Интегрированные технологии
на уроках истории и обществознания
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, конкурентоспособной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Уроки истории и обществознания это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. На уроках обществознания изучаются общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. И обществознание и история связаны со многими предметами, то интеграция уроков приобретает особую актуальность.
Разрабатывая уроки истории и обществознания надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.
Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированного урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.
Предельна близка к истории география. Однако использовать географические знания в преподавании истории надо творчески. К примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии, к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока ( волок – « место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).
Близка к истории астрономия. Хорошо известно, как еще в древности люди ориентировались по звездам, как относились к солнечным затмениям. Невозможно обойти астрономию, например, рассказывая о путешествии Афанасия Никитина в Индию и т.д.
В современных условиях связь истории с астрономией актуализировалась еще больше. Причиной тому стала попытка ряда математиков создать новую хронологию мировой и отечественной истории, в том числе на основе пересмотра астрономических данных о солнечных затмениях, приливах и отливах…
«Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.
Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».
Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С.Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С.Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру Первому на площади «Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями хирургов Бурденко и Юдина, а также статей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман рассказывает как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е.Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками ; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала 19 века и товаров, ввозимых в Россию ; ученики увлекающиеся географией готовят сообщение по теме «Пушкин-путешественник».
Можно интегрировать уроки истории и обществознания.
На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.
Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории:
- На основе одинаковых тем;
- На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история – география; история-обществознание);
При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе. Можно выделить несколько типов интегрированных уроков:
- Традиционный урок. Тема: «Восточные славяне» (6й класс) учитель сохраняет традиционную схему урока, а изучение нового материала стоит на анализе Повести временных лет;
Тема: «Феодальная раздробленность» (6класс) интегрирует с литературой «Слово о полку Игореве» и музыкой (опера П.Бородина «Князь Игорь»)
- Урок – игра. Тему « Олимпийские игры» (5й класс) можно изучать, интегрируя с предметом «Физическая культура».
- Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем и так далее). Тему «Освоения Сибири» логично изучать в интеграции с предметом «География»,
- Урок – решение проблемных ситуаций. Например, это годиться на стыке темы «Холодная война» в двух ракурсах истории (11й класс).
- Урок - дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в российском обществе накануне крепостного права» (с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);
- Урок – деловая игра. Тему научно – технической революции 1960х годов можно провести, кооперируясь с учителями по физике и химии.
- Урок - портрет. Например, раскрывая тему « М.В. Ломоносов – наш первый Университет», можно интегрировать со многими предметниками и обсудить разнообразный круг вопросов. Включая многие межпредметные связи.
- Урок – экскурсия, интеграция с предметом «Искусство» при изучении тем по культуре. Например по теме «Русская культура
|