Систематизация и обобщение знаний по теме «Проценты. Решение задач»
Размещено: Ирина Урбанович - пн, 18/09/2017 - 06:02
Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Проценты. Решение задач»
Цель урока: Обобщить теоретические знания по теме «Проценты», рассмотреть методы решения задач на проценты. Организовать работу учащихся по данной теме на уроке, соответствующем уровню уже сформированных знаний.
образовательная:
выработка умения обобщать изученный материал;
повторить понятие «Процент»
повторить виды и способы решения основных задач на проценты;
закрепить навыки и умения применения знаний по теме к решению задач из реальной жизни.
развивающая:
совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
применить сформированные знания, умения и навыки в новых ситуациях;
сформировать навыки самоконтроля.
воспитательная:
воспитать трудолюбие, аккуратность ведения записей,
воспитание интереса к познавательному процессу, к решению реальных задач.
Тип урока: Комбинированный урок
Методы обучения: беседа, объяснение, устные упражнения, письменные упражнения.
Формы контроля: проверка самостоятельной работы.
Ход урока
Повторение теоретического материала по теме «Проценты»
1.Вопрос: «Что называется процентом?»
Звучит определение.
Определение: Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Процентом от любой величины называется одна сотая ее часть. Обозначается процент знаком %.
Запись: 1% = 0,001= 1/100
Вопрос: «Как выразить число процентов десятичной дробью?»
Чтобы выразить проценты десятичной дробью или натуральным числом, нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100.
Пример:
58% = 58/100 = 0,58
4,5%=4,35/100 = 0,045
370%=370/100 = 3,7
Для обратного перехода выполняется обратное действие. Таким образом, чтобы выразить число в процентах, надо его умножить на 100.
0,23 * 100 = 23%
- В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями и соответствующими дробями: половина – 50%, четверть – 25%, три четверти – 75%, пятая часть – 20%, три пятых – 60%.
- Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%, увеличить в 3 раза – это значит увеличить на 200%.
1. Устная работа:
- таблица на доске: обучающего характера
5%
10%
20%
25%
40%
50%
60%
75%
80%
Десятичная дробь
0,05
0,1
0,2
0,25
0,4
0,5
0,6
0,75
0,8
Обыкновенная дробь
1/20
1/10
1/5
1/4
2/5
1/2
3/5
3/4
4/5
- Замени проценты числами:
а) 2%; 67%; 90%; 1,7%; 0,03%; 105,9%; 330%; 5⅛%.
- Выразите числа в процентах:
а) 0,05; 0,32; 0,8; 0,007; 4,7; 2,5; 1\8; 1\25.
2. Повторение теоретического материала.
В простейших задачах на проценты некоторая величина a принимается за 100% («целое»), а ее часть в (правильная или неправильная) выражается числом
р%: 100% - а
р% - в
В зависимости от того, что неизвестно – а, в или р, выделяют три типа задач на проценты. Эти задачи решаются также, как и соответствующие задачи на дроби, но перед их решением число р% выражается дробью.
Типы задач
1 Нахождение процента от числа.
чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь. Например, 20% от 45 кг равны 45х0,2 = 9 кг, а 118% от Х равны 1,18Х.
2. Нахождение числа по его проценту.
Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь, например, если 8% длины отрезка составляют 2,4см, то длина всего отрезка равна 2,4:0,08-240:8=30см.
3. Нахождение процентного отношения двух чисел.
а) Чтобы найти, сколько процентов число в составляет от а, надо сначала узнать, какую часть в составляет от а, а затем эту часть выразить в процентах:
р = 100 (%)
Например, 9г соли в растворе массой 180г составляют 9х100:180=5% раствора.
б) Частное двух чисел, выраженное в процентах, называется процентным отношением этих чисел. Это правило называют правилом нахождения процентного отношения двух чисел.
- Найти: (проверяем через 5 мин по цепочке)
а) 8% от 6кг б) 30% от 15м в) 200% от 72 лет г) 0,4% от 0,25с
д) 1,25 от 800т е) 20% от 15,25 ж)75% от 80%
з) 0,1% от 0,1% и) 12% от а к) 35,6% от в
- Сравнить что больше:
а) 15% от 17 или 17% от15; в) 72% от 150 от 70%от 152
б) 1,2% от 48 или 12% от 480
3. Решение задач.
3.1)Задачи на простые проценты, основные формулы:
1) Одна величина больше (меньше) другой на р %.
а – первоначальное значение
р – количество процентов
в – новое значение
а) если а возросло на р %, то новое значение равно
в = а(1 + 0,01р).
б) если а уменьшили на р %, то новое значение равно
в= а(1 – 0,01р).
в) если а с начало уменьшили на р%, затем полученное число увеличили
на р%, то новое значение равно
в = а(1 – 0,01р) (1 + 0,01р) = а(1 –(0,01р)2) (*)
П р и м е р.
Увеличить число 60 на 20%.
Решение:
60 (1+ 0,01 20) = 60 (1+ 0,2) = 60 1,2 = 72.
Ответ: 72
Задача 1. (разбираем у доски)
Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 100 руб за штуку.
Торговая наценка составляет 25%. Какое наибольшее число таких
горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей.
Решение:
Пусть новая цена горшков будет в
в = 100 (1 + 0,25) = 125 р
1300 : 125 =10,4
Можно купить 10 горшков
Ответ: 10
Задача 2.
Цену товара снизили на 30 %, затем новую цену повысили на 30 %. Как изменилась цена товара?
Р е ш е н и е.
Пусть первоначальная цена товара а, тогда:
а – 0,3а = 0,7а – цена товара после снижения,
0,7а + 0,7а ·0,3 = 0,91а – новая цена.
1,00 – 0,91 = 0,09 или 9 %.
О т в е т: цена снизилась на 9 %.
3.2). Задачи на сложные проценты.
а – первоначальное значение величины;
в – новое значение величины;
р – количество процентов;
п – количество промежутков времени.
в = а (1 + 0,01р)п,
Если изменение происходит на разное число процентов, то формула выглядит так
в = а·(1 + 0,01р1)(1 + 0,01р2) … (1 + 0,01рп)
Задача 1. .
Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 р. на вклад, годовой доход по которому составляет 12% и решил в течение 3 лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на его счете через 3 года.
Решение:
в = а · (1 + 0,12)
в = 2000 · (1 + 0,12)3 = 2810 руб.
Ответ: 2810 руб.
Задача 2 (два способа)
Банк начисляет 20% годовых и внесенная сумма равна 5000 руб. Какая сумма будет на счете клиента банка, через 5 лет: а) при начислении банком простых процентов; б) при начислении банком сложных процентов?
Решение:
При простом процентном росте сумма составит (1+0,2 *5)*5000=10000 руб. а при сложном процентном росте будет равна (1+0,2)5*5000 = 12441,6 (руб.).
Ответ: при простом проценте будет сумма 1000 руб., а при сложном 12441,6 руб.
Из последней задачи ясно видно, какая значительная разница получается при начислении процентов разными способами.
Задача 3 .
Зарплату рабочему повысили сначала на 10 %, а через год еще на 20 %. На сколько процентов повысилась зарплата по сравнению с первоначальной?
Решение:
Пусть зарплата рабочего была а, тогда
в = а (1 + 0,1)(1 + 0,2) = 1,32а
1,32а – а = 0,32а
О т в е т: на 32 %.
Задача 4 ОГЭ (самостоятельно с самопроверкой)
Летом рюкзак стоил 880 руб. Осенью цены на рюкзаки снизились на 25%. А зимой еще на 25%. Сколько рублей заплатит покупатель, если купит рюкзак зимой?
А. 830 руб Б. 660 руб В. 495 руб Г. 165 руб.
Решение:
Первоначальная цена - 880 руб
Пусть новая цена будет в руб
в = 880 ( 1 – 0,25) ( 1 – 0,25) = 495 р.
О т в е т: В
Задача 5 ОГЭ (самостоятельно с самопроверкой.)
Фрукты подешевели на 25%. Сколько фруктов можно теперь купить на те же деньги, на которые раньше покупали 6 кг.
Решение:
Раньше стоимость одного 1 кг – а руб
Сейчас стоимость 1 кг - а (1 - 0,25) = 0,75 а руб
Стоимость 6 кг = 6 · а
6а / 0,75а = 8 (кг) – можно купить сейчас.
Ответ: 8 кг.
4. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Найти 1 % от 6 тыс. жителей;
А. 0,06 Б. 60 В. 600 Г. 6
2. Сколько будет, если 500 р. уменьшить на 5 %;
А. 250 Б. 25 В. 475 Г. 495
3. Ученик прочитал в первый день 15 % книги, что составило 60 страниц, во второй день он прочитал 200 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
4. . Цена рубашки сначала понизилась на 25%, потом еще на 20%. На сколько процентов уменьшилась цена на рубашку за два раза?
Вариант 2
1. Найти 1 % от 6 км
А. 0,06 Б. 60 В. 600 Г. 6
2. Сколько будет, если 300 р. уменьшить на 10 %;
А. 303 Б. 270 В. 475 Г. 330
3. Цена на бензин в первом квартале увеличилась на 20 %, а во втором – на 30 %. На сколько процентов увеличилась цена на бензин за два квартала?
4. Из 59 девятиклассников школы 22 человека приняли участие в городских спортивных соревнованиях. Сколько приблизительно процентов девятиклассников приняли участие в соревнованиях?
Заключение:
Еще раз обращается внимание на формулы и теоретические факты, которые были использованы на уроке. Говорится о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости, выставляются оценки.
В качестве домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи из сборника по подготовке к ЕГЭ различного уровня сложности