Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы
«Время есть величайший из новаторов»,
- говорил английский философ
Френсис Бэкон.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Переход на ФГОС ООО позволит воспитать новое поколение, способное самостоятельно ставить и достигать цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию деятельности, работать с большим объемом информации, взаимодействовать в группе и решать возможные конфликты, что приведет к успешной социализации в обществе.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ивашкинская средняя школа» начался в 2014-2015 учебном году и осуществлялся через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
Приказом директора была организована рабочая группа по внедрению ФГОС ООО, в план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
1) изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2) разработка основной образовательной программы основного общего образования;
3) разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4) разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5) ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6) изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7) разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
8) создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УВР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время (анкетирование родителей); скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
Второй этап: издан ряд приказов, регламентирующий деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.
При реализации первого и второго этапов достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», но не были разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретной школы. Рабочей группе педагогов школы за короткий срок пришлось решать данную проблему. Администрация школы, педагоги разработали и подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Результатом работы педагогов в этом плане была разработка и модификация программ внеурочной деятельности по трем направлениям: спортивно-оздоровительному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному.
Результаты:
муниципальный этап всероссийской олимпиады по предметам ( 2014год – победитель -1, 2015 год – 1призёр , 2016 год - 2 призёра);
малая краевая олимпиаде школьников ( 2015 год – 3 призёра, 2016 год- 2 победителя, 3 призёра);
в интеллектуальный марафон (2015 год -1 победитель, 2016 год – 2 призёра)
Третий этап – реализация ООП ООО.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы был продуман блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В сентябре 2014 года составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.
- Основной целью методической работы является - «Развитие кадрового потенциала как основное условие успешности школы нового поколения».
- В ноябре 2014 проведен методический семинар «Работа с одаренными и способными детьми в условиях ФГОС».
- Научно-методический семинар «Проблемный урок» 05.03.14г
- Методический семинар «Игровые педагогические технологии на уроках ФГОС» (март 2015) ( подготовили и провели учителя МО гуманитарного направления)
- В марте 2015 года прошло тематическое заседание НМС «Программа совершенствования учителя». Разработан алгоритм работы над индивидуальной методической темой (ФГОС). Была подготовлена презентация по выбору алгоритма работы над научной проблемой, которая помещена в «Методическую копилку», в любое время учитель может ею воспользоваться. Учителям было предложено к началу учебного года определиться с темами по самообразованию.
- Декабрь 2016 -был проведен методический семинар «Каким должен быть урок в современном информационном обществе?» (подготовлено МО учителей естественно-математического цикла)
- Февраль 2017 -тематический педсовет «Мотивация учебной деятельности – основное условие обучения в условиях ФГОС».
- 26.05.15. Методический семинар «Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Ивашкинская СОШ» Егоровой С.Г.
На методическом семинаре учитель познакомила коллег с приемами работы на уроках по новым ФГОС, с проектными работами детей, с новыми формами контроля знаний в начальной школе, с методическими материалами, накопленными за годы работы, ответила на вопросы коллег.
Запланировано 2017-18 г
1 полугодие - «Общеучебные умения и навыки – необходимое условие для успешного обучения в современной школе» (система педагогической преемственности)
2 полугодие – «Новые технологии обучения в системе ФГОС как способ повышения качества знаний»
Методические семинары 2017-2018
1 полугодие – «Спортивные и творческие достижения учащихся и успешное обучение – основа для формирования разносторонней личности» (МО учителей физической культуры, технологии, ОБЖ).
На этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового.
Каждому педагогу школы предоставляется возможность выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно, участвуют во всероссийских педагогических конкурсах «Секреты профессионализма» 1 степени (учитель математики) 2016 год, международный профессиональный конкурс «Педагогического мастерства» диплом 1 степени 2017 год (учитель математики), участие в международной олимпиаде «Построение уроков в соответствии ФГОС» диплом 1 степени 2016 год.
Традиционными формами работы в школе являются:
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО, микрогрупп;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары - практикумы;
- педагогические лектории;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные декады;
- творческие отчеты;
- групповые и индивидуальные консультации;
- практикумы по конструированию уроков;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.
-обобщение педагогического опыта.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечивает создание необходимых условий для его реализации.
Задачи методической службы школы в рамках данного направления:
- Обеспечение повышения профессиональной компетенции педагогов (организация своевременной курсовой подготовки учителей; организация методических мероприятий, направленных на повышение уровня информированности учителя по своему предмету и по вопросам развития образования)
- Стимулирование повышения квалификации без отрыва от педагогической деятельности (дистанционные курсы)
- Стимулирование работы учителей и школьных МО к изучению передового педагогического опыта, применению новых методик обучения
- Распространение передового педагогического опыта учителей (мастер-классы, участие в конкурсах, открытые уроки)
- Систематизация взаимопосещений уроков учителями с целью развития аналитических способностей учителей, обмена опытом и повышения профессионального мастерства
- Обеспечение информационной поддержки учителей по вопросам инновации в области образования, новых образовательных программ (в рамках ФГОС нового поколения)
Основные проблемы при введении ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:
-нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту, которое на данном этапе в основном не соответствует требованиям СанПин, федеральным требованиям к организации образовательного процесса - согласно требованиям, нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, зал для занятия ритмикой и ЛФК)
-неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
-работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Главное не отступать и помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно нового стандарта могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС
-организовать деятельность рабочих групп по доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
-организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- может быть, создать микрогруппы по проблемам:
организация накопительной системы оценки,
разработка заданий, направленных на формирование УУД,
организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
- продолжить работу по психологическое сопровождение бучающихся;
- организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ, вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ОВЗ;
-получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления
|
На: Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы
Ирина Вадимовна, большее спасибо. Я ещё раз убедилась, что тот кто хочет работать, тот - всегда получает результат, и что кадровый вопрс был и остаётся решающим при введении любых новаций.
Горбунова
На: Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы