Submitted by Елена Анатольевна Жогова on Fri, 08/09/2017 - 06:25
1.1. Комплекс занятий направленных на развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.
В данном параграфе хотелось бы предложить разработанный комплекс занятий для младших школьников направленный на развитие художественных способностей, креативности и неординарности.
Задание №1 «Создай свой город»
Цель занятия: для педагога – познакомиться с детьми и их возможностями изображать. Понять, что интересует каждого ребенка, в чем он может проявить свою индивидуальность, а также опыт изобразительного творчества.
Материалы и оборудование: два листа белой бумаги, простой карандаш, ластик.
Ход занятия:
Данное задание можно проводить в виде игры. Педагог начинает читать текст для настроя и силы воображения детей. (Текст смотри в приложении 1).
Правила игры – каждому необходимо нарисовать город, который он сам придумает (это может быть город людей, животных, вещей, цветов, кукол и тд.), но главная задача данных рисунком – изобразить движение или действия героев сюжета. А на другом листке нарисовать пропуск в этот город.
Дети начинают работать. Педагог, взяв роль Великана (персонаж рассказа) может немного помогать, направлять и уточнять художественный замысел ребенка.
Требования к работам детей:
Необходимо, чтобы у рисунка был замысел (тема, сюжет), центральное расположение рисунка, соответствующий масштаб, выразительность изображения (действие, движение, состояние).
В итоге устанавливаются уровни творческой активности:
Оригинальный - при данном уровне в рисунке должна быть раскрыта тема, сюжет. А также если изображается движение или действие персонажей.
Необычный – данный уровень присваивается рисунку с редко используемым сюжетом, допускается похожесть или некоторые совпадения с рисунками других детей. Заметно стремление передать состояние и движения героев (качество рисунка).
Интересный – сюжет рисунка встречается и в работах других детей группы. Попытки изобразить движение, действие героев рисунка.
Обычный – сюжет рисунка часто встречается у детей данной группы, нет собственной идеи, оригинальности. Рисунок требует словесных пояснений, не четко отражены действия героев их состояние.
Задание №2 «Цветочная поляна»
Цель занятия: Научить ребенка рисовать кистью и красками без карандаша, разными приемами.
Материалы и оборудование: 2 листа бумаги, краски, кисточки, вода.
Ход занятия:
В начале занятия педагог может провести беседу о цветах. Какие цветы бывают, их названия, формы, цвет, где они растут. Далее просмотреть картинки с изображением разных цветов. Задача данного занятия состоит в том, чтобы нарисовать свою волшебную поляну с необычными цветами. Можно нарисовать один цветок. Но рисовать детки будут не на обычном листе бумаги, а на мокром (Техника «Мокрая бумага»).
Основная задача в данной технике заключается в хорошо смоченном водой листке и быстром рисунке, пока лист не высох. При такой технике любую кляксу можно обыграть, превратив в красивый предмет используя свою фантазию и творческий подход.
И так, мы берем плотный лист бумаги и широкую кисть, проходим смоченной в чистой воде кисточкой по листу быстрыми движениями, теперь можно приступать к краскам. Прикладываем к бумаге кисть способом «тычка» сначала с одним цветом краски, хорошо помыв кисть набираем и прикладываем к бумаге другой цвет. Расположение тычков может быть разнообразное и различной величины – это разного размера цветы. Последним этапом рисуем стебельки и листочки к готовым цветам. Пока первый рисунок высыхает ребята берут второй лист бумаги и складывают его пополам. Продолжая тему цветных пятен, педагог предлагает нарисовать бабочек для цветочной поляны. Тек же используя разные цвета ребята тычками наносят краску на правую часть сухой бумаги. Обязательное условие при данной технике («Печать») краска должна быть достаточно жидкой. Перед работой ребята просматривают картинки с изображениями бабочек, рассуждают о необычном узоре крыльев. В своей работе каждый ребенок должен проявить оригинальность в форме, размере тычков и в сочетании цвета.
Задание №3 «Характер красок»
Цель занятия: научить детей ассоциировать цвета и оттенки с эмоциями.
Ход занятия:
Педагог проводит беседу с детьми на тему эмоций, какие бывают эмоции и как их можно представить в цвете. Далее детям предлагается к каждой цветной карточке подобрать эмоцию, настроение или черту характера. Следующим этапом ребята прослушивают несколько подобранных музыкальных композиций разных по характеру и пробуют передать свое восприятие мелодии цветовой гаммой на листке бумаги. В работе используются только яркие цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Черная и белая используется при рисовании следующего этапа. Педагог предлагает яркий желтый цвет превратить в какую – либо эмоцию при помощи белой и черной краски обращая внимание на получившиеся оттенки. В течение работы педагог беседует с детьми о характере оттенков.
Задание №4. «Дорисуй предмет».
Цель занятия: совершенствовать способность рисовать, развивать воображение, фантазию, учить понимать конструктивные особенности формы.
Материалы и оборудование: листы бумаги с изображением кругов радиусом 4 сантиметра, краски, карандаш, ластик, кисточки, палитра, вода.
Ход занятия:
Педагог предлагает поиграть в игру «Угадай предмет». Ребятам показывается лист бумаги с одним кругом, учитель загадывает предмет, а дети с помощью своих рисунков пытаются этот предмет отгадать. Вся хитрость этой игры заключается в том, что определенного предмета загадано не было, но это является мотивацией детям для большего составления предметов из круга. Педагог поощряет словами всех ребят, отмечая наиболее интересные и необычные предметы из круга и поясняет, что он загадал не один предмет, а много только вот кругов у него столько не было.
Задание №5 «Граттаж»
Цель занятия: Научить детей рисовать в технике «Граттаж»
Материалы и оборудование: лист плотной бумаги, гуашь, кисточки, свеча, скребок или острая палочка (зубочистки).
Ход занятия:
Работа проводится одновременно с педагогом. Перед началом работы педагог показывает образцы готовых картин в данной технике и проводит некоторые разъяснения.
Что такое «Граттаж»? Буквальный перевод с французского – это царапать. Так вот рисунок в технике граттаж это процарапывание некоторых элементов, штрихов на однотонном фоне. Обычно граттаж выполняется на черном фоне, рисунок может быть цветным или белым, но изменение цвета фона возможно. Все зависит от фантазии ребенка.
Способ работы. Берется лист плотной бумаги и полностью натирается свечей, далее лист красят гуашью любого цвета. Когда краска высохнет, то палочкой или острым предметом выцарапывают рисунок. В данной технике возможны разные вариации исполнения работы. Можно перед началом покрытия парафином на лист бумаги нанести гуашью цветные пятна, а фон - черный или используя трафарет нарисовать объект белой краской, а фон сделать цветным. На данном занятии дети сами выбирают тему и цветовую гамму своего рисунка.
Задание №6 «Витраж на бумаге».
Цель занятия: Познакомить детей с видом художественного творчества «Витраж на бумаге». Научить понимать колорит цвета, развивать воображение, фантазию, аккуратность в работе.
Материалы и оборудование: лист бумаги, краски, кисточки разной толщины, простой карандаш, ластик.
Ход занятия:
Педагог предлагает нарисовать карандашом крупный рисунок на листе бумаги: это может быть цветок, предмет посуды, игрушка, принцесса, животное и тд. Далее на рисунке наносятся плавные тонкие линии в произвольной форме заполнив все пространство рисунка. Не выходя за контуры линий зарисовать в хаотичном порядке часть пространства рисунка. Дать краске высохнуть. Следующим этапом использовать другой цвет или оттенок и закрыть оставшиеся части рисунка. В одном элементе рисунка предпочтительней использовать не более трех оттенков цвета. (Например, в изображении цветка бутон разукрашивать тремя оттенками красного цвета, а стебель тремя оттенками зеленого цвета. Если это предмет посуды можно использовать несколько разных цветов.)
После полного высыхания изображения взять черную краску и обвести контуры рисунка, а также границы цветовых фрагментов.
Приложение №1
К занятию №1.
Однажды в одном прекрасном городке встретились ребята, они очень подружились, играя вместе на улице. А не далеко от их города был лес, за которым возвышался очень большой и крепкий забор, что таилось за этим забором никто не знал. У ворот всегда стоял на страже великан. В одной руке он держал копье, очень похожее на заточенный толстый карандаш. В другой – щит, похожий на огромный ластик. И вот ребятам очень захотелось узнать, что там за воротами. Однажды они набрались храбрости и подошли к великану, чтобы узнать, что за эти ми воротами. Великан им объяснил, что там живет волшебник – художник который создает не обыкновенные картины, а живые. Детям очень захотелось посмотреть на такие картины, но великан сказал, что сможет пропустить к художнику только по особым пропускам – рисункам. (Ребята как вы думаете, что должно быть нарисовано на пропуске?) Когда друзья нарисовали разные рисунке великан выбрал для пропуска только два рисунка, с изображением играющих детей и танцующих бабочек. И тут самый догадливый мальчик догадался, что на пропуске должно быть нарисовано. (А вы ребята тоже догадались?) Конечно, пропускают только по рисункам про людей или животных, которые вместе что-нибудь интересное делают.
Когда пропуски были готовы дети вошли в маленький городок волшебника-художника, и он рассказал им, что рисует картины, на которых обязательно герои что-то делают, а когда картина готова, то она оживает. И предложил ребятам создать свой маленький городок, в котором герои сюжета заняты разными интересными делами. Так великан и волшебник-художник помогли ребятам научиться рисовать.