Submitted by Наталья Юрьевна Топалова on пн, 20/11/2017 - 12:14
Цель: создать условия для коррекции недостатков речи, развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Перелётные птицы».
Задачи:
обогатить представление о внешнем виде, особенностях и образе жизни перелётных птиц;
обогатить и активизировать словарь точными глаголами, именами существительными и прилагательными;
развивать связную речь через составление полных ответов на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;
• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану, по мнемо - таблице;
закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных);
совершенствовать навык анализа предложения;
развивать коммуникативные качества воспитанников для успешной социализации и дальнейшего обучения в школе;
развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление и память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движений, творческое воображение;
воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, навыки сотрудничества, любовь к родной природе.
Основные направления реализации проекта:
составление недельного плана работы;
коррекция недостатков речи, развитие познавательных и творческих способностей детей;
домашнее задание для детей и родителей: сбор материала для создания фото - альбома «Перелетные птицы»;
музыкальное развлечение по сказке Сельма Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»;
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного и фотоматериала по теме «Перелётные птицы»;
• рассматривание репродукции картин «Отлет птиц», «Улетают журавли»;
• чтение: Л. Н. Толстой «Воробей и ласточка», И.Соколов - Микитов «Улетают журавли», С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Д.Н.Мамин - Сибиряк «Серая шейка», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Бианки «Птичий год – осень», Г.-Х.Андерсен «Дикие лебеди»;
• чтение стихов русских поэтов и загадок о перелётных птицах;
• слушание и обсуждение музыкального фрагмента: «Осенней песни» из альбома П. И. Чайковского «Времена года - октябрь», «Песня жаворонка» - на музыкальном занятии;
подвижные игры: «Аист», «Цапля», «Волк и гуси», «Будь внимательным», «Буря», «Гори, гори ясно»;
• разучивание пальчиковой гимнастики: «Ласточка», «Птички», «Перелетные птицы», «Скворечник», речи с движением «Лебеди учатся летать»;
• разучивание стихов русских поэтов о перелетных птицах;
разгадывание ребусов с названиями перелетных птиц;
• изготовление пособия на дыхание, дидактической игры «Разрезные картинки – перелетные птицы»;
• разработка папки-копилки «Перелетные птицы»;
наблюдение за птицами во время прогулок с воспитателями и родителями.
Обеспечение:
дидактические настольно-печатные игры,
специальная методическая литература,
аудио- и видеозаписи по теме,
репродукции картин,
интерактивные развивающие познавательно – речевые игры по теме «Перелетные птицы».
Предполагаемый результат:
• знать и называть перелётных птиц;
• находить сходства и различия по нескольким признакам, сравнивая особенности внешнего вида, жизненных проявлений, повадок птиц и приспособления их к среде обитания;
• развивать слуховое внимание при прослушивании звуков природы, музыкальных произведений;
• составлять описательный рассказ о птицах с использованием опорного плана-схемы;
• знать загадки о птицах, наблюдать их на прогулке;
• уметь совместно с родителями находить интересные сюжеты для создания фотоальбома «Перелётные птицы», подбирать интересный познавательный материал по теме.
Продукт проектной деятельности:
• Фотоальбом «Перелётные птицы» (изготовленный совместно с родителями).
Презентация проекта:
музыкальное развлечение по сказке Сельма Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
открытый просмотр НОД по ОО Развитие речи (Л.Н.Семенчик),
фото-коллаж (Н.Ю.Топалова).
Использованная литература.
1. Куликовская Т. А. Что мы знаем о птицах?: Альбом упражнений по развитию речи у детей 5-7 лет/ Т. А. Куликовская. - М., Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 32 с.
2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с., ил. – (Серия.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
3. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОИ и Д», 2000. – 96 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи).
4. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР;
5. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе;
6. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в старшей логопедической группе;
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.
8. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-6 лет
9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты.