Модель: "Смена рабочих зон"
Урок русского языка в 3 классе : «Изменение имён прилагательных по родам. Родовые окончания имён прилагательных»
Цель. Формирование умения изменять имена прилагательные по родам, определять родовые окончания прилагательных.
Задачи.
1.Формировать умения правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
2.Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, обогащать словарный запас, развивать речь учащихся.
3. Пробуждать познавательный интерес к русскому языку, воспитывать культуру работы на уроке.
Планируемые результаты
Личностные УУД
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.Формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам, к их мнениям. Формирование умения с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого ученика.
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и с учителем в учебном процессе.\
Предметные результаты
1. Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде, числе, что и имя существительное.
2.Формировать умение находить в предложении и в тексте связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные.
3. Формировать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
4.Формировать умение правильно писать окончания имён прилагательных и объяснять написание.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3.Формировать умение выполнять учебное действие, используя правило, таблицу.
4.Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
5.Выполнять самопроверку учебного задания.
Познавательные УУД
1. Формировать умение находить информацию для поставленной задачи в художественном тексте.
2.Формировать умение пользоваться учебником, орфографическим и толковым словарями как источниками информации.
3. Формировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствие с целями и задачами.
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осознанно строить речевое высказывание.
2.Формировать умение задавать вопросы , слушать и понимать речь других.
3. Формировать умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий.
4.Согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога.
Оборудование
1.Таблица родовых окончаний прилагательных.
2.Ноутбуки для учащихся с программой электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 3 класса по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»
3. Дидактический материал: а) тесты и карточки для самостоятельной работы; б) карточки со словами для работы в группе, в) карточки: ж. р., м. р., ср. р.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Все за парты тихо сели,
прикрыли глазки и мысленно сказали:
“Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе. Я всё знаю, всё умею."
2. Определение темы урока
Послушайте четверостишие и определите, над какой частью речи мы будем работать на уроке.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какое? Какая? Какой? Какие?
О какой части речи говорится в стихотворении? ( Об имени прилагательном)
Да, это замечательное- имя прилагательное.
Вы правильно определили, что на уроке мы с вами продолжим изучать имена прилагательные. А чему конкретно будем учиться, узнаем сейчас.
Посмотрите на сочетания букв.
ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее
Что они вам напоминают? (Окончания прилагательных)
Сформулируйте цель урока, используя запись:
Мы будем учиться различать ....... имён ........ женского рода, ........, рода и ........
А работать мы будем группами со сменой зон. Каждая группа получает задание и на определённом этапе выполняет его. А в конце урока каждая группа представит результат.
3.Работа по зонам
1 группа
1. Зона "Работа с учителем"
Рассмотрите таблицу в учебнике
Мужской род
|
Женский род |
Средний род |
какой? |
какая? |
какое? |
-ий, -ый, -ой |
-ая, -яя |
-ое, -ее |
На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?
Какие они имеют окончания?
Из упражнения 126 стр. 73 составьте и запишите словосочетания прилагательных с существительными среднего рода, выделить окончания
Детск... (рисунок, комната, пальто)
Золот...( ключ, рожь, кольцо)
Горяч... (чай, вода, молоко)
Смел...(поступок, мысль, решение)
2. Зона " Работа в группе "
а)Выполните задание на компьютере с электронного приложения к учебнику.
Игра « Помоги мышке спуститься по склону. Для этого соедини флажки правильно: существительное + прилагательное
б) Вот пришла Весна и принесла капель. А на капельках буквы и слоги. Некоторые буковки смылись весенним дождичком. Определите, какие это слова. ( На капельках слоги и буквы: 1) л.., ко, об 2) яб, ко, л. 3) р.с, те, ни, е
Согласуйте его с этими словарными словами прилагательные: весенний, спелый, сочный, красивый, нежный, летний.
Выделите окончания.
3. "Зона индивидуальной работы"
Выполните тест.
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
3.Выпиши прилагательные среднего рода
Дружный класс, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, золотое сердце, алая заря, молодой дуб.
_______________________________________________________________________
2 группа
1 зона "Работа в группе"
а)Выполните задания с электронного приложения к учебнику.
1.Игра «Определи род прилагательных»
б) Отгадайте загадку
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в тёплый майский день
Распускается …
Найдите это слово в орфографическом словаре учебника.
Найдите значение эого слова в толковом словаре.
Составьте облако слов к слову: сирень. (На карточках написаны слова: роскошная, лиловая, фиолетовая, светло- фиолетовая, белая, душистая, красивый, великолепная, чудесный, прекрасная, ароматная, удивительная, розовый, восхитительная )
2."Зона индивидуальной работы"
Выполните тест.
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
2. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) –ой, -ый, -ий
б) –ая, -яя
в) – ое, -ее
3. Выпиши прилагательные женского рода
Дружный класс, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, золотое сердце, алая заря, молодой дуб.
_______________________________________________________________________
3. Зона "Работа с учителем"
Рассмотрите таблицу в учебнике
Мужской род
|
Женский род |
Средний род |
какой? |
какая? |
какое? |
-ий, -ый, -ой |
-ая, -яя |
-ое, -ее
|
На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
Какие они имеют окончания?
Из упражнения 126 стр. 73 составить и записать словосочетания прилагательных с существительными женского рода, выделить окончания
3 группа
1." Зона индивидуальной работы"
Выполните тест.
Выберите правильный ответ.
1. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным
2. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) – ой,- ый, -ий
б) –ая, -яя
в) –ое, -ее
3.Выпиши прилагательные мужского рода
Дружный класс, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, золотое сердце, алая заря, молодой дуб.
_______________________________________________________________________
2. Зона "Работа с учителем"
Рассмотрите таблицу в учебнике
Мужской род
|
Женский род |
Средний род |
какой? |
какая? |
какое? |
-ий, -ый, -ой |
-ая, -яя |
-ое, -ее
|
На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?
Какие они имеют окончания?
Прочитайте вучебнике на стр. 73 рубрику "Обрати внимание"
-У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание -ой всегда ударное, а окончания -ий, -ый всегда безударные
Из упражнения 126 составить и записать словосочетания прилагательных с существительными мужского рода, выделить окончания
3. Зона "Работа в группе"
а) Задание из компьютерной презентации .
Внимательно прочитайте тексты , запишите словосочетания существительных с прилагательными
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. ( А .Толстой)
Могучий, сильный, вековой
дуб в лесу стоит большой. (Н. Субботина)
б) Выполните задание из электронного приложения к учебнику.
Игра « Помоги братьям Лосям спуститься на Землю, для этого правильно распредели мешочки со словами по корзинам, учитывая род прилагательных»
4. Защита выполненных работ.
Итак, все группы выполнили задания, а теперь каждая группа представит результат своей работы.
Если возникают вопросы к выступающим, то можно после защиты их задавать.
5. Итоги урока
Какие имеют окончания прилагательные женского рода, среднего рода, мужского рода.
Игра «Определи род» (Дети поднимают карточки: м. р, ж.р, ср. р.) Дружный класс, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, золотое сердце, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело, внимательный ученик.
6. Домашнее задание
Теперь откроем дневники,
Запишем в них задание.
Дома загадку сочинить,
в загадке прилагательные употребить.
7. Рефлексия
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу урок вас оценить,
Но прилагательными только.
Давайте посмотрим, какими мы были на уроке. Подбираем только прилагательные.
С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите смайлик с таким настроением.
Скажите, важно ли знать имя прилагательное и почему?
Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
Урок закончен. Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, останутся у вас в памяти.
|