Нестандартный урок по физике «Магнитное поле Земли» 8 класс
Submitted by Наталья Васильевна Михеева on чт, 16/11/2017 - 14:40
Тема урока «Магнитное поле Земли»
Цели и задачи:
Обучающая: познакомить учащихся со свойствами магнитного поля постоянных магнитов и особенностями магнитного поля Земли;
Воспитывающая: воспитывать коллектизм, уважение друг к другу;
Развивающая: развить смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность.
Оборудование: магниты разных видов; магнитные стрелки; слайды; кодоскоп.
Содержание урока
1. Устный опрос (3 мин.).
2. Историческая справка (4 мин.).
3. Исследуем свойства постоянных магнитов (14 мин.).
4. Объяснение магнитных свойств (2мин.).
5. Земля – большой магнит (10мин.)
6. Применение постоянных магнитов (2 мин.).
7. Выполнение экспериментального задания (10 мин.).
8. Подведение итогов урока (2мин.).
9. Домашнее задание
Ход урока
1. Устный опрос (3мин.).
Назовите формы существования материи.
Что называется веществом?
Что такое поле?
Виды полей?
Сходство и отличие электрического и магнитного полей?
Сообщение темы урока и целей урока: Изучение свойств постоянных магнитов. Познакомиться со способами намагничивания вещества. Познакомиться со свойствами магнитного поля Земли. Закрепить полученные сведения выполнением кратковременного экспериментального исследования.
2.Историческая справка (4 мин.).
Из древней Греции дошли легенды о горе, притягивающей железные предметы, настолько мощной, что вражеские корабли не могли близко подойти к ней – она выдёргивала гвозди из досок и корабли распались в море.
Правоверные мусульмане убеждены в том, что гроб с останками пророка Магомеда поится в воздухе, без всякой опоры между полом и потолком.
В 1600 г. Английский врач Г.Ч.Гилберт вывел основные свойства постоянных магнитов.
До XIX века новых данных не было, В 1820 г. Датский ученый Эрстед обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку и заставил задуматься учёных о взаимосвязи электрического и магнитного полей.
Описанный древними учёными камень называется естественный магнит, он содержит 72% железа, это минерал, называемый магнитный железняк, или магнетик.
3.Исследуем свойства постоянных магнитов (14 мин.).
При проведении эксперимента создаю проблемную ситуацию. Ученики могут, опираясь на жизненный опыт, предположить правильные выводы.
Опыт 1.
Подвесить полосовой магнит на нити к штативу и пронаблюдать, какое положение в пространстве он займет.
Вывод: полоска из данного минерала занимает в пространстве всегда определённого положение – в направлении с севера на юг.
Опыт 2.
Пронаблюдать взаимодействие двух подвижных магнитных стрелок.
Вывод: одноимённые полюса отталкиваются друг от друга, разноимённые полюса притягиваются друг друга.
Опыт 3.
Наблюдаем действие магнита при приближении его к металлическому предмету.
Вывод: действие магнита ослабевает с удалением от него.
Магниты делятся на естественные и искусственные. Искусственные наиболее сильные и удобные.
Способы получения магнитов:
1. Намагничивание через влияние, по индукции. Демонстрация взаимодействия магнита с металлическими телами
2. Главные способ: помещение будущего магнита в магнитное поле катушки с током.
В зависимости от строения и магнитных особенностей вещества делятся на: