Программа коррекции познавательной сферы для учащегося 1го класса (8.3) по ФГОС
Submitted by Светлана Владимировна Гулманова on Tue, 10/10/2017 - 12:32
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № г.Саратова»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей-дефектологов
_____________//
Протокол № _____
от «___»_____________2017г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________//
«___»______________2017г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова»____________/
/
«___»______________2017г.
Индивидуальная рабочая учебная программа по курсу коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»
ФИ
1 класс (вариант __8.3_)
2017-2018 учебный год
Составлена на основе АООП для обучающихся с РАС
Программу составила Гулманова Светлана Владимировна, педагог-психолог
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _______
От«____ »___________ 2017г
г. Саратов
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию логического мышления для ФИ разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» .
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова» .
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова».
Курс направлен на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП .
Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие познавательной деятельности учащегося 1-го класса, преодоление недостатков в когнитивной и эмоционально-волевой сферах, коррекция интеллекта и личности учащихся.
Основные задачи изучения предмета «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе:
Образовательныезадачи:
Коррекция и развитие высших психических функций;
Активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.
Воспитательные задачи:
Воспитать у детей любознательность, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать умение контролировать свою деятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать у детей умение устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;
Формирование навыков группировки и классификации;
Развитие операций сравнения, обобщения, анализа.
Методические подходы: дифференцированный, деятельностный, системный, комплексный,теоретический, личностно-ориентированный. Во время учебного процесса используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
В процессе обучения используются следующие принципы:
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип прочности;
Принцип научности и доступности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип воспитывающего и развивающего обучения;
Принцип коррекционной направленности, который в программе является ведущим и нацелен на исправление недостатков общего, психического и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Развитие логического мышления» для 1 класса представлена материалом, направленным на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенность изучаемого раздела состоит в том, что он включает в себя следующие подразделы:
- «Установление интеллектуального уровня учащегося»
- «Тактильно-двигательное восприятие»;
- «Кинестетическое и кинетическое развитие»;
- «Развитие зрительного восприятия»;
- «Восприятие особых свойств предметов»;
- «Восприятие пространства»;
- «Развитие логического мышления»;
- «Восприятие времени».
Также в течение года проводится диагностика развития.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:
- Основы здорового образа жизни: Развитие зрительного восприятия. Гимнастика для глаз.
- Экологические знания: При изучении данного предмета затрагиваются темы: мир животных и их охрана, человек и окружающая среда.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Развитие познавательной деятельности» является составной частью учебного предмета «Коррекция» и изучается в 1 классе. Раздел рассчитан на 34 часа и реализуется в 2017-2018 учебном году.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, ориентирован на достижение уровня общеобразовательных ЗУН, необходимых для социальной адаптации обучающихся.
В процессе изучения материала по развитию логического мышления у учащихся развивается восприятие, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Содержание программы носит практическую направленность, формирует готовность воспитанников к непосредственному включению в жизнь и трудовую деятельность.
Личностные результаты курса коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»
Предметная область
Предмет
Результаты освоения учебного
предмета
Личностные
Коррекция
Развитие понавательной деятельности
1) Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях;
2) Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе );
3) Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме);
4) Сформированность навыков коммуникации со сверстниками;
5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)Владение средствами коммуникации;
7) Адекватность
применения ритуалов социального взаимодействия.
Содержание коррекционного курса
№
Тема
Количество часов
1.
Установление интеллектуального уровня учащихся
1
Эмоционально-волевая сфера
3
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
2
2.
Тактильно-двигательное восприятие
2
3.
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
6
4.
Развитие зрительного восприятия
2
5.
Восприятие особых свойств предметов
1
Развитие слухового восприятия
3
6.
Восприятие пространства
2
7.
Развитие логического мышления
3
8.
Восприятие времени
4
Всего:
31
Содержание тем коррекционногокурса
Четверть
№
Тема
Количество часов
Отметка о выполнении
1-2 четверть
1.
Установление интеллектуального уровня учащихся
1
05.09.2017
Эмоционально-волевая сфера
2
Я и мое настроение
1
12.09.2017
3
Учимся преодолевать страх
1
19.09.2017
4
Как поделится радостью
1
26.09.2017
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
5
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
1
03.10.2017
6
Пальчиковые игры
1
10.10.2017
Тактильно-двигательное восприятие
7
Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый ммаленький)
1
17.10.2017
8
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
24.10.2017
9
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
07.11.2017
Кинестетическое и кинетическое развитие
10
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра "море волнуется"
1
14.11.2017
11
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
1
21.11.2017
2 четверть
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
12
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1
28.11.2017
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
13
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1
05.12.2017
14
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1
12.12.2017
15
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).
1
19.12.2017
16
Различение предметов по величине (большой-маленький)
1
26.12.2017
Развитие зрительного восприятия
3 четверть
187
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
1
16.01.2018
18
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки)
1
23.01.2018
Восприятие особых свойств предметов
19
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый-легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
30.01.2018
Развитие слухового восприятия
20
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
1
06.02.2018
21
Различение речевых и музыкальных звуков
1
20.02.2018
22
Дидактическая игра «Кто и как голос подает»
1
27.02.2018
Восприятие пространства
23
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)
1
06.03.2018
24
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1
13.03.2018
Развитие логического мышления
25
Выделение признаков (величина, форма) предметов. Сравнение признаков предметов (определение сходства и различия)
1
20.03.2018
4 четверть
26
Установление последовательности событий (по карточкам)
1
10.04.2018
27
Нахождение общего признака у единичных предметов. Дидактическая игра "Назови одним словом"
1
24.04.2018
Восприятие времени
28
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь)
1
08.05.2018
29
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1
15.05.2018
30
Времена года
1
22.05.2018
31
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
29.05.2018
Всего:
31
Материально-техническое обеспечение.
Светящаяся колба с пузырьками
Пучок из фиброоптических волокон настенный
Пучок из фиброоптических волокон напольный
Музыкальный центр
Проектор «Звездное небо»
Настенное панно «Рыбки»
Релаксационное кресло «Мяч»
Ноутбук DEXP paguilon 016
Наглядный материал
Иллюстративный материал
Учебные плакаты.
Учебные карточки:
Фрукты
Овощи
Животные
Насекомые
Подводный мир
Цветы
Одежда
Мебель
Посуда
Цвета
Список литературы
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
Учебники
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова
Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Просвещение, 2005г.
2
А.Д. Вильшанская
Тематический словарь в картинках Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции.
М.: Школьная Пресса, 2011.
Методическая литература
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Тигранова Л.И.
Рабочая тетрадь по развитию логического мышления «Наблюдаем, угадываем, сравниваем» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов
Просвещение, 2005г.
2
И.В. Ковалец
Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. Образования.
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3
А.Д. Вильшанская
Методические рекомендации к тематическому словарю в картинках Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции
М.: Школьная Пресса, 2011.
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № г.Саратова»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей-дефектологов
_____________//
Протокол № _____
от «___»_____________2017г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________//
«___»______________2017г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова»____________/
/
«___»______________2017г.
Индивидуальная рабочая учебная программа по курсу коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»
ФИ
1 класс (вариант __8.3_)
2017-2018 учебный год
Составлена на основе АООП для обучающихся с РАС
Программу составила Гулманова Светлана Владимировна, педагог-психолог
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _______
От«____ »___________ 2017г
г. Саратов
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию логического мышления для ФИ разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» .
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова» .
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г.Саратова».
Курс направлен на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП .
Данный учебный предмет имеет своей целью: развитие познавательной деятельности учащегося 1-го класса, преодоление недостатков в когнитивной и эмоционально-волевой сферах, коррекция интеллекта и личности учащихся.
Основные задачи изучения предмета «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе:
Образовательныезадачи:
Коррекция и развитие высших психических функций;
Активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.
Воспитательные задачи:
Воспитать у детей любознательность, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать умение контролировать свою деятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать у детей умение устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания;
Формирование навыков группировки и классификации;
Развитие операций сравнения, обобщения, анализа.
Методические подходы: дифференцированный, деятельностный, системный, комплексный,теоретический, личностно-ориентированный. Во время учебного процесса используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
В процессе обучения используются следующие принципы:
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип прочности;
Принцип научности и доступности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип воспитывающего и развивающего обучения;
Принцип коррекционной направленности, который в программе является ведущим и нацелен на исправление недостатков общего, психического и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Развитие логического мышления» для 1 класса представлена материалом, направленным на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенность изучаемого раздела состоит в том, что он включает в себя следующие подразделы:
- «Установление интеллектуального уровня учащегося»
- «Тактильно-двигательное восприятие»;
- «Кинестетическое и кинетическое развитие»;
- «Развитие зрительного восприятия»;
- «Восприятие особых свойств предметов»;
- «Восприятие пространства»;
- «Развитие логического мышления»;
- «Восприятие времени».
Также в течение года проводится диагностика развития.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:
- Основы здорового образа жизни: Развитие зрительного восприятия. Гимнастика для глаз.
- Экологические знания: При изучении данного предмета затрагиваются темы: мир животных и их охрана, человек и окружающая среда.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Развитие познавательной деятельности» является составной частью учебного предмета «Коррекция» и изучается в 1 классе. Раздел рассчитан на 34 часа и реализуется в 2017-2018 учебном году.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, ориентирован на достижение уровня общеобразовательных ЗУН, необходимых для социальной адаптации обучающихся.
В процессе изучения материала по развитию логического мышления у учащихся развивается восприятие, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Содержание программы носит практическую направленность, формирует готовность воспитанников к непосредственному включению в жизнь и трудовую деятельность.
Личностные результаты курса коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»
Предметная область
Предмет
Результаты освоения учебного
предмета
Личностные
Коррекция
Развитие понавательной деятельности
1) Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях;
2) Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе );
3) Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме);
4) Сформированность навыков коммуникации со сверстниками;
5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)Владение средствами коммуникации;
7) Адекватность
применения ритуалов социального взаимодействия.
Содержание коррекционного курса
№
Тема
Количество часов
1.
Установление интеллектуального уровня учащихся
1
Эмоционально-волевая сфера
3
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
2
2.
Тактильно-двигательное восприятие
2
3.
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
6
4.
Развитие зрительного восприятия
2
5.
Восприятие особых свойств предметов
1
Развитие слухового восприятия
3
6.
Восприятие пространства
2
7.
Развитие логического мышления
3
8.
Восприятие времени
4
Всего:
31
Содержание тем коррекционногокурса
Четверть
№
Тема
Количество часов
Отметка о выполнении
1-2 четверть
1.
Установление интеллектуального уровня учащихся
1
05.09.2017
Эмоционально-волевая сфера
2
Я и мое настроение
1
12.09.2017
3
Учимся преодолевать страх
1
19.09.2017
4
Как поделится радостью
1
26.09.2017
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
5
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
1
03.10.2017
6
Пальчиковые игры
1
10.10.2017
Тактильно-двигательное восприятие
7
Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый ммаленький)
1
17.10.2017
8
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
24.10.2017
9
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
07.11.2017
Кинестетическое и кинетическое развитие
10
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра "море волнуется"
1
14.11.2017
11
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений
1
21.11.2017
2 четверть
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
12
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1
28.11.2017
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
13
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1
05.12.2017
14
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1
12.12.2017
15
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).
1
19.12.2017
16
Различение предметов по величине (большой-маленький)
1
26.12.2017
Развитие зрительного восприятия
3 четверть
187
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
1
16.01.2018
18
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки)
1
23.01.2018
Восприятие особых свойств предметов
19
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый-легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
30.01.2018
Развитие слухового восприятия
20
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
1
06.02.2018
21
Различение речевых и музыкальных звуков
1
20.02.2018
22
Дидактическая игра «Кто и как голос подает»
1
27.02.2018
Восприятие пространства
23
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)
1
06.03.2018
24
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)
1
13.03.2018
Развитие логического мышления
25
Выделение признаков (величина, форма) предметов. Сравнение признаков предметов (определение сходства и различия)
1
20.03.2018
4 четверть
26
Установление последовательности событий (по карточкам)
1
10.04.2018
27
Нахождение общего признака у единичных предметов. Дидактическая игра "Назови одним словом"
1
24.04.2018
Восприятие времени
28
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь)
1
08.05.2018
29
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
1
15.05.2018
30
Времена года
1
22.05.2018
31
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
29.05.2018
Всего:
31
Материально-техническое обеспечение.
Светящаяся колба с пузырьками
Пучок из фиброоптических волокон настенный
Пучок из фиброоптических волокон напольный
Музыкальный центр
Проектор «Звездное небо»
Настенное панно «Рыбки»
Релаксационное кресло «Мяч»
Ноутбук DEXP paguilon 016
Наглядный материал
Иллюстративный материал
Учебные плакаты.
Учебные карточки:
Фрукты
Овощи
Животные
Насекомые
Подводный мир
Цветы
Одежда
Мебель
Посуда
Цвета
Список литературы
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
Учебники
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова
Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Просвещение, 2005г.
2
А.Д. Вильшанская
Тематический словарь в картинках Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции.
М.: Школьная Пресса, 2011.
Методическая литература
№
Автор
Название
Выходные данные
1
Тигранова Л.И.
Рабочая тетрадь по развитию логического мышления «Наблюдаем, угадываем, сравниваем» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов
Просвещение, 2005г.
2
И.В. Ковалец
Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. Образования.
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3
А.Д. Вильшанская
Методические рекомендации к тематическому словарю в картинках Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции