Перспективное планирование опытов в младшей группе
Сентябрь.
1. Игра с вертушкой.
Цель: познакомить со свойствам воздуха приводить в движение некоторые предметы.
Инвентарь: вертушки.
2. «Угадай, что съел» (Фрукты и овощи).
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.
Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.
3.«Теплый — холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
4.«Угадай, что съел» (Фрукты и овощи).
Задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.
Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.
Октябрь.
5.«Домики для птичек».
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка,показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.
Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.
6. «Найди листок, какой покажу»
Задача: Найти предметы по сходству; различие их по размеру.
7. Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
8. ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
.
Ноябрь.
9. ЛОВИСЬ РЫБКА, И МАЛА, И ВЕЛИКА
Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
10. ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ
Задача: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
11. ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ?
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.
12. Игра «Тонет – не тонет».
Цель: развивать любознательность и наблюдательность, самостоятельность и активность, экспериментальную деятельность, логическое мышление, ловкость движений и координацию.
Материалы: тазик с тёплой водой, предметы и игрушки из разных материалов, предметы для зачерпывания игрушек и выливания воды.
Декабрь.
13. Ткань, ее качества и свойства
Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Материалы: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы,, емкости с водой,
14.«Надувание мыльных пузырей».
Цель: - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;
- поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам;
- поощрять желание детей отвечать на вопросы взрослого;
- обогащать активный словарь детей: мыло, мыльный, пленочка.
Материалы и оборудование: Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
15. Первый снег. (На прогулке).
Цели: познакомить с природным явлением снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.
16. Волшебная рукавичка
Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Январь.
17. Ткань прозрачная и не прозрачная.
Цель:Формировать элементарные представления о свойствах ткани.
Материалы: тюлевые лоскуты, хлопчатобумажные лоскутики.
18 «Снежный городок»
Цель: научить детей делать из снега колобки и большой дом.
19. ЗАМЕРЗШАЯ ВОДА
Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
20. ТАЮЩИЙ ЛЕД
Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.
Описание. Сказочный герой предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Февраль.
21. Взаимодействие воды и снега.
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Игровой материал: Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
22. ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д.
23. МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Материалы: две светлые тарелки.
24.«Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Материалы: Луковицы с корнями на каждого ребенка, таз с землей, лоток для рассады, лейка с водой.
Март.
25. ПЕСОЧНАЯ СТРАНА
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
.
26. Чудесный мешочек.
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
Игровой материал: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.
27."Помощница вода".
Цель: способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысит эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.
28. Игра с бельевыми прищепками.
Цель: развить цветовое восприятие, мелкую моторику и координацию, осязательные чувства, логическое мышление и концентрацию внимания, предметные и игровые действия.
Материалы: тазик с водой, разноцветные пластмассовые бельевые прищепки, верёвочка, халат, пластмассовое ведёрко.
Апрель.
29. ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА.
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.
30. Ветка в вазе
Цель: показать значение воды в жизни растений.
Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
31. Посев семян гороха
Цель: Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
Материалы: пророщенный горох, таз с землей, лоток для рассады, лейка с водой.
32.«Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.
Май.
33. Солнечный зайчик
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркала.
34. Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
35. «Где вода?»
Цель: Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой).
Материалы: стаканчики с одинаковым количеством воды, емкость с песком.
36. «Прогулка с увеличительными стеклами».
Цель: развитие чувствительного опыта, внимания, сосредоточенности при нахождении объектов и явлений неживой природы.
Материал: увеличительные стекла.
|