Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок "Внимая ужасам войны..." по повести Л.Н. Толстого "Хаджи - Мурат" Авторы: Бедряева В.В., Никиточкина М.А.

«Внимая ужасам войны...»

Интегрированный урок литературы и истории.

Кавказская война: исторические факты и их художественное воплощение

(по повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»).

Цель: на примерах из истории и художественного произведения показать роль Кавказской войны в судьбе государств и в судьбе отдельного человека.

Задачи:

развивать навыки сравнения, сопоставления исторических фактов и художественного произведения;

воспитывать толерантность;

воспитывать в детях уважение к людям других национальностей.

Ход урока.

Учитель литературы. Литература и история... Точные факты и художественные образы... Как часто их сочетание рождает гениальные произведения: «Бородино» Лермонтова и сказки Салтыкова-Щедрина, «Русские женщины» Некрасова и «Капитанская дочка» Пушкина... Вот и сегодня мы откроем еще одну из страниц истории, которая послужила основой для художественного произведения. Тема нашего урока «Внимая ужасам войны...». Речь пойдет о Кавказской войне и её художественном воплощении в повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

 Чтение учеником (заранее подготовленным) отрывка из вступления к повести на фоне музыки (Шопен «Прелюдия»).

Я шел наизволок по пыльной черноземной дороге... Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, - все было черно. «Экое разрушительное жестокое существо человек...», - думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мертвого черного поля. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошел ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.

Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки... Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

«Экая энергия! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается»

Вот так поэтично и в то же время трагично начинается повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат».

- Какова роль такого вступления? К какому развитию событий подготавливает?

- Так начинается художественное произведение. А как все начиналось в действительности? Обратимся к истории.

Учитель истории.

- Когда происходила Кавказская война? (1817 – 1864)

 - Назовите причины Кавказской войны. Какие цели преследовало самодержавие, ввязываясь в войну на Кавказе?

Причины Кавказской войны:

1.                Столкновение интересов Российской империи, Великобритании и Османской империи на Северном Кавказе

2.                Положение Северного Кавказа внутри Российской империи поставило острую необходимость политического и экономического включения его в состав России

3.                Стремление российских властей изменить привычный уклад жизни горцев (в частности, отменить работорговлю) вызвало сопротивление ряда северокавказских народов

- Каким был характер войны со стороны России?

Тестирование

1.    С кем соперничала Россия за влияние в Северокавказском регионе?
1) с Англией
1)    с Францией
2)    с Турцией
2.    Что такое имамат?
1)    разновидность мусульманского вероучения
2)    торжественный гимн
3)    общее название мусульманского религиозного государства
4)    одна из обязанностей мусульманина
3.    Что такое мюридизм?
1) воинское соединение
2) направление в исламе, призывающее к священной войне против неверных
3) структура исламского общества
4) разновидность воинского устава
4.  Кто командовал русскими войсками на Кавказе на первом этапе Кавказской войны?
1) Паскевич
2)Дибич
3) Ермолов
4) Кутузов
Ответы: 1 - 1), 3); 2- 3); 3- 2); 4- 3)

 

Учитель литературы. Толстой писал: «…Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности»

Следуя принципу исторической достоверности, Толстой вводит в повесть много реально существующих лиц, исторических деятелей. Николай I и Шамиль. Как они показаны в повести ? Сравнительная характеристика героев.

- Каким вы увидели Николая на страницах повести? (глава XV)

- Шамиль и Николай. Что общего увидел у них писатель? (глава XIX)

(показное величие, неискренность, жестокость)

И Николай,  и Шамиль наслаждаются своим величием, для достижения собственных  целей не щадят чужих жизней. А все тяготы войны ложатся на плечи народа: солдат и мирного населения.

Толстой показывает крупным планом судьбу одной русской семьи и одной чеченской. Вспомним судьбу солдата Авдеева.

Индивидуальное задание. Краткий рассказ о судьбе солдата Авдеева с обращением к тексту (главы II, V, VII; выразительное чтение письма матери)

- А какова судьба чеченской семьи Садо?  (глава XVII)

- Какие мысли и чувства вызывают у вас эти трагические судьбы?

- Что их роднит?

- Можно ли сказать, на чьей стороне автор? Кого он защищает,  оправдывает в этой войне?

Учитель истории. Центральным образом в повести является Хаджи-Мурат. Как вам кажется это реально существующее лицо или персонаж, созданный писателем?

Сообщение. Индивидуальное задание.

Хаджи-Мурат - уроженец Хунзаха (Дагестан), молочный брат аварских ханов, один из самых энергичных и способных горских вождей. Известность его начинается с 1834 г., когда он принял участие в заговоре своего брата Османа против Гамзат-бека (второй имам Дагестана и Чечни) и играл затем видную роль посредника между русскими войсками и аварским народом. В 1836 г. Хаджи-Мурад был обвинён в тайных отношениях с Шамилем и по приказанию генерала Клюгенау арестован и отправлен в тюрьму, но по пути бежал, совершив смелый прыжок со скалы, по краю которой пролегала тропинка. С этого времени началась его служба Шамилю, назначившему его наибом всех аварских селений. В течение 15 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Туда, где мог объявиться «призрачный», как его называли, Хаджи-Мурат, русское командование направляло лучшие отряды из элитных воинских частей. Но в 1851 году Хаджи-Мурат бежал от Шамиля в Чечню и в Аргунском ущелье сдался царской армии. Царское правительство предполагало воспользоваться популярностью Хаджи-Мурата среди горцев для привлечения их на свою сторону. Видя подозрительное отношение русских к себе, Хаджи-Мурат сделал попытку бежать в горы и погиб в стычке с казаками в районе с. Нуха (Азербайджан)[1]

Учитель истории: На примере судьбы Хаджи-Мурата мы видим судьбу одного из малых народов Кавказа, втянутых в войну между Россией и имаматом Шамиля.

- Какие цели преследовал Шамиль в войне с Россией?

(не только война с неверными, но и укрепление режима личной власти)

- Какими средствами добивался Шамиль покорности от народов Кавказа?

(жестокими методами, например, он приказал сбросить в реку последнего прямого наследника аварских ханов - 11-летнего Булач-хана)  

Хаджи-Мурат, молочный брат аварских ханов, волею судьбы поставленный перед выбором между службой у их убийцы – Шамиля или у русского царя, оказывается в конце концов на службе у последнего. Но и здесь не находит он покоя. По существу выбора у него нет. Трагический конец его судьбы предопределён.

Учитель литературы.

- Докажите, обращаясь к тексту повести, что Толстой, создавая образ Хаджи-Мурата, верен действительности.

- Писатель, оставаясь верным действительности, создает художественный образ. Образ героя поэтический, он овеян песнями и легендами. Найдите их в тексте. Работа по вариантам:

1 вариант - подготовить выразительное чтение легенды (глава XXII),

2 вариант - песен (глава XXIII)

- Какую роль они играют в повести?

(передают национальный колорит, помогают создать яркий, выразительный образ героя, помогают понять поступки героя)

- Из истории мы знаем, что участь героя предопределена. Как пишет об этом Толстой? (выразительное чтение эпизода «Смерть Хаджи-Мурата» из заключительной главы. На фоне «Прелюдии» Шопена).

- Каков строй мыслей и чувств последних страниц повести?

- Героически и в то же время трагически обрывается жизнь Хаджи-Мурата, но повесть этим не заканчивается. Автор вновь вспоминает куст татарника. Как называется такая композиция?

- Какую роль играет описание куста татарника? Какова роль кольцевой композиции? (не только помогает глубже понять образ главного героя, но и подчеркивает безысходность, бессмысленность войны)

- Так заканчивается повесть, но не заканчивается Кавказская война.

Учитель истории.

- Когда закончилась Кавказская война?

- По данным современных исследователей война на Кавказе стоила России 77 тысяч убитых, погибших в плену и от ран солдат и офицеров. Поставила ли их смерть точку в этой войне?

- Можно ли считать причины войны на Кавказе 1817 – 1864гг. актуальными и по сей день?

- Какой урок даёт история?

Учитель литературы.

- Над чем заставляет задуматься повесть Толстого?

- Взгляд Толстого на войну выражен в его словах: «Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство всё же самый худший грех в мире».

Итоги урока.

Домашнее задание: мини-сочинение по теме (на выбор)

«Внимая ужасам войны …». Взгляд Л.Н.Толстого на события Кавказской войны.

«Внимая ужасам войны …» Урок даёт история.

 

 

 

 

[1] Гулин А. «Не перестаю думать о Хаджи - Мурате»//Родина. - 1994. - №3-4. - С. 111-115.

Прикрепленный файл Size
Внимая ужасам войны....ppt 3.97 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн