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
4
|
2
|
2
|
34
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
4
|
2
|
2
|
5 год (2020 – 2021 уч. год)
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-2
|
Размещение и быт военнослужащих
|
2
|
2
|
|
3-5
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
3
|
3
|
|
6-8
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
9-13
|
Основные упражнения по стрельбе.
|
5
|
|
5
|
14-15
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
2
|
|
2
|
16-17
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
20
|
Техника пешеходного туризма без снаряжения.
|
1
|
1
|
|
21
|
Техника пешеходного туризма со специальным снаряжением
|
1
|
|
1
|
22-23
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
24-25
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
26-27
|
Военно – спортивные игры
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
28-29
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
2
|
|
2
|
30-31
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
2
|
1
|
1
|
32-33
|
Способы добычи пищи и воды
|
2
|
1
|
1
|
34
|
Соревнования «Школа безопасности»
|
1
|
|
1
|
Итого: 170 часов
Учебно - тематическое планирование по классам
2016 – 2017 уч. год
5-6 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1
|
Раздел 1. Азбука нравственности
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?
|
1
|
1
|
|
2
|
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). Кадет на уроке. Правила школьной жизни.
|
1
|
1
|
|
3
|
Атрибутика кадетской формы.
|
1
|
1
|
|
4
|
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.
|
1
|
1
|
|
5
|
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Ритуалы в жизни кадет. Клятва.
|
1
|
1
|
|
7
|
Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».
|
1
|
|
1
|
8
|
Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета»
|
1
|
|
1
|
9
|
Что такое «честь класса». Мини-проект «Кодекс нашего класса»
|
1
|
|
1
|
10
|
«Почему я решил стать кадетом?»
|
2
|
|
2
|
11
|
«Секреты успешного спора».
|
2
|
1
|
1
|
12
|
«Учись отстаивать свою точку зрения»
|
1
|
|
1
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
11
|
«Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины»
|
1
|
1
|
|
12-13
|
Проект «Есть такая профессия защищать Родину»
|
2
|
1
|
1
|
14
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
15
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строи и управление ими. Основные термины, определяющие строевую подготовку
|
1
|
1
|
|
16-17
|
Строевые приемы и движения. Строевая стойка.
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Перестроение. Строевой шаг
|
2
|
1
|
1
|
20-21
|
Повороты на месте. Повороты в движении
|
2
|
1
|
1
|
22-23
|
Движение строевым шагом
|
2
|
1
|
1
|
24-25
|
Воинское приветствие. Разучивание строевой песни
|
2
|
1
|
1
|
26-28
|
Раздел 5. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
29-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
2
|
|
2
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
1
|
|
1
|
Итого: 34 часа
7 - 9 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1
|
Раздел 1. Азбука нравственности
История кадетов в России.
|
1
|
1
|
|
2
|
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). Кадет на уроке. Правила школьной жизни.
|
1
|
1
|
|
3
|
Как научиться героической профессии.
|
1
|
1
|
|
4
|
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.
|
1
|
1
|
|
5
|
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
«Чего себе не хочешь, того и другим не делай».
|
1
|
1
|
|
7
|
Групповой мини-проект « Доброе слово, что ясный день».
|
1
|
|
1
|
8
|
Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета»
|
1
|
|
1
|
9
|
Что такое «честь класса». Мини-проект «Кодекс нашего класса»
|
1
|
|
1
|
10
|
«Путешествие в мир мудрых мыслей».
|
2
|
|
2
|
11
|
«Секреты успешного спора».
|
2
|
1
|
1
|
12
|
«Учись отстаивать свою точку зрения»
|
1
|
|
1
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
11
|
«Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины»
|
1
|
1
|
|
12-13
|
Проект «Есть такая профессия защищать Родину»
|
2
|
1
|
1
|
14
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
15
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Строи и управление ими.
|
1
|
1
|
|
16-17
|
Порядок проверки исправности своего оружия, вооружения и военной техники, средств защиты, обмундирования и снаряжения; заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков; место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Перестроение. Строевой шаг
|
2
|
1
|
1
|
20-21
|
Повороты на месте. Повороты в движении
|
2
|
1
|
1
|
22-23
|
Движение строевым шагом
|
2
|
1
|
1
|
24-25
|
Воинское приветствие. Разучивание строевой песни
|
2
|
1
|
1
|
26-28
|
Раздел 5. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
29-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
2
|
|
2
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
1
|
|
1
|
Итого: 34 часа
2017 – 2018 уч.год
5-6 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1-2
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
«Кадеты – полководцы и флотоводцы»
|
2
|
2
|
|
3-4
|
«Кадеты – первооткрыватели»
|
2
|
2
|
|
5-6
|
«Кадеты – деятели искусства»
|
2
|
2
|
|
7
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строи и управление ими. Основные термины, определяющие строевую подготовку
|
1
|
1
|
|
9-11
|
Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
|
3
|
|
3
|
12
|
Приемы «Ложись», «К бою», «Встать», перебежки, переползания.
|
1
|
|
1
|
13-15
|
Строевая слаженность подразделения.
|
3
|
|
3
|
16-18
|
Строи отделения. Практика в командовании строями отделения.
|
3
|
|
3
|
19-21
|
Повороты на месте. Повороты в движении
|
3
|
|
3
|
22
|
Раздел 4. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Как обезопасить себя от других людей
|
1
|
1
|
|
23
|
Первая помощь пострадавшим
|
1
|
1
|
|
24
|
Как вести себя в толпе
|
1
|
1
|
|
27-29
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
3
|
|
|
30-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
2
|
|
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
3
|
|
|
Итого: 34 часа
7 - 9 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
1-2
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
«Кадеты – полководцы и флотоводцы»
|
2
|
2
|
|
3-4
|
«Кадеты – первооткрыватели»
|
2
|
2
|
|
5-6
|
«Кадеты – деятели искусства»
|
2
|
2
|
|
7
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
8
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строи и управление ими. Основные термины, определяющие строевую подготовку
|
1
|
1
|
|
9-11
|
Строевые приемы и движения.
|
3
|
|
3
|
12
|
Строевая стойка.
|
1
|
|
1
|
13-15
|
Перестроение.
|
3
|
|
3
|
16-18
|
Строевой шаг. Движение строевым шагом
|
3
|
|
3
|
19-21
|
Строи отделения. Практика в командовании строями отделения.
|
3
|
|
3
|
22
|
Раздел 4. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Как обезопасить себя от других людей
|
1
|
1
|
|
23
|
Первая помощь пострадавшим
|
1
|
1
|
|
24
|
Как вести себя в толпе
|
1
|
1
|
|
27-29
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
3
|
|
|
30-31
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
|
32-33
|
Коллективные игры с мячом.
|
2
|
|
|
34
|
Военно – спортивные игры
|
3
|
|
|
Итого: 34 часа
2018 – 2019 уч. год
5-6 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
2-4
|
История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах. Виды и значение уставов.
|
3
|
3
|
|
5-6
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
7-10
|
История создания стрелкового оружия.
|
4
|
4
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
4
|
4
|
|
15-17
|
Назначение, устройство пневматического оружия.
|
3
|
3
|
|
18
|
Общие сведения о баллистике
|
1
|
1
|
|
19-20
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
21-22
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
23-24
|
Техника пешеходного туризма без снаряжения.
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
|
|
|
|
25-26
|
Первая помощь пострадавшим
|
2
|
1
|
1
|
27-28
|
Безопасность в быту.
|
2
|
1
|
1
|
29-30
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
31-32
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
33-34
|
Раздел 7. Специальная подготовка
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
2
|
2
|
|
Итого: 34 часа
7 - 9 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1
|
Экскурсия в музей Боевой Славы «Наши защитники Родины»
|
1
|
|
1
|
2-4
|
История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах. Виды и значение уставов.
|
3
|
3
|
|
5-6
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
7-10
|
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращение с оружием (вооружением), ручными гранатами и боеприпасами.
|
4
|
4
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
4
|
4
|
|
15-17
|
Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.
|
3
|
3
|
|
18
|
Общие сведения о баллистике
|
1
|
1
|
|
19-20
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
21-22
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
23-24
|
Техника пешеходного туризма без снаряжения.
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
|
|
|
|
25-26
|
Первая помощь пострадавшим
|
2
|
1
|
1
|
27-28
|
Безопасность в быту.
|
2
|
1
|
1
|
29-30
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
31-32
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
33-34
|
Раздел 7. Специальная подготовка
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
2
|
2
|
|
Итого: 34 часа
2019 – 2020 уч. год
5-6 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-3
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
3
|
3
|
|
4-6
|
Ритуал приведения к военной присяге.
|
3
|
1
|
2
|
7-11
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
5
|
5
|
|
8-10
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
4
|
4
|
|
15-16
|
Общие сведения о баллистике
|
2
|
2
|
|
17-18
|
Изготовка к стрельбе.
|
2
|
1
|
2
|
19-23
|
Техника стрельбы из пневматической винтовки.
|
5
|
1
|
4
|
24-26
|
Основные упражнения по стрельбе.
|
3
|
1
|
2
|
27
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
1
|
|
1
|
28-29
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
30-31
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
32-33
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
4
|
2
|
2
|
34
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
4
|
2
|
2
|
Итого: 34 часа
7 - 9 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-3
|
Военная форма одежды и знаки различия.
|
3
|
3
|
|
4-6
|
Ритуал приведения к военной присяге.
|
3
|
1
|
2
|
7-11
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
3
|
3
|
|
8-10
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
11-14
|
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, боевые свойства.
|
2
|
2
|
|
15-16
|
Общие сведения о баллистике
|
2
|
2
|
|
17-18
|
Изготовка к стрельбе.
|
2
|
1
|
2
|
19-23
|
Техника стрельбы из пневматической винтовки.
|
3
|
1
|
2
|
24-26
|
Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе и способы их устранения.
|
2
|
1
|
1
|
27
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
1
|
|
1
|
28-29
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам, Топографические знаки.
|
2
|
1
|
1
|
30-31
|
Ориентирование без карты. Ориентирование на местности. Выбор и использование ориентиров. Целеуказание от ориентиров.
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
32-33
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
3
|
2
|
1
|
34
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
3
|
2
|
1
|
Итого: 34 часа
2020 – 2021 уч. год
5-6 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-2
|
Размещение и быт военнослужащих
|
2
|
2
|
|
3-5
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
3
|
3
|
|
6-8
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
9-13
|
Основные упражнения по стрельбе.
|
5
|
|
5
|
14-15
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
2
|
|
2
|
16-17
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Ориентирование без карты
|
2
|
1
|
1
|
20
|
Техника пешеходного туризма без снаряжения.
|
1
|
1
|
|
21
|
Техника пешеходного туризма со специальным снаряжением
|
1
|
|
1
|
22-23
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
24-25
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
26-27
|
Военно – спортивные игры
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
28-29
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
2
|
|
2
|
30-31
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
2
|
1
|
1
|
32-33
|
Способы добычи пищи и воды
|
2
|
1
|
1
|
34
|
Соревнования «Школа безопасности»
|
1
|
|
1
|
Итого: 34 часа
7 - 9 классы
№ п\п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
|
В том числе:
|
теория
|
Практические
|
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
|
|
|
1-2
|
Размещение и быт военнослужащих
|
2
|
2
|
|
3-5
|
Память поколений – дни воинской
славы России.
|
3
|
3
|
|
6-8
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы, военно - служащими срочной службы
|
3
|
|
3
|
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
|
|
|
9-13
|
Основы и правила стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Траектория и ее элементы. Прямой выстрел. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на полет пули пробивное (убойное) действие пули.
|
5
|
|
5
|
14-15
|
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
|
2
|
|
2
|
16-17
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Ориентирование по топографическим картам
|
2
|
1
|
1
|
18-19
|
Ориентирование на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов.
|
2
|
1
|
1
|
20
|
Выбор направления движения.
|
1
|
1
|
|
21
|
Техника пешеходного туризма со специальным снаряжением
|
1
|
|
1
|
22-23
|
Раздел 6. Физическая подготовка
Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств.
|
2
|
|
2
|
24-25
|
Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц.
|
2
|
|
2
|
26-27
|
Военно – спортивные игры
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
|
|
|
28-29
|
Оказание первой доврачебной помощи, приемы
транспортировки пострадавшего
|
2
|
|
2
|
30-31
|
Тактика и техника движения в экстремальных
ситуациях
|
2
|
1
|
1
|
32-33
|
Способы добычи пищи и воды
|
2
|
1
|
1
|
34
|
Соревнования «Школа безопасности»
|
1
|
|
1
|
Итого: 34 часа
3. Содержание программы дополнительного образования детей
Компоненты модели гражданско (военно) - патриотического воспитания в условиях кадетского образования.
Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических, правовых и международных событий и процессов в обществе и государстве, мире, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно-патриотических компонент: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Духовно- нравственный компонент: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, изучение основ православной культуры.
Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, памятников находящихся под охраной ЮНЕСКО, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Социально-патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, психологической и коммуникативной грамотности, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, неимущих и больных детях.
Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, культуры здорового образа жизни,формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Образовательная программа дополнительного образования «Юный спасатель» построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и делится на 7 разделов, связанных между собой.
Раздел 1. «Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника – будущего кадета.
Раздел 2. «Страницы ратной славы Отечества» - способствует формированию у воспитанников представлений о Родине, мире и подвиге, а также воспитанию патриотических чувств. В сознании младших воспитанников формируется образец «служения Отечеству» через рассказ педагога о подвигах былинных героев, великих полководцев прошлого, героев ВОВ, героев-современников. Система военного образования РФ. Виды военных образовательных
учреждений: суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса, офицерские классы. Их значение, порядок поступления. Обучение и быт.
Основы подготовки граждан к военной службе. Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе.
Распределение времени в повседневной жизни воинской части.
Память поколений – дни воинской славы России:
- Куликовская битва, 1380 г., 21 декабря.
- Полтавское сражение, 1709 г. 10 июля.
- Бородинское сражение, 1812 г., 8 сентября
- День победы Красной Армии под Псковом и Нарвой, 1918 г., 23 февраля.
- Контрнаступление советских войск в битве под Москвой, 1941 г.,
5 декабря.
- Разгром фашистских войск в Сталинградской битве, 1943 г., 2 февраля.
- Курская битва, 1943 г., 23 августа.
- Прорыв блокады Ленинграда, 1944 г., 27 января.
- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г.
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
Строевые приемы и движение без оружия. Общие положения о выполнении строевых приемов. Команды, подаваемые на строевой подготовке. Предварительные и исполнительные команды. Тренировки строевых приемов. Строевая стойка, строевой шаг, перестроение, повороты на месте и в движении, приветствие, подход и отход от начальника..
Огневая подготовка
Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ. Боевые свойства.
Автомат и пулемет Калашникова АК-74, РПК.
Назначение, устройство пневматического пистолета. Принцип действия.
Хранение. Техника стрельбы из пневматического пистолета.
Основные упражнения по стрельбе из пистолета, винтовки.
Общие сведения о баллистике.
Техника стрельбы из пневматической винтовки:
- изготовка к стрельбе: со стола с опорой локтями на стол,
с колена, лежа, стоя;
- дыхание во время стрельбы;
- правила заряжания и разряжания оружия;
- дисциплина во время стрельбы;
- правила прицеливания.
Основные упражнения по стрельбе.
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование, туристическая подготовка
Практические занятия по определению сторон горизонта по компасу, механическим часам, по времени.
Азимут. Движение по азимуту.
Техника пешеходного туризма без специального туристического снаряжения:
- передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция, преодоление подъемов, склонов, спусков, болотистой местности, зарослей, буреломов, водных преград (вплавь, по бревну, по навесной переправе);
- определение расстояния и высоты;
- ориентирование по местным предметам, по компасу, по картам;
- практические занятия: разведение костра, установка палатки;
- подъем по склону по перилам спорт способом, преодоление рва по
бревну, по перилам с самонаведением.
Раздел 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Как вести себя в толпе, на демонстрациях, футбольных матчах, при беспорядках.
«Терроризм - угроза ХХ века». Действия при захвате в заложники, при угрозе взрыва и других террористических актах. Как обезопасить себя от других людей.
Безопасность в быту: безопасность при пользовании газовым и электрооборудованием, кислотой, при курении.
Первая медицинская помощь при отравлении, поражении электрическим током, при ранениях.
Раздел 6. Физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры, эстафеты. Гимнастические упраж-нения. Лыжный спорт. Спортивные игры: баскетбол, футбол.
Упражнения для развития выносливости и быстроты, силы. Бег на 60, 100 м; 400м, 800м. Подтягивание на перекладине.
Военно-спортивные игры:
- конкурс строевой песни;
- конкурс по стрельбе;
- бег в противогазе;
- переползание по-пластунски;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшему (наложение шины, бег «тачанка», другие конкурсы).
Раздел 7. Специальная подготовка
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Назначение и задачи РСЧС:
осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС;
обеспечение готовности к действиям всех сил, предназначенных для ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен, выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
обучение населения действиям в случае возникновения ЧС; ликвидация ЧС.
Структура РСЧС: территориальные подсистемы РСЧС, функциональные подсистемы РСЧС, силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.
Поисково-спасательная служба – ее роль в контроле и оказании помощи туристским группам, находящимся на сложных маршрутах.
Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего
Название раздела
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
Раздел 1. Азбука нравственности
|
15
|
-
|
15
|
Раздел 2. Страницы ратной славы Отечества
|
27
|
5
|
32
|
Раздел 3. Строевая и огневая подготовка
|
10
|
40
|
50
|
Раздел 4. Военная топография и военное ориентирование
|
6
|
15
|
21
|
Раздел 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
|
8
|
9
|
17
|
Раздел 6. Физическая подготовка
|
2
|
21
|
23
|
Раздел 7. Специальная подготовка
|
2
|
10
|
12
|
Итого:
|
70
|
100
|
170
|
5. Методическое обеспечение
программы дополнительного образования детей
Торжественный ритуал «Посвящение в кадеты» с освящением шевронов и погон,
Дни воинской славы,
уроки мужества,
чествование ветеранов Великой отечественной войны и почетных жителей Златоуста, строевые смотры,
конкурсы на лучшего кадета, «Юный кадет», который включает в себя номинации: «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Песня кадета», «Смотр строя и песни»,
деятельность Информ-центра, «Школы выживания»,
проведение военизированных марш бросков, эстафет по военно-прикладным видам, конкурсы военно-патриотической инсценированной песни,
Президентские состязания и др.
Ежегодными должны стать участие в несении Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня памятника героям ВОВ г. Златоуста, участие во Всероссийских кадетских сборах, празднование памятных дат: 23 февраля – День защитников Отечества, 9 мая - День победы и Парад кадет.
Смотры-конкурсы физической подготовки учащихся
День разведчика
Военизированная эстафета «Зарница»
«Юный стрелок»
«Образованные барышни»
4. Список использованной литературы
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М. ЦДЮТур МО РФ, 1996;
- Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. – М., Профиздат, 1985.
- Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М. ЦДЮТур РФ, 1994.
- Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М. ЦРИБ «Турист», 1989.
- Баленко С.В. Школа выживания. /Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение». – М. часть 1 – 1992, часть 2 – 1994 г.
- Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
- Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Волков Н.Н. спортивные походы в горах. – М.:ФиС, 1974.
- Волович В.Г. Академия выживания. –М.: ТОЛК, 1996.
- Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 1990.
- Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни»
- Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
- Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3
- Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г..
- Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.
- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
- Коркунова Е.Ю. «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
|