ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают окружающую среду и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
К числу важнейших глобальных проблем человечества относятся: увеличение естественного прироста населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технической революции, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природно-ресурсном потенциале, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали нерациональное природопользование, изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.
Необходимо предпринимать меры по защите географической оболочки от загрязнения и от нерационального природопользования, сохранению всего разнообразия природных ресурсов, сбережению генофонда планеты. Это требует не только работы экологов, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей. Необходима переориентация системы ценностей всех живущих на планете людей, так как каждый из нас зависит от своего окружения.
В центре внимания любой экологической проблемы находится человек, предпосылки его жизнедеятельности, потребности и способы их удовлетворения. Поэтому центральной экологической проблемой является проблема защиты здоровья человека от негативных последствий научно-технического прогресса, которые вызывают нарушение всех функций организма. Новые условия существования создают угрозу неблагоприятных сдвигов в демографической ситуации на планете, депопуляции, уменьшению средней продолжительности жизни.
Основной экологической проблемой является проблема сохранения генофонда биосферы как условия к эволюции общества и природы. Обеднение многообразия видов, биосферы под влиянием антропогенных факторов может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям. Человек стоит перед задачей научиться управлять численностью исчезающих видов животных в биогеоценозах, уточнять скорость и направление эволюции видов в условиях сильнейшего воздействия на природу.
В решении экологических проблем должны участвовать специалисты разных профессий и конечно подрастающее поколение. Осознание обществом актуальности проблемы во многом зависит от деятельности духовно богатых и широко мыслящих людей.
Изучение реальных экологических проблем в старших классах школы на основе соединения разных учебных дисциплин — биологии, географии, истории, литературы — будет способствовать установлению естественных связей изучаемого материала с жизнью, развивать эмоциональную отзывчивость старшеклассников на тревоги человечества, активизировать разум, побуждая его к поиску способов разрешения сложных проблем.
Комплекс практических школьных занятий позволяет решить сложнейшую задачу синтеза логического и образного познания.
Активная работа на уроках, практическое участие в экологических акциях Энгельсского района вводят нас в существо экологических проблем, а расширение фактической базы знаний об этих проблемах и путях их решения, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, формулировать важнейшие выводы на основе фактов.
Термины:
Окружающая среда, глобальные проблемы человечества, естественный прирост населения, научно-техническая революция, природно-ресурсный потенциал, антропогенное воздействие, нерациональное природопользование, экосистема, географическая оболочка, природные ресурсы, генофонд, депопуляция, демографическая ситуация, средняя продолжительность жизни, антропогенный фактор, биогеоценоз.
|