Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: «Стили речи. Публицистический стиль».

Размещено: Светлана Борисовна Недодаева - вс, 29/10/2017 - 22:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Недодаева Светлана Борисовна
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели.

Образовательные:  обеспечить усвоение учащимися системы знаний о стилях речи.

     Развивающие: способствовать формированию  умения  учащихся анализировать тексты разных  стилей речи и создавать собственные в соответствии с особенностями речевой ситуации

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной и информационной культуры. воспитывать у учащихся бережное отношение к своему языку

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Русский язык 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова 

Используемое оборудование: 

Доска, компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">Материал урока &laquo;Стили&nbsp; речи.&nbsp; Публицистический&nbsp; стиль&raquo;&nbsp; предназначен для учащихся 7 класса. В ходе урока активно используются современные образовательные технологии. Возможно использование материалов урока на элективных курсах при изучении стилистики русского языка.</span></span></p>

-Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  разговор  о  стилях  речи. Напомните, пожалуйста, основные  положения, по  которым  мы  определяем  принадлежность  текста  к  данному  стилю  речи.

 

(на  доску  вывешиваются  основные  положения  в  виде  кластера)

 

- Прослушайте  текст.  Какую  особенность  данного  текста    вы  можете  отметить?

 

Выписка из протокола

03.10.2003№12

Дмитров

заседания  совета  школы  №1.

 

СЛУШАЛИ: 

Классный  руководитель  5  «А»  класса,  Мохова  Татьяна  Федоровна, обратилась  к  совету школы с  просьбой  -  воздействовать  на  ученика  10 «Б»  класса  Иванова  Михаила, который  каждый  день  приходит    в  школу  в  сопровождении  огромнейшей  собачищи.  Немецкая  овчарка – это  порода, выведенная  в  Германии  в  конце  19  века.  Рост  этой  животины  выше  среднего,  высота  в  холке – от  61  до  70  сантиметров.  Сложена  она, как  Аполлон,  очень  пропорционально.  Обладает  огромными, выдающимися  способностями  к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной  преданностью  человеку, невиданной  выносливостью.  Глазастая!   Увидит, что  кто – нибудь  к  его  хозяину  приближается, пасть  так  оскалит!  Ой,  а  зубы – то, как  у  крокодила!  Не  захочешь мимо  пройти. Вот  и  ребята  боятся.  Прошу  оказать   помощь  и  принять  необходимые  меры.

 

ПОСТАНОВИЛИ: 

Вызвать  Иванова  Михаила вместе с  родителями   на  совет  школы и  убедить  в  неправомерности его  действий. 

 

Председатель      Л. И. Морозова

Секретарь            И. П. Сорокина

Верно                   Секретарь                            С. И. Федорова

03.10.2003

 

 

- Итак, в тексте  вы  обнаружили  языковой  материал   трех  стилей  речи:  разговорного, научного  и  официально – делового.  Сейчас  вы  сядете  за  компьютеры  и  по  вариантам отредактируете  текст в  заданном  стиле. 

1  вариант – разговорный  стиль.

2  вариант – научный  стиль.

3  вариант – официально – деловой  стиль.

Также  вам  надо  будет  кратко доказать  принадлежность  текста  к  данному  стилю.

 

  1. Разговорный стиль.
  2. Задача – поделиться  впечатлениями.
  3. Сфера  употребления – беседа  или  бытовой  диалог.
  4. Стилевые черты:  субъективность, эмоциональность, конкретность.
  5. Языковые  средства:

Лексические:

– слова, имеющие  разговорную  окраску (собачища, животина)

     - слова  с  экспрессивной  окраской (невиданной, неслыханной)

     Словообразовательные:

     - слова  с  суффиксами  субъективной  оценки

     Морфологические:

      - прилагательные  в  превосходной  степени (огромнейший)

      - прилагательные  оценочного  значения  (глазастая)

      - междометие  (ой)

     Синтаксические:

      - неполные  предложения

      - односоставные  предложения

 

    2.  Научный  стиль.

 

  1. Задача – сообщить  сведения, имеющие  теоретическое  значение.
  2. Сфера  употребления – справочник, статья  учебника.
  3. Стилевые черты:  объективность, бесстрастность, абстрактность, точность,  логичность.
  4.  Языковые  средства:

Лексические:

      - употребление  слов  в  прямом  значении (порода, Англия)

      - стилистически  нейтральные  слова  (пропорционально, дрессировка)

      - отсутствие  образных  средств

     Морфологические:

      - преобладание  существительных

     Синтаксические:

      -прямой  порядок  слов     

      - использование  предложений  с  причастными  оборотами

 

  1.     Официально – деловой   стиль.
  2. Задача – сообщить  точные  сведения, имеющие  практическое  значение.
  3. Сфера  употребления – деловая  бумага – протокол.
  4. Стилевые черты:  официальность, конкретность, бесстрастность.
  5. Языковые  средства:

Лексические:

     - официальные  слова  и  выражения  (воздействовать  на  ученика, прошу      принять  меры)

     - словосочетания  неэмоционального  характера  (обратилась  к  совету  с  просьбой, убедить  в неправомерности  поведения)

     Морфологические:

      - использование  глаголов  в  неопределенной  форме  (оказать  помощь, принять меры, вызвать  на  педсовет)

     Синтаксические:

      - осложненные  предложения

     - почти  полное  отсутствие  повествования  и  описания.

   

Итак, разговор  у  нас  шел  о собаке.  Если  вы  обратили  внимание, то  на  доске  написано  2  высказывания.  Как  вы  их  понимаете?

 - Мне  хочется  познакомить  вас  со  своими  домашними  животными.

(показ  презентации)

 - Кто  из  вас  хочет  поделиться  впечатлениями  о  своих  животных?

 

А  сейчас  я  хочу  вам  предложить  текст, который  имеет  заголовок  «Предновогодняя  встреча».

 - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно?

 - Подберите  определения  к  заголовку.

 - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает).

 - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста?

 - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста.

 - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1  части  текста:

 

  Предновогодний  вечер – суета – оживленные  лица – девочка – мужчина – стайка  пацанов – спешат – мандарины – яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.

 

Чтение  1  части.

Предновогодняя  встреча.

 

  Предновогодний  вечер.  Рынок. Шум. Суета.  Радостные, оживленные  лица  людей.  Девочка, прижимающая  к  груди  огромного, такого, по – видимому, долгожданного    розового  слона. Мужчина, бережно поддерживающий  под  руку  старенькую  маму.  Оживленная  стайка  пацанов, шумно  обсуждающих  чей – то  подарок – звенящий  на  все  лады   телефон.    И  все  спешат  по  своим  делам, радуясь  предстоящему  празднику.  Спешат  что – то, что  не  успели, доделать, кого - то  поздравить,  что – то  купить.  Из  сумок  выглядывают  золотистые  мандарины  и  апельсины,  краснощёкие  яблоки, какие – то бесконечные  свертки  с  чем – то  таким, что, быть  может, недоступно, но  не  менее  желанно.

  Запахи.  Головокружительный запах  копченой  рыбы. Парного  мяса  и  печенки.  Жареных  пирожков  с  чем – то  таким  вкусным  и  давно  забытым. 

 

 

 - Какие  вопросы  возникали  при  чтении  1  части?

 - Что  непонятно?

 - Какие  компоненты  рисуются  ситуацией?

 - Как  вы  предполагаете, каков  стиль  данного  текста?  Докажите.

Заполнение  кластера

(Отметить  экспрессию  односоставных  предложений, в  частности, назывных, как  бы  созданных  для  описания.  В  них  природой заложены  изобразительные  возможности:  называя  предметы, они  рисуют  картину  и  дают  оценку  происходящему, как  на  фотографии  запечатлевают  кадры, фиксируя  только  настоящее  время.  Придают  лаконизм, недосказанность.

Эллиптические  предложения  придают  эмоциональность, взволнованность.

Однородные  члены  предложения  расширяют  и  углубляют  смысловой  план  высказывания, делают  его  более  объемным  и  в  то  же  время  конкретным.

Причастные  обороты  более  сжато, энергично  передают  информацию.

Вводные  слова  и  предложения  выражают  отношение  говорящего  к  сообщаемому.)

 - О  чем  речь  пойдет  дальше?

 

Чтение  2  части.

 

  Глаза.  Огромные  глаза.  Человеческие  глаза.  У  собаки…   Сколько  боли.  Отчаянья.  Тоски.  И…  пустоты.

  Не  скулит.  Не  выпрашивает.  Не  машет, как  раньше,  доверчиво  хвостом.  Не  ждет, кажется,  уже  ничего  и  никого. Не  стало  хозяина. Предал.  Ушла  надежда.  Вера  в  людей.  Нет  сил  ни  на  что…

   Рынок.  Одинокий  силуэт  выброшенной, как  старая  вещь, собаки.  Как  знак  вопроса…

                                                             (С. Дмитриева, «Юность»,  №14, 2003  г.)

 

 - Какова  же  задача  данного  текста?

 - Какое  из  высказываний  больше  подходит  к  тексту?

 - Каков  стиль  текста?

 - Оправдались  ли  ваши  предположения?

Очень  печальная  концовка.  Если  вы  помните,  заголовок   текста – «Предновогодняя  встреча».  Он  дает  надежду  на  счастливый  финал?

 - Придумайте  концовку  текста.

 

Домашнее  задание – заполнить  кластер примерами  принадлежности  текста  к  публицистическому  стилю.

Написать  эссе, употребив  одно  из  данных  высказываний  в  качестве  эпиграфа.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн