Размещено: ирина журавлёва - чт, 16/11/2017 - 08:54
Цель: систематизирование и закрепление математических представлений детей.
Задачи:
Совершенствовать умение составлять число 10 из 2х меньших чисел, называть числа в прямом и обратном порядке, упражнять в знание геометрических фигур, ориентировке на листе бумаги, определять месторасположение геометрических фигур, моделировать геометрические фигуры, определять время по часам с точностью до одного часа, составлять и решать задачи на сложение.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать любознательность, целеустремленность, умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа: беседа о планетах солнечной системы, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций по теме « Космос», разучивание пальчиковой, зрительной гимнастики.
Материалы и оборудование: набор геометрических фигур, лист бумаги, лист в клетку, простые карандаши, макет часов, экран, проектор, презентация, слайды - планеты солнечной системы.
Ход НОД
Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на стенгазету «Первый в космосе» Какой праздник будем отмечать 12 апреля?
Воспитатель: Дети, вы знаете, кто такие космонавты? Слайд 1 (космонавты)
А спасатели? А чем могут заниматься космические спасатели? Хотите быть космическими спасателями?
Воспитатель: Внимание, из космоса на Землю поступил сигнал с просьбой о помощи:
“Ребята, у нас беда, нашу планету Сатурн завалило камнями. Мы разобрать завал не можем, так как не знаем геометрических фигур, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста! Сатурн”.
Воспитатель: Как мы можем помочь? Для этого необходимо отправиться в космическое путешествие по Солнечной системе. Как вы думаете, почему она называется Солнечной? Да, потому что в центре нашей галактики расположена самая большая звезда, которая называется… (Солнце)
Слайд 2(планеты солнечной системы)
Вокруг нее движутся планеты. Сколько их? (8 планет) Назовите планеты, которые вы знаете. Совершенно верно, восемь больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.
По порядку все планеты Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий, два … Венера,
Три … Земля, четыре … Марс,
Пять … Юпитер, шесть … Сатурн,
Семь … Уран, восьмой… Нептун.
Мы с вами полетим– к Сатурну.
- На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие?
- Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракеты. Перед вами лежат наборы фигур, как можно их назвать одним словом? (геометрические). Сейчас каждый из вас станет конструктором и соберет для себя космический корабль, из геометрических фигур. (Самостоятельная работа детей парами).
- Сколько замечательных ракет у нас получилось, они все разные, мы построили целый космодром.
- Ну вот, мы с вами готовы - ракеты сконструированы, пора отправляться, прошу занять места на космическом корабле.
(У каждого ребенка на столе лист бумаги и набор геометрических фигур)
- Ребята, лист бумаги - это пульт управление кораблем, предлагаю вам смастерить пульт управления.
- В правом нижнем углу кнопка круглой формы. И т. д.
- Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты.
- Нажмите кнопку треугольной формы.
- Где она находится?
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, ... 1 Старт! (включается космическая музыка. Слайд 3 (звездное небо)
Гимнастика для глаз
Мы уселись на места, Закрываем все глаза Мы теперь уж не сидим А летим, летим, летим.
Вот мы и в космосе. Что - то мелькнуло за иллюминатором. - Наш корабль попал в зону космической пыли. Слайд 4 (облако с цифрой 10)
- Корабль дальше лететь не может, раздробите облако на 2 меньших. (Дети выполняют задание за столами, раскладывают число 10 на 2 меньших)
- Наш космический корабль продолжает полет. Я предлагаю вам выйти в открытый космос. Что видите? (Планеты).
Слайд 5 (три планеты) Сколько планет вы видите?
А сейчас? Слайд 6 (две планеты)
- Составьте задачу про то, что мы сейчас увидели.
- Сколько частей в задачи? - Как они называются? - С помощью какого арифметического действия будем решать задачу - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Сейчас вам надо будет выбрать правильное решение задачи.
Слайд 7 (запись решения задачи) (дети поясняют свой выбор)
- Пока мы были в открытом космосе, у нас закончилось топливо. А вот топливо у нашей ракеты не простое. Оно из математических неравенств. Чтобы заполнить полный бак топливом нам нужно поставить знак в неравенство. Слайд 8 (неравенство)
(воспитатель раздает примеры, где нужно поставить знак, дети проходят на места и выполняют задания)
- А теперь поменяйтесь заданиями и проверьте друг у друга, не ошибся ли ваш друг. Я вижу, все справились с заданием! Молодцы!
- У вас на столах лежат часы. Что изображено на часах? Что показывает длинная стрелка? Что показывает короткая стрелка? Мы отправились в космический полет в 8 часов. Установите время на часах, когда мы отравились в полет? Где находиться длинная стрелка? (короткая). Наш космический корабль пролетал мимо Венеры в 9часов, а мимо Юпитера в 10 часов. Мимо, какой планеты мы пролетали раньше? На сколько часов раньше мы пролетали мимо Венеры, чем мимо Юпитера (на один час)
Слайд 9 (объемные геометрические фигуры)
- Планета Сатурн вся завалена камнями. - На какие фигуры они похожи? - Вам надо назвать цвет и форму камня.
Слайд 10 (планета Сатурн)
- Как вы думаете, планета Сатурн осталась нами довольна? - Наш космический корабль продолжает полет. Летим дальше!
Пальчиковая гимнастика
В небе звезды ярко светят.
И ракету нашу ждут
К дальней сказочной планете
Наш космический маршрут
- В бортовых журналах зарисуйте путь, по которому летел наш космический корабль.
Графический диктант «Дом»Слайд 11
- Что у нас получилось? Это картинка напоминание, что нам пора возвращаться … домой.
Закрывайте вновь глаза. Нам опаздывать нельзя. На прогулку всем пора. Полетели,детвора. Вот любимый детский сад. Я вернула вас назад.
Кому мы помогли во время нашего полёта? (Помогали Сатурну расчищать планету от камней и т.д.). С какими трудностями мы встретились? Какие задания для вас были сложными? (легкими) Молодцы! Сатурн остался очень доволен.
Список литературы:
1., Веракса Н.Е, . Комаров Т.С, Васиьева М.А.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». -М.: Мозаика-Синтез, 2012г;
2. Михайлова З.А. – “Игровые занимательные задачи для дошкольников”
3. В. А.Позина И.А. Помораева Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.