Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях дифференцированного обучения математике с использованием ИКТ (из опыта работы)
Размещено: Ольга Вохминова - сб, 28/10/2017 - 12:03
Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся
в условиях дифференцированного обучения математике
с использованием ИКТ
(из опыта работы учителя математики Вохминовой О.М.)
Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития обучающихся. В настоящее время мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В последнее время всё больше и больше педагогов понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала. И актуальность применения интерактивных средств будет только возрастать с увеличением ассортимента разрабатываемых информационных средств обучения, так как это позволяет сделать уроки нетрадиционными, яркими, насыщенными, наполняя их содержание знаниями из других предметных областей, превращающих предмет из объекта изучения в средство получения новых знаний.
Курс математики – важное звено математического образования и развития школьников. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит обучающихся в положение объекта преподаваемой ему извне информации. И основной недостаток этой системы состоит в том, что учителя реализуют чаще лишь одну функцию знаний - информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую, и эти две функции тесно взаимосвязаны. В настоящее время уже не вызывает сомнений, что информационные технологии оказывают влияние на формирование различных компетенций личности, на образ жизни и парадигму человеческого общения. Задача современной школы — обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ. А одна из основных задач учителя - заинтересовать обучающегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. В настоящее время с помощью современных средств ИКТ любой учитель может создать свой учебно-методический комплекс и провести творческий и запоминающийся урок, привлекая к его созданию своих учеников. Мой кабинет оснащен компьютером, мультмедийным проектором и экраном, имеются в необходимом количестве электронные учебники и пособия, организация учебного процесса ведется в соответствие с санитарными нормами и правилами, уделяется должное внимание соблюдению техники безопасности обучающимися.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ я составляю план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала я соблюдаю основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя на моём уроке, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
интерактивность и диалоговый характер обучения - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
На своих уроках я достаточно широко примененяю компьютер: с его помощью можно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной («ответ у доски») работы обучающихся. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Работая с применением ИКТ, я повышаю уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной и звуковой. В процессе занятия использую яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Наглядность и интерактивность — вот основное преимущество. Информационные технологии соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Мною составлены мультимедийные презентации, рассчитанные на использование интерактивной доски или экрана, где содержатся формулы, построение графиков функций и т. д. С их помощью легче объясняется учебный материал, рисуются схемы, таблицы, также легко они изменяются при моделировании различных математических законов с изменяющимися исходными данными.
Используя на уроке информационные технологии, я имею возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике. Преимущество
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
рост объема выполненных на уроке заданий;
расширение информационных потоков при использовании интернета;
повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как не приходится повторять текст несколько раз (выводя его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
стимулирует учителя для профессионального роста и дальнейшее освоение компьютера;
применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех обучающихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика;
освоение обучающимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для обучюащихся проявить свои творческие способности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, повышается мотивация и интенсификация обучения, познавательная активность обучающихся, повышается самооценка у обучающихся, создается комфортная среда обучения.
Внедрение компьютера на моих уроках позволяет использовать его на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. Информационные технологии позволяют не ограничиваться традиционными уроками, а создавать уроки-путешествия, уроки-соревнования.
Я выделяю следующие типы компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения:
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций мною используются такие программные средства, как PowerPoint. Для изучения нового материала я создаю презентации и интерактивные пособия по различным темам, презентации активно используются и для представления ученических проектов, сведений из истории математики.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями.
Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, а также примеров рефератов, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. На этапе работы по формированию умений и навыков применения знаний на практике использую задания на заполнение пропусков, устные упражнения (различные цепочки).
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Особенно часто применяю на уроках изучения «Комбинаторики и статистики» Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Разноуровневые тесты, задания позволяют мне установить и осуществить контроль за усвоением учебного материала. При этом, реализуя принцип разноуровнего обучения, я использую различные задания от уровня стандарта до творческого с нестандартным решением. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. При организации повторения теоретического материала использую кроссворды, созданные в Notebook с помощью таблицы и затемнения ячеек.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. На своих уроках я использую Цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, электронные пособия «Уроки Кирилла и Мефодия», «Открытая математика».
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. Очень нравятся такие элементы обучающимся 5-7 классов.
Используя дифференцированный подход в обучении математике, провожу работу в классе как фронтально (работа с учащимися по нарастающей трудности), так и в группах (с учётом их интересов и способностей) и индивидуально (учитывая уровень знаний и возможности каждого ученика), используя различные виды ИКТ.
С помощью ИКТ я смогла завладеть вниманием обучающихся на уроках, а также на внеурочных мероприятиях, не смотря на то, что подготовка к проведению таких занятий требует большего времени.
В рамках классно-урочной системы невозможно полноценно организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Поэтому развитие творческих способностей учащихся осуществляю через разнообразные средства и формы организации учебно-познавательной деятельности: семинары и факультативы, индивидуальные занятия с одарёнными детьми, участие школьников в олимпиадах различного уровня, в научно-практических конференциях, декадах математики. Провожу факультативные занятия и элективные курсы для обучающих, которые интересуются математикой, такие как «Математика - абитуриенту», «Теория многочленов и уравнения высших степеней», «Экология в математике» и другие.