Работа с лексическим материалом на уроках английского языка
Submitted by Татьяна Юрьевна Варламова on вс, 22/10/2017 - 22:43
Изучение иностранного языка - долгий и трудный процесс. Основная идея обучения состоит в увеличении словарного запаса, поскольку количеством и разнообразием употребляемых слов определяется грамотность говорящего.
В цели обучения лексике входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов. Помимо этого, в процессе обучения лексике должны решаться также определённые общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
- Ознакомление
- Первичное закрепление
- Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.
Ознакомление включает в себя работу над формой, значением и употреблением слова:
- Работа на слуховой основе
- первичное звуковое предъявление слова (Это произнесение нового слова учителем или диктором).
- воспроизведение слова учащимися (Это повторение слова вслед за учителем или диктором).
- вторичное предъявление слова и его семантизация (Это чаще всего беспереводной способ с помощью картинки, игрушки и т.д.).
-контрольпонимания(Контрольным вопросом может быть: What’s the Russian for to buy? или Will you translate the word to buy, please?).
- употребление слова в контексте (микроситуация), (заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова в пределах ограниченных задачами данного цикла).
- Работа на графической основе
- запись слова
- упражнения в чтении
- упражнения в письме
Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть какие-нибудь особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обучаемым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в последующем использовании данного слова. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений. Объем полисемантических слов в английском языке высок, как ни в одном другом. Необходимо знакомить учащихся с наиболее частотными из них. Помимо значения слова необходимо показать и его коннотацию, т.е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, что связано с употреблением слова, т.е. способностью к сочетаемости с другими словами, благодаря чему образуются словосочетания.
Самое сложное в процессе изучения языка – запомнить большое количество слов. Действительно, довольно сложно запомнить сразу все новые слова, некоторые запоминаются легко и быстро, а некоторые, наоборот. И сколько ни заглядывай в словарь, они все равно выпадают из памяти. Учителю нужно постараться, чтобы слово «врезалось» в память ученика.
В методике существуют определенные приемы, направленные на освоение и запоминание иностранных слов. Так, для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, скороговорками, содержащими новые слова. На начальном этапе обучения языку следует также применять еще такие специальные приемы запоминания слов, как проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Немалое значение играет разгадывание ребусов и кроссвордов. Все это помогает детям прочно усвоить лексику, пополнить свой словарный запас, хорошо запомнить написание слов, благодаря зрительной опоре правильно читать и произносить слова.
Кроме того, эффективными для запоминания новых слов являются лексические упражнения в построении сочетаний. В репродуктивной речевой деятельности недостаточно знания только одного слова, важно, чтобы дети владели связями слова и образованием на их основе словосочетания.
Учить английские слова можно при помощи мнемоники. В основе метода мнемотехники лежит создание ассоциаций. На уроках совместно придумываются «запоминалки» - рифмованные и понятные для ученика ассоциации. В родном языке подбирается и запоминается слово или словосочетание, которое похоже на изучаемое иностранное. В качестве примера можно привести слово puddle (лужа), которое очень просто запоминается в таком предложении: «он падал в лужу».
В глаз (eye) что-то попадает и мы часто вскрикиваем АЙ.
Pillow (ассоциация - пилить) – перевод – подушка. Смешная ассоциация – кто-то (возможно, ученик) пилит свою подушку.
Даже самый слабый ученик запоминает значение слова и безошибочно употребляет в речи .Существуют целые словари, в которых подобных примеров превеликое множество.
При запоминании слова очень важны эмоции, которые вкладываются в новое слово. Если оно будет связано с какими-то живыми картинками, вызывающими эмоции, слово отложится как минимум в пассивный словарь обучающегося. Можно вызывать запахи, вкус, наполнять картинку цветом, или соединять ее с музыкой. Этот метод хорошо подходит для запоминания определенных понятий, которые сложно привязать к чему-то конкретному.
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно чтобы дети не чувствовали большую нагрузку программы, а игра - способна помочь этому. Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у обучающихся. Целесообразно применять карточки с изображением лексических единиц, проводить различные виды игр с демонстрационным и раздаточным материалом (покажи и назови; разложи в заданном порядке; поменяй местами, What is missing?, задания типа “Match”, Bingo) а также диктанты в картинках. Для создания игровых ситуаций широко используются рисунки, тексты художественных произведений.
Лексические игры сосредотачивают, внимание учащихся на лексическом материале имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.
Немаловажное значение на уроках английского языка имеет использование компьютера, что позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов учащиеся имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.
На уроках английского языка необходимо использовать презентации, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности. Так же целесообразно использование интернет - ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. Большой интерес у ребят вызывают так называемые флеш – ролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми лексическими единицами, при их повторении, закреплении и в качестве контролирующих мини – тестов.
Одним из эффективных средств при предъявлении и закреплении лексического материала является метод ментальных карт (Mind Maps).
Использование ментальных карт при изучении лексики иностранного языка дает положительные результаты в силу того, что структурированную, упорядоченную и ассоциированную с известными образами информацию легче воспринимать и запоминать, чем информацию, представленную в виде текста или таблицы. При изучении лексики на английском языке в центре карты размещается ключевое понятие (тема), от которого ответвляются остальные элементы (лексические единицы). Термины, несущие основную лексическую нагрузку изучаемой темы, дополняются цветным графическим материалом – фотографиями и схемами. При использовании ментальных карт изучаемый материал воспринимается как единое целое, что очень важно. Кроме того, интеллект-карты можно в любой момент преобразовать, усовершенствовать, обновить. Легко и быстро происходит проверка и повторение пройденного материала на основе этого метода, который в свою очередь способствует прочному закреплению изученных терминов и понятий. Ментальные карты являются необходимым инструментом для систематизации информации, выявления связей и ассоциаций, активизации процессов мышления, как на занятиях, так и во время самоподготовки, концентрации внимания на ключевых понятиях. При совместной работе над созданием карты ученикам дается возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, учитель лишь направляет ход мыслей в нужное русло.
Можно составлять ментальные карты по темам. Например, взять тему food и разделить на категории «вкусы», «способы приготовления», «виды» и т. п. или сгруппировать неправильные глаголы по типу изменения основы. Можно рисовать карты и для одного слова, если оно относится к разным частям речи или имеет множество значений, как фразовые глаголы.
К сожалению, нет такого волшебного способа, который помог бы быстро и качественно увеличить количество известных слов. Все достигается только практикой и регулярными занятиями в сочетании с использованием методов, которые подходят индивидуально каждому ученику.