Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родительский клуб «Успешные родители»

Родительский клуб «Успешные родители»

 

Попова Анна Олеговна,

педагог-психолог МАОУ «Средняя школа № 24»

Петропавловск-Камчатского городского округа

 

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.

Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье. Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления нарушения детско-родительских отношений и путей профилактики и коррекции этих нарушений.

В практической деятельности школьного психолога работа с родителями одно из основных направлений деятельности. Для привлечения родителей к сотрудничеству специалисты школ используют различные формы работы. В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает, возможность обсудить проблемы и трудности детей, особенности детско-родительских отношений, ответить на волнующие родителей вопросы «Как реагировать на капризы, упрямство ребенка и своеволие подростка?», «Что должны делать родители, чтобы гармонизировать взаимоотношения с ребенком?» и т.д.

Поэтому в нашей работе мы ориентировались на нестандартные формы, нестандартную тематику встреч. Это эффективные направления деятельности школы в мотивировании родителей к активному сотрудничеству.

Программа Родительского клуба «Успешные родители» направлена на такую форму взаимодействия между участниками, предполагающую взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующую углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком и активизацию роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка.

При организации работы клуба преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная, индивидуальная формы организации.

В рамках родительского клуба широко используется работа с видеофрагментами, что помогает раскрыть проблему, поднимаемую психологом. За каждой разработкой, фильмом стоят реальные практические примеры, контекст всех ситуаций является жизненным и убедительным. Фильмы смотрятся с интересом и удовольствием, они пробуждают мысль, создают положительные установки, порождают готовность к действию. Ситуация, представленная в видеофрагменте, имеет условный характер, не привязана к реалиям жизни. Поэтому с помощью анализа можно обсуждать неоднозначные и проблемные ситуации. Безопаснее анализировать какую-то психологическую проблему на примере героев фрагмента, чем на примере собственных детей. Разбирая конкретные примеры и случаи, изучение теоретического материала работа по данной программе поможет родителям ответить на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания детей.

Программа предназначена психологам, социальным педагогам и классным руководителям.

Цель программы - оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; переструктурирование жизненных стереотипов, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком и активизация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка.

Цель реализуется через следующие задачи:

  • повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей;
  • привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;
  • формирование у родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать полученную информацию для повышения своей компетентности;
  • освоение различных аспектов возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес для родителей;
  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка;
  • расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка;
  • выработка навыков взаимодействия с ребенком;
  • оказание помощи родителям (законным представителям), в вопросах развития, воспитания посредством психологического консультирования.

 

Используемые методы и техники

  1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
  2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», «круглые столы» с рамкой, тренинги.

На заседании родительского клуба используются следующие методы:

  • групповое обсуждение как особая форма работы группы:
    • направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы; групповые дискуссии и мозговой штурм используются как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
    • ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы, а также сбора ведущим информации о ходе работы группы;
  • дискуссия способствует повышению психологической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • игра позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • анализ анкетирования детей;
  • обсуждение и разыгрывание ситуаций помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • обучающий эксперимент помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • анализ поступков детей и родителей помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • анализ типов коммуникативных взаимоотношений позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • анализ ситуаций помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение свое и ребенка;
  • мини-лекции необходима для усвоения практического материала;
  • анализ видео и аудиоматериала позволяет со стороны увидеть или услышать способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания и другие методы взаимодействия помогают понять, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребенку, знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком:
  • как поступать в критических ситуациях.

В рамках родительского клуба широко используется работа с видеофрагментами, что помогает раскрыть проблему, поднимаемую психологом. За каждой разработкой, фильмом стоят реальные практические примеры, контекст всех ситуаций является жизненным и убедительным. Фильмы смотрятся с интересом и удовольствием, они пробуждают мысль, создают положительные установки, порождают готовность к действию. Ситуация, представленная в видеофрагменте, имеет условный характер, не привязана к реалиям жизни. Поэтому с помощью анализа можно обсуждать неоднозначные и проблемные ситуации. Безопаснее анализировать какую-то психологическую проблему на примере героев фрагмента, чем на примере собственных детей.

Использование данного метода способствует:

  • эмоциональному проживанию, идентификации с героями кинофильмов, что дает уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт;
  • развитию эмоциональной сферы: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния детей;
  • обучению навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар;
  • развитию способности к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

Эффективность данного метода достигается за счет таких его качеств, как:

  • наглядность и легкость подачи и объяснения материала;
  • видеофрагменты задействует визуальный канал восприятия материала;
  • отсутствие эмоционального барьера – отвлеченность примеров и обучение на чужих ошибках, обсуждение в непринужденной и безопасной атмосфере актуальные вопросы;
  • возможность чередовать типы изучаемой информации (теоретические блоки и игровые ситуации на отработку полученных навыков на практике);
  • повышение интереса участников к материалу занятия.

«Родительский клуб» является оптимальной формой для формирования общего воспитательного поля вокруг ребенка.

 

Участники программы и особенности возрастной группы

Программа родительского клуба рассчитана на родителей (законных представителей), желающих повысить свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах гармонизации детско-родительских отношений обучающихся 1 – 11 классов без особых требований к возрасту, образованию.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

  • помещение, приспособленное для проведения групповых занятий;
  • мультимедийный проектор для сопровождения занятий презентациями, видеофильмами;
  • магнитофон, маркерная, магнитная доска.

Сроки и этапы реализации программы:

Работа клуба организуется в два этапа.

На подготовительном этапе работы проводятся консультации с родителями с целью выявления потребностей с помощью собеседования и анкетирования. Дифференцирование выявленных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом детей. При выборе тематики учитываются возрастные особенности и типичные проблемы школьников, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Одновременно изучается, разрабатывается и утверждается нормативно правовая база, локальные акты: Положения о клубе (приложение 1), план работы, журнал протоколов заседаний Клуба.

Основной этап предполагает непосредственную работу с родителями по трем блокам, направленную на:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • изменение неадекватных родительских позиции и установок;
  • расширения осознанности мотивов воспитания;
  • выбор оптимального стиля воспитания:
  • оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания.

Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизиологических закономерностях развития ребенка, тем самым обогащая свой жизненный опыт. И, как следствие, они:

  • получают профессиональную психологическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком;
  • учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
  • расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;

Занятия проводятся в виде цикла, темы распределяются по возрастам.

Программа построена по следующему алгоритмы:

  • 1-й блок «Младший школьный возраст» 1-4 классы.
  • 2-й блок «Подростковый возраст» 5-8 классы.
  • 3-й блок «Юношеский возраст» 9-11 классы.

2-й блок предполагает увеличение количества занятий, так как подростковый возраст является наиболее сложным во всех отношениях для родителей и детей.

Такая форма проведения занятий помогает задействовать большинство родителей учреждения. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком.

Для каждого возраста выбираются наиболее важные темы (возможно дополнительное заседание клуба). Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом. Работу по программе можно проводить комплексно, а также отдельными блоками. 

Скачать программу


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн