Методический комментарий
к викторине
«Фольклор в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Предварительная подготовка.
1. К каждому уроку выписать как можно больше пословиц из романа
2. Составить вопросы команде сопернице и зрителям. Наиболее интересные вопросы вошли в задания для викторины.
Ход викторины
- Ведущий
Прочитаны последние страницы повести Пушкина… Мы познакомились с героями, событиями, с идеей произведения. Но сегодня мы вновь обратимся к повести, потому что Белинский утверждал: «Пушкин и Гоголь – вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уже читал!», но которых чем больше читаешь, тем больше приобретаешь». Слайд 2.
Тема нашей викторины: «Фольклор в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». А.С. Пушкин видел в русском фольклоре живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый источник совершенствования поэтического мастерства. В связи с этим Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».[1] И сегодня мы обратимся к повести, чтобы увидеть, как широко использованы в ней разные жанры фольклора. Слайд 3.
Зрителям после каждого раздела игры будут предложены вопросы. За каждый правильный ответ – жетон . Нужно набрать как можно больше жетонов.
- Знакомство с правилами игры (для команд). Слайд 4.
Раздел 1 – «Пословицы». Эпиграф раздела - слова М. Шолохова: «Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, … быт, мировоззрение, как в пословицах». Слайд 5.
Ход игры
Вопросы командам.
Слайды 6- 10 объединены вопросом: «Кто из героев произносит пословицу…». Используются триггеры. При щелчке левой кнопкой на фоне прямоугольника с ответом сначала меняется цвет, затем появляется улыбающееся лицо (правильно) или тучка (неправильно).
- Долг платежом красен (Пугачев)
- Конь о четырех ногах, да спотыкается (Савельич)
3. В животе и смерти Бог волен (Василиса Егоровна)
4. Худой мир лучше доброй ссоры (Иван Игнатьич)
5. Несть спасения во многом глаголании (отец Герасим)
6. Казнить так казнить, миловать так миловать (Пугачев).
За правильный ответ – 1 балл.
Слайд 11. Эпиграфом к какой главе служит пословица: «Мирская молва –
Морская волна» («Суд»)
Слайды 12 - 13. Продолжите пословицы (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Семь бед, один ответ
Брань на вороту не виснет.
Зашел к куме, да засел в тюрьме.
Господь не выдаст, свинья не съест.
Вместе жить, вместе и помирать.
Казнить так казнить, миловать так миловать.
Вопросы к зрителям (классу)
- Эпиграфом к повести Пушкин берет часть пословицы: «Береги честь смолоду», назовите всю пословицу. (Береги платье снову, а честь смолоду)
- Назовите пословицы и поговорки из повести, которые еще не прозвучали (Возможные варианты: держать в ежовых рукавицах, ступай на все четыре стороны, как у Христа за пазухой, с лихой собаки хоть шерсти клок, любовь да совет, семи пядей во лбу, в чем душа держится).
- Кому принадлежат пословицы:
Семь бед, один ответ (рассказчик)
Брань на вороту не виснет (Иван Игнатьич)
Зашел к куме, да засел в тюрьме (Савельич)
Господь не выдаст, свинья не съест (Иван Игнатьич)
Вместе жить, вместе и помирать (Василиса Егоровна)
За каждый правильный ответ – жетон.
Раздел 2. Народная песня. Эпиграф – слова Герцена: «Все поэтические начала, бродившие в душе русского народа, находили себе выход в необычайно мелодичных песнях…». Слайд 14.
Вопросы командам. Слайды 15 – 18.
- Назовите любимую песню Пугачева («Не шуми, мати, зеленая дубравушка…»)
2) Эпиграфом к какой главе служит песня:
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года…(«Приступ»)
3) Эпиграфом к какой главе служит песня:
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез…(«Вожатый»)
4) Какое выразительное средство используется в песне:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери (параллелизм)
Вопросы к зрителям (классу)
- Какое впечатление произвела на Гринева песня «Не шуми, мати, зеленая дубравушка…» (все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом)
- Какие одинаковые выразительные средства используются в песнях:
Голова послуживая!»
«Сторона моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!» (риторическое обращение, повтор)
Раздел 3. Сказка. Эпиграф – слова Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слайд 19.
Вопросы командам. Слайды 20 – 24.
1) Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. Герои этой сказки… (Орел и Ворон)
2) Какими словами заканчивается сказка? (лучше раз напиться живой кровью)
3) С какой целью Пугачев рассказывает сказку? (выразить свои жизненные принципы)
4) Что значит для Гринева «жить убийством и разбоем»? (клевать мертвечину)
5) Почему Пугачев и Гринев не поняли друг друга? (принадлежат разным социальным сословиям)
Вопросы к зрителям (классу)
- Когда, при каких обстоятельствах рассказывается сказка? (на пути в Белогорскую крепость)
- Почему герои вновь оказываются вместе, хотя принадлежат разным лагерям? (Пугачев и Гринев едут спасать Машу).
Суперигра. Команды могут заработать дополнительные баллы, а зрители – жетоны. Слайд 25.
- Сначала команды дают ответ (время на обдумывание – 30 секунд), их дополняют зрители. Затем обращаемся к деду Всеведу (по щелчку). Всевед дает варианты ответов, сравниваем, определяем, что не сказали.
1. Определите роль пословиц в повести.
Возможные варианты ответов:
- Речевая характеристика героев: мудрость, опытность, верность народным представлениям о мире (Пугачев, Савельич)
- Помогают понять отношения героев к событиям (Иван Игнатьевич о дуэли)
- Помогают понять идейное содержание глав (в качестве эпиграфов к главам 8, 14)
- Помогают понять идейное содержание всего произведения (эпиграф к роману)
2. Каково значение народных песен? Слайд 26
Возможные варианты ответов:
- Помогают понять идейное содержание глав (в качестве эпиграфов к главам 2, 3, 5, 6, 7, 12)
- Песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка...»
- а) помогает понять отношение героев к событиям
- б) служит средством характеристики героев
- в) раскрывает отношения народа и власти
- Как помогает сказка понять образ Пугачева? Слайд 27.
- человек орлиной натуры, который не может жить по законам ворона
- не видит смысла в долгой жизни, если нет свободы
- сказка подчеркивает народность характера.
Подведение итогов.
Считаем баллы, определяем команду – победительницу.
Считаем жетоны. Определяем победителей среди зрителей.
Заключительное слово учителя.
- Сегодня мы еще раз прикоснулись к мудрости русского народа, закрепленной в пословице, песне, сказке. Увидели важную роль фольклора в романе.
Фольклорные источники подчеркивают атмосферу народной стихии повести, указывают на близость нравственных и эстетических идеалов А.С. Пушкина к народным представлениям.
Объявление итогов. Поздравление.
Использованная литература:
- Литература. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / авт.- сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2009.
- Пушкин А.С. Полное собр. соч. в 6 т., т 5. – М.: Госиздат «Художественная литература», 1950.
- Фелицына В.П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. – М.: Русский язык, 1988.
[1] А.С. Пушкин. Полное собр. соч. в 6 т., т 5. Госиздат «Художественная литература», 1950, стр. 165
|