Родительский клуб «Успешные родители»
Попова Анна Олеговна,
педагог-психолог МАОУ «Средняя школа № 24»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.
Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье. Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления нарушения детско-родительских отношений и путей профилактики и коррекции этих нарушений.
В практической деятельности школьного психолога работа с родителями одно из основных направлений деятельности. Для привлечения родителей к сотрудничеству специалисты школ используют различные формы работы. В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает, возможность обсудить проблемы и трудности детей, особенности детско-родительских отношений, ответить на волнующие родителей вопросы «Как реагировать на капризы, упрямство ребенка и своеволие подростка?», «Что должны делать родители, чтобы гармонизировать взаимоотношения с ребенком?» и т.д.
Поэтому в нашей работе мы ориентировались на нестандартные формы, нестандартную тематику встреч. Это эффективные направления деятельности школы в мотивировании родителей к активному сотрудничеству.
Программа Родительского клуба «Успешные родители» направлена на такую форму взаимодействия между участниками, предполагающую взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующую углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком и активизацию роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка.
При организации работы клуба преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная, индивидуальная формы организации.
В рамках родительского клуба широко используется работа с видеофрагментами, что помогает раскрыть проблему, поднимаемую психологом. За каждой разработкой, фильмом стоят реальные практические примеры, контекст всех ситуаций является жизненным и убедительным. Фильмы смотрятся с интересом и удовольствием, они пробуждают мысль, создают положительные установки, порождают готовность к действию. Ситуация, представленная в видеофрагменте, имеет условный характер, не привязана к реалиям жизни. Поэтому с помощью анализа можно обсуждать неоднозначные и проблемные ситуации. Безопаснее анализировать какую-то психологическую проблему на примере героев фрагмента, чем на примере собственных детей. Разбирая конкретные примеры и случаи, изучение теоретического материала работа по данной программе поможет родителям ответить на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания детей.
Программа предназначена психологам, социальным педагогам и классным руководителям.
Цель программы - оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; переструктурирование жизненных стереотипов, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком и активизация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка.
Цель реализуется через следующие задачи:
- повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;
- формирование у родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать полученную информацию для повышения своей компетентности;
- освоение различных аспектов возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес для родителей;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка;
- расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка;
- выработка навыков взаимодействия с ребенком;
- оказание помощи родителям (законным представителям), в вопросах развития, воспитания посредством психологического консультирования.
Используемые методы и техники
- Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
- Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», «круглые столы» с рамкой, тренинги.
На заседании родительского клуба используются следующие методы:
-
групповое обсуждение как особая форма работы группы:
- направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы; групповые дискуссии и мозговой штурм используются как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
- ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы, а также сбора ведущим информации о ходе работы группы;
- дискуссия способствует повышению психологической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
- игра позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
- анализ анкетирования детей;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
- обучающий эксперимент помогает родителям применить полученные знания на практике;
- анализ поступков детей и родителей помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
- анализ типов коммуникативных взаимоотношений позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
- анализ ситуаций помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение свое и ребенка;
- мини-лекции необходима для усвоения практического материала;
- анализ видео и аудиоматериала позволяет со стороны увидеть или услышать способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания и другие методы взаимодействия помогают понять, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребенку, знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком:
- как поступать в критических ситуациях.
В рамках родительского клуба широко используется работа с видеофрагментами, что помогает раскрыть проблему, поднимаемую психологом. За каждой разработкой, фильмом стоят реальные практические примеры, контекст всех ситуаций является жизненным и убедительным. Фильмы смотрятся с интересом и удовольствием, они пробуждают мысль, создают положительные установки, порождают готовность к действию. Ситуация, представленная в видеофрагменте, имеет условный характер, не привязана к реалиям жизни. Поэтому с помощью анализа можно обсуждать неоднозначные и проблемные ситуации. Безопаснее анализировать какую-то психологическую проблему на примере героев фрагмента, чем на примере собственных детей.
Использование данного метода способствует:
- эмоциональному проживанию, идентификации с героями кинофильмов, что дает уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт;
- развитию эмоциональной сферы: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния детей;
- обучению навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар;
- развитию способности к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.
Эффективность данного метода достигается за счет таких его качеств, как:
- наглядность и легкость подачи и объяснения материала;
- видеофрагменты задействует визуальный канал восприятия материала;
- отсутствие эмоционального барьера – отвлеченность примеров и обучение на чужих ошибках, обсуждение в непринужденной и безопасной атмосфере актуальные вопросы;
- возможность чередовать типы изучаемой информации (теоретические блоки и игровые ситуации на отработку полученных навыков на практике);
- повышение интереса участников к материалу занятия.
«Родительский клуб» является оптимальной формой для формирования общего воспитательного поля вокруг ребенка.
Участники программы и особенности возрастной группы
Программа родительского клуба рассчитана на родителей (законных представителей), желающих повысить свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах гармонизации детско-родительских отношений обучающихся 1 – 11 классов без особых требований к возрасту, образованию.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
- помещение, приспособленное для проведения групповых занятий;
- мультимедийный проектор для сопровождения занятий презентациями, видеофильмами;
- магнитофон, маркерная, магнитная доска.
Сроки и этапы реализации программы:
Работа клуба организуется в два этапа.
На подготовительном этапе работы проводятся консультации с родителями с целью выявления потребностей с помощью собеседования и анкетирования. Дифференцирование выявленных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом детей. При выборе тематики учитываются возрастные особенности и типичные проблемы школьников, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений.
Одновременно изучается, разрабатывается и утверждается нормативно правовая база, локальные акты: Положения о клубе (приложение 1), план работы, журнал протоколов заседаний Клуба.
Основной этап предполагает непосредственную работу с родителями по трем блокам, направленную на:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- изменение неадекватных родительских позиции и установок;
- расширения осознанности мотивов воспитания;
- выбор оптимального стиля воспитания:
- оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания.
Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизиологических закономерностях развития ребенка, тем самым обогащая свой жизненный опыт. И, как следствие, они:
- получают профессиональную психологическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком;
- учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
- имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
- расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
Занятия проводятся в виде цикла, темы распределяются по возрастам.
Программа построена по следующему алгоритмы:
- 1-й блок «Младший школьный возраст» 1-4 классы.
- 2-й блок «Подростковый возраст» 5-8 классы.
- 3-й блок «Юношеский возраст» 9-11 классы.
2-й блок предполагает увеличение количества занятий, так как подростковый возраст является наиболее сложным во всех отношениях для родителей и детей.
Такая форма проведения занятий помогает задействовать большинство родителей учреждения. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком.
Для каждого возраста выбираются наиболее важные темы (возможно дополнительное заседание клуба). Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом. Работу по программе можно проводить комплексно, а также отдельными блоками.
Скачать программу
|