-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о стилях речи. Напомните, пожалуйста, основные положения, по которым мы определяем принадлежность текста к данному стилю речи.
(на доску вывешиваются основные положения в виде кластера)
- Прослушайте текст. Какую особенность данного текста вы можете отметить?
Выписка из протокола
03.10.2003№12
Дмитров
заседания совета школы №1.
СЛУШАЛИ:
Классный руководитель 5 «А» класса, Мохова Татьяна Федоровна, обратилась к совету школы с просьбой - воздействовать на ученика 10 «Б» класса Иванова Михаила, который каждый день приходит в школу в сопровождении огромнейшей собачищи. Немецкая овчарка – это порода, выведенная в Германии в конце 19 века. Рост этой животины выше среднего, высота в холке – от 61 до 70 сантиметров. Сложена она, как Аполлон, очень пропорционально. Обладает огромными, выдающимися способностями к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной преданностью человеку, невиданной выносливостью. Глазастая! Увидит, что кто – нибудь к его хозяину приближается, пасть так оскалит! Ой, а зубы – то, как у крокодила! Не захочешь мимо пройти. Вот и ребята боятся. Прошу оказать помощь и принять необходимые меры.
ПОСТАНОВИЛИ:
Вызвать Иванова Михаила вместе с родителями на совет школы и убедить в неправомерности его действий.
Председатель Л. И. Морозова
Секретарь И. П. Сорокина
Верно Секретарь С. И. Федорова
03.10.2003
- Итак, в тексте вы обнаружили языковой материал трех стилей речи: разговорного, научного и официально – делового. Сейчас вы сядете за компьютеры и по вариантам отредактируете текст в заданном стиле.
1 вариант – разговорный стиль.
2 вариант – научный стиль.
3 вариант – официально – деловой стиль.
Также вам надо будет кратко доказать принадлежность текста к данному стилю.
Предновогодний вечер. Рынок. Шум. Суета. Радостные, оживленные лица людей. Девочка, прижимающая к груди огромного, такого, по – видимому, долгожданного розового слона. Мужчина, бережно поддерживающий под руку старенькую маму. Оживленная стайка пацанов, шумно обсуждающих чей – то подарок – звенящий на все лады телефон. И все спешат по своим делам, радуясь предстоящему празднику. Спешат что – то, что не успели, доделать, кого - то поздравить, что – то купить. Из сумок выглядывают золотистые мандарины и апельсины, краснощёкие яблоки, какие – то бесконечные свертки с чем – то таким, что, быть может, недоступно, но не менее желанно.
Запахи. Головокружительный запах копченой рыбы. Парного мяса и печенки. Жареных пирожков с чем – то таким вкусным и давно забытым.
- Какие вопросы возникали при чтении 1 части?
- Что непонятно?
- Какие компоненты рисуются ситуацией?
- Как вы предполагаете, каков стиль данного текста? Докажите.
Заполнение кластера
(Отметить экспрессию односоставных предложений, в частности, назывных, как бы созданных для описания. В них природой заложены изобразительные возможности: называя предметы, они рисуют картину и дают оценку происходящему, как на фотографии запечатлевают кадры, фиксируя только настоящее время. Придают лаконизм, недосказанность.
Эллиптические предложения придают эмоциональность, взволнованность.
Однородные члены предложения расширяют и углубляют смысловой план высказывания, делают его более объемным и в то же время конкретным.
Причастные обороты более сжато, энергично передают информацию.
Вводные слова и предложения выражают отношение говорящего к сообщаемому.)
- О чем речь пойдет дальше?
Чтение 2 части.
Глаза. Огромные глаза. Человеческие глаза. У собаки… Сколько боли. Отчаянья. Тоски. И… пустоты.
Не скулит. Не выпрашивает. Не машет, как раньше, доверчиво хвостом. Не ждет, кажется, уже ничего и никого. Не стало хозяина. Предал. Ушла надежда. Вера в людей. Нет сил ни на что…
Рынок. Одинокий силуэт выброшенной, как старая вещь, собаки. Как знак вопроса…
(С. Дмитриева, «Юность», №14, 2003 г.)
- Какова же задача данного текста?
- Какое из высказываний больше подходит к тексту?
- Каков стиль текста?
- Оправдались ли ваши предположения?
Очень печальная концовка. Если вы помните, заголовок текста – «Предновогодняя встреча». Он дает надежду на счастливый финал?
- Придумайте концовку текста.
Домашнее задание – заполнить кластер примерами принадлежности текста к публицистическому стилю.
Написать эссе, употребив одно из данных высказываний в качестве эпиграфа.