Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста
Размещено: Ольга Евгеньевна Спивак - пн, 13/11/2017 - 11:10
Вопросы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях проводится работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Мне хотелось бы подчеркнуть особо важную роль физкультурно - оздоровительной работы с детьми раннего возраста. Работа в группах раннего возраста должна начинаться с создания среды, в которой дети смогли бы реализовать свои потребности в движении. Необходимы игрушки – каталки, горки, мягкие модули; оборудованный уголок в группе для того, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Ежедневно в течение дня проводится физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика, подвижные игры, бодрящая гимнастика после сна, физкультурные занятия, дыхательная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж сенсорными шариками, динамические паузы во время занятий. Для охраны и укрепления здоровья важно соблюдение рационального режима дня, обеспечение достаточного двигательного режима: активная самостоятельная двигательная деятельность детей, утренняя гимнастика, игровые упражнения на развитие мелкой моторики, сенсомоторные игры, подвижные игры, музыкально-ритмические движения в течении дня.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на утреннюю гимнастику. Каждое утро начинается с утреней гимнастики в облечённой одежде, продолжительностью 6-7 минут.
Утренняя гимнастика помогает создать бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Комплексы для утренней гимнастики состоят из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм. Желательно проводить гимнастику с использованием потешек, упражнений имитационного характера. Например, поднять руки вверх и покачать из стороны в сторону – «ветерок дует, ветви дерева качаются». проводим утреннюю гимнастику и игры с яркими мячами, с погремушками, с разноцветными ленточками, звучащими игрушками .
В своей группе я сделала картотеку утренней гимнастики на весь учебный год сюда же включаются упражнения дыхательной гимнастики: «Надуваем шарик», «Гуси шипят», «Часики», «Пчелки», «Носос» и т.д. Дыхательные упражнения — прекрасное закаливающее и лечебно — профилактическое средство. Очищается слизистая дыхательных путей и глоточного лимфозного кольца от патологической микрофлоры, что предупреждает переход острых заболеваний в хронические. Активно использую пальчиковую гимнастику во время игр-занятий и в режимных моментах)
После гимнастики — водные процедуры: мытье рук, растирание сухим полотенцем.
Особое внимание в своей работе я уделяю режиму дня, подчеркиваю его значение для всестороннего развития и, в особенности для физического состояния детей, обосновываем необходимость выполнения дома режима дня, принятого в детском саду.
Питание 4-х разовое, сбалансированное, во время еды создаем спокойную, доброжелательную обстановку в группе.
На завтрак дети получают здоровую и питательную пищу – «на плите сварилась каша, где большая ложка наша?», что важно для растущего организма. В 10 часов второй витаминный завтрак – соки, яблоки, бананы. Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья имеют культурно –гигиенические навыки. Обращаю особое внимание на гигиенические навыки приема пищи. Такие как; правильно держать ложку,
правильно сидеть за столом (ровная спинка, кушать аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, ставим стаканчики с салфетками и учу вытирать ротик после еды, надеваем нагруднички тем, кто еще не освоил навыки кушать аккуратно.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством укрепления здоровья детей. На прогулке я уделяю большое внимание двигательной активности детей. Пребывание на свежем воздухе оказывает закаливающий эффект на растущий организм ребенка. Во время прогулки мы проводим подвижные игры – «Самолеты», «К куклам в гости», «Догоните меня», «Поезд», вырабатываю у детей двигательные умения и навыки, учу преодолевать различные препятствия, повышаем жизненный тонус.
Воспитание культурно-гигиенических навыков ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Организация культурно- гигиенических процедур (например, умывание) сопровождаются песенками , потешками
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Также учу культурно-гигиеническим навыкам Засучивать рукава, Открывать кран,
Мыть руки (пользоваться мылом) Вытирать руки своим полотенцем
Особое значение в физкультурно-оздоровительной работе с малышами имеют так же подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Подвижные игры провожу ежедневно, как в первой половине дня, так и во второй. Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай» «Самолеты», «К куклам в гости», «Догоните меня», «Поезд», «Ловишки» вырабатываю у детей двигательные умения и навыки, учу преодолевать различные препятствия, повышаем жизненный тонус.
Все игры проходят в атмосфере радости и веселья.
Дневной сон (детей после болезни укладываем спать раньше, а поднимаем позже других. Во время укладывания на сон поем колыбельные песенки, либо использую диски из цикла«Баиньки». Соблюдаю тишину! Подъем по мере пробуждения).
Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием для меня является проведение гимнастики после дневного сна. Из опыта работы могу с уверенностью сказать, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д. Гимнастика после сна проводится с музыкальным сопровождением. Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. И поэтому снятие психологического напряжения является одной из форм оздоровительных мероприятий.
Я используем – дорожки здоровья, Дорожки с крупой,солью, зрительные тренажеры, нетрадиционное оборудование. Для снижения заболеваемости 2 раза в день в группе включается настенная бактерицидная лампа:7:00 — 7:30; 13:00 — 13:30. Так же в группе имеется ионизатор воздуха (лампа Чижевского), назначения ее в том, чтобы исправить экологическую неполноценность воздуха в помещении, создав «живую» воздушную среду. Ежедневно проводится режим проветривания групповых комнат.
Уголок природы - (комнатные растения являются хорошим фактором для оздоровления окружающей среды, наши цветы, стоя на подоконнике не мешают проникновению солнечного света, не загромождают окна);
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения во время организованной деятельности за столом, я провожу физкультминутки, с целью переключения детей с умственной деятельности на физическую. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для детей, давать им мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания, и мы в своей работе учитываем это, не забываем об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В группе также сделана картотека физминуток.
Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе я решаю при помощи различных игр и манипуляций с водой. Очень важно, до начала с играми с водой познакомить детей с правилами поведения: нельзя намеренно выливать воду на пол; нельзя брызгать водой на других детей; после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. При организации игр с водой необходимо учитывать следующее: вода должна быть теплой и кипяченой Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. У детей должны быть клеенчатые фартучки, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях. Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки. Например, можно использовать такие игры, как: переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой,) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой); игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья детей имеет, и организация непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура». Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Для этого я упражняю детей в приподнимании, ходьбе на носках.Для занятий по физкультуре у нас оборудован в группе уголок ФИЗО, мы имеем необходимое оборудование: разноцветные и массажные мячи, цветные ленточки и платочки, обручи, воротики, тоннель для пролезания, горка, мешочки с песком, атрибуты к подвижным играм.
.
Нельзя не отметить еще один момент в физкультурно-оздоровительной работе - полноценный результат мы можем получить только совместно с семьёй. Поэтому я постаралась вовлечь в эту работу и родителей наших малышей. Для начала родителям предоставила много интересного и полезного материала: анкетирование, памятки, рекомендации, консультации:
родительские собрания.
Было проведено 2 анкетирования:
Анкета здоровья
Здоровый образ жизни .Это?
Сделано 3 папки передвижки :
Адаптация ребенка в детском саду;
Здоровый образ жизни;
Правильное питание.
Консультации для родителей ,такие как:
«Витамины для здоровья;»
«Для чего нужен режим дня?»
Профилактика гриппа;
«Нужен ли сон ребенку днем?»
«Закаливание в домашних условиях».
«Роль прогулки для детей раннего возраста».
«Питание в детском саду»
Памятки
Правила Закаливания,
Составляющие здоровья
Солнце ,воздух и вода-наши лучшие друзья,
Организация питания детей в семье.
Рекомендации
Что нужно делать чтобы быть здоровыми,
Грипп. Как защитить себя и других.
Была проведена выставка рисунков посвященная здоровому образу жизни.
Воспитателями совместно с родителями был обогащен уголок ФИЗО :
Родители приобрели новую дорожку для закаливания остальные родители сделали сами, также создали пособия для дыхательной гимнастики, массажные рукавички, ловишки, массажеры для тела из киндеров, дорожка из следов, гирьки из бутылок и крупы ,дорожки из крупы и соли.
Атрибуты к подвижным играм (маски).
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым.Но те родители, которые пренебрежительно относятся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка.
Здоровье ребенка - самое ценное, что может быть у родителей и воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.