Submitted by Мария Борисовна Чистякова on Tue, 17/10/2017 - 20:34
Добрый день, уважаемые дамы и господа. В канун старого нового года на сцене челябинского театра оперы и балета им. М.И.Глинки состоится премьера спектакля по пьесе Н. Островского «Снегурочка».
«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и науки», - писал А. Энштейн.
И, наверное, каждый из нас всегда хотел попасть в закулисье и окунуться в тайну создания спектакля и для этого нам понадобится всего 20 минут. Не верите, тогда начнем.
Выдача задний и работа фокус групп:
Театр начинается с вешалки, а спектакль – с расчетно-кассового отдела
Да-да. именно этот отдел закулисья получают свое задание первыми. ( выдала задание)
От того, как грамотно будут произведены расчеты зависит и оформление сцены, задание пожалуйста, вам – декораторы.( выдает задание) , фасон костюма актера, затраты на ткань и даже выдача реквизита зависят от работы постижерного цеха, пожалуйста Ваше задание( выдает задание), а самое главное, это результат работы оркестра (выдает задание) и труппы актеров. Свой актерский дебют сегодня представят наши артисты, задание которым я выдала чуть раньше.
1: расчетный отдел (расчетно-кассовый)
2: декораторы
3: костюмеры
4: репетиция оркестра
5: репетиция труппы театра
Ну что ж, дорогие сотрудники театра, вам на выполнение заданий будет дано не более трех минут, пожалуйста, приступайте.
Пока работают фокус группы ведем беседу с методистами:
А мы пока перейдем от искусства к педагогической практике.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования.
Основой федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является системно-деятельный подход в обучении. Другими словами, отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, формирование и развитие мотивации ребенка к познанию окружающего мира. Школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Все делает одной из самых востребованных технологий - проектную технологию и дидактическую игру, как её важный элемент. Игра не только учит детей самостоятельно мыслить, производить творческий поиск информации, находить решение различных задач и проблем, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения и воспитания личностно значимым для них.
Данная технология позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам воспитания и развития. Как всем вам известно - активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот факт подтверждает и высказывание великого Конфуция, в истинности которого я не раз убеждалась в ходе своей профессиональной деятельности
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Дидактические игры - один из элементов активного обучения, который совершенно необходим на всех уровнях общего образования. Все результаты (цели) освоения математического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Для этого в процессе обучения математике необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Это значит, необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном уровне, но и на межпредметном и практико-ориентированном.
(на слайде)
Основой дидактической игры является познавательное содержание, которое заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной в процессе игры. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Возвращаемся к результатам.
Любая дидактическая игра невозможна без этапа мотивации.
(на слайде афиша)мотивирование, которое происходит благодаря применению творческих приемов, сказочных сюжетов, включению в работу элементов необычности и неожиданности, плюс внутренняя мотивация участников.
Комментарии в зал: Моя роль на этом этапе заключается в обозначении общего замысла проекта, создании положительного мотивационного настроя на работу.
Происходит формирование и развитие личностных УУД: (они же на слайде)
внутренняя позиция школьника,
смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
этап планирования
В ходе работы отделов определяются тема и цели игры, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью педагога, позднее с нарастанием самостоятельности учащихся.
Такая деятельность занимает особое место в воспитании, обеспечивает более тесное сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности детей, более успешной их адаптации к современным условиям жизни.
Совместная проектная деятельность также помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями, позволяет школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки.
Итак, вернемся в закулисье и посмотрим, что получилось у сотрудников рассчетно-технического отдела.
Пожалуйста, представьте нам результат работы своей группы (Выступление 1 группы.)
Ну что ж, уважаемое жюри, мы получили долгожданные билеты на премьеру и пора уже приоткрыть завесу тайны и заглянуть в сказочную мастерскую наших декораторов. Ведь они уже готовы украсить нашу сцену своим творчеством. Пожалуйста, Вам слово (Выступление 2 группы.).
Мы с Вами видим, что на данном этапе у участников формируются следующие коммуникативные УУД:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос психологу, родителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
информационно-операционный этап
Так же на этом этапе формируются познавательные УУД учащихся:
развитие аналитических способностей;
формирование алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи,
расширение кругозора, развитие словарного запаса.
Работа костюмеров очень важна при создании спектакля, и нам не терпится взглянуть на результат работы данной группы (Выступление 3 группы.). Беру платок!
Спешу напомнить вам, что действие наше происходит на сцене оперного театра и без поддержки нашего оркестра нам не обойтись! (Выступление 4 группы.)
Презентация результатов
В результате работы каждой группы демонстрируется наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, это результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, является продуктом работы над заданием и требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.
Итак. Расчетный отдел готов, декораторы готовы, постижерный цех готов, оркестр – готов!!! Как видим, к спектаклю готово абсолютно все. И под бурные аплодисменты зала мы просим наших актеров занять свои места на сцене.
Комментарии (самоанализ): основная цель моего мастер-класса состояла в том, чтобы познакомить коллег с этапами проведения дидактической игры и дать некоторые методические пояснения, рекомендации по применению данной технологии в деятельности педагога.
За отведенное время мы познакомились с этапами деловой игры и коллеги освоили их через участие в отдельных сценах. В ходе мастер-класса мы с вами смогли отметить, какие личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД развиваются на том или ином его этапе.
Условиями эффективности мастер-класса являлось, четкое планирование процесса работы в группах, а также заинтересованность в работе участников.
Сегодня вам была представлена работа в малых группах и парах. Помимо такой формы организации работы, работа может осуществляться как в группе, так и индивидуально.
В заключении отмечу, что необходимость сознательного формирования метапредметных умений у учащихся на уроках математики, это ответ системы образования на требование времени и общества. Конечно, со временем педагогам будет предоставлена необходимая комплексная методическая помощь со стороны специалистов. Но, очень многие составляющие метапредметного подхода были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Нужно только «провести ревизию» своих методических копилок, отобрать те методы и формы, которые отвечают требованиям современного образования и на их основе конструировать новые.
Заключение:
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за работу. Сегодня мы смогли осуществить постановку первой сцены спектакля, используя знания математики.
И как полагается в конце любого спектакля – прошу всех на поклон!