ПРОЕКТ
К О Н Ц Е П Ц И Я
модернизации учебного предмета «Физическая культура»
в Российской Федерации
1. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные цели, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в Российской Федерации (далее – учебный предмет, образовательные организации), и определяет стратегию и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта.
2. Значение физической культуры в современной системе образования
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры человека и играет значительную роль в формировании навыков здорового образа жизни.
Занятия физической культурой закладывают основы физического развития и совершенствования двигательной деятельности обучающихся, решают задачи по охране их жизни и укреплению здоровья.
Учебный предмет «Физическая культура», обладая широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, направлен на социализацию и личностное гармоничное развитие обучающихся, поддержание необходимого уровня их физической и умственной работоспособности.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.
Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения - залог здоровья нации, основа национальной безопасности.
3. Целью настоящей Концепции является создание условий для обеспечения высокого качества изучения и преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире.
Задачи Концепции:
модернизация содержания учебного предмета на всех уровнях общего образования с учетом взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;
совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;
обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;
расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;
развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;
повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
3.1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета
В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно для реализации системно-деятельностного подхода:
внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части выделения учебного предмета «Физическая культура» в отдельную предметную область;
детализировать требования к предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ в части физической культуры;
внести изменения в содержание примерных основных общеобразовательных программ в части учебного предмета в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации;
обеспечить сохранение существующего объѐма занятий физической культурой (в формате двигательной активности) не менее трѐх часов в неделю на всех уровнях общего образования;
обеспечить разработку и совершенствование контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации;
обеспечить модернизацию форм, средств, технологий и методик преподавания учебного предмета в соответствии с возрастными, психофизическими и иными особенностями обучающихся;
обеспечить интеграцию содержания учебного предмета, внеурочной деятельности с программами воспитания обучающихся, а также иными учебными предметами с использования ресурсов социальной среды;
совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и врачебного контроля за занятиями физической культурой;
организовать разработку инструментария для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и самоопределения по направлению внеурочной деятельности, включая интерактивное тестирование;
обеспечить условия для деятельности школьных спортивных клубов, как одной из форм внеурочной деятельности;
обеспечить использование ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни и формирования антидопингового мировоззрения и поведения в ходе достижения планируемого результата.
3.2. Обновление учебно-методического обеспечения
В целях обновления учебно-методического обеспечения необходимо:
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;
совершенствовать методическое обеспечение по организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, углубленного изучения программ по видам спорта, физическому развитию и воспитанию;
создать электронную методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся;
использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодѐжи с учѐтом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки.
3.3. Обновление материально-технического обеспечения
Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:
разработать стандарты, устанавливающие требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, требования к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;
обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;
организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря.
3.4. Повышение кадрового потенциала
В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:
модернизировать образовательную программу высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»);
обеспечить преемственность между образовательными программами общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;
модернизировать систему грантов, конкурсных мероприятий различного уровня (включая международный уровень);
разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре, а также молодых специалистов;
совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию;
уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.
3.5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни
Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:
обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;
обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;
обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;
разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьѐй и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.
Реализация настоящей Концепции обеспечит модернизацию учебного предмета «Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов развития физкультурного образования в Российской Федерации.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов с привлечением средств общероссийских спортивных федераций.
|