Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как проектировать рабочую программу по предмету

Журнал «Управления начальной школой», № 9 Сентябрь 2017

Программы и конкурсы

 

Как проектировать рабочую программу по предмету

 

 

Наталья Шевченко, канд. пед. наук, доцент Московского педагогического государственного университета

 

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ

  1. Расскажем о структуре рабочей программы по предмету, что написать в разделах программы.
  2. Предложим учителю форму тематического планирования для 1–4 классов.

 

Какова структура рабочей программы

Педагог преподает учебные предметы на основе соответствующей рабочей программы. Рабочая программа по предмету – это документ, который разрабатывают педагоги.

 

Обратите внимание К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, дополнительного образования, факультативных занятий, внеурочной деятельности 

 

Она представляет собой часть основной образовательной программы (ООП) применительно к конкретному образовательному уровню. Рабочая программа конкретизирует цель, планируемые результаты ООП с учетом особенности и логики предмета. 

 

Структура программы включает планируемые результаты, содержание предмета, который изучают на конкретном уровне образования, и тематическое планирование (приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования…»).

 

Рабочую программу по предмету создают на основе примерной ООП, в состав которой входят рабочие программы по другим предметам для начального уровня образования.

 

В рабочей программе отразите основные положения программы духовно-нравственного воспитания, развития через планируемые результаты. В образовательной организации (ОО) целесообразна единая рабочая программа учебного предмета для всех работающих учителей, которая включает все особенности разных по уровню классов одной параллели, но возможны индивидуальные рабочие программы.

 

Учитель имеет право: самостоятельно расширять/углублять перечень дидактических единиц в пределах максимально допустимой учебной нагрузки; конкретизировать дидактические единицы; устанавливать последовательность учебного материала; распределять время; включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов, но планируемые результаты по ФГОС начального общего образования должны быть реализованы в полном объеме; выбирать педагогические технологии, методы контроля.

 

Рабочую программу согласуют на методическом объединении учителей. Предварительно на методическом объединении проводят внутреннюю экспертизу и дают экспертное заключение. Далее рабочую программу согласует заместитель директора. Заместитель директора на титульном листе рабочей программы под грифом «Согласовано» ставит дату и подпись. После того как программу согласовал заместитель директора, ее утверждает директор ОО.

 

На что обратить внимание, когда разрабатываете рабочую программу

 

Обратите внимание Примерные ООП смотрите на fgosreestr.ru

 

Когда готовитесь составить рабочую программу по предмету, учитывайте деятельностный характер ФГОС начального общего образования. Стандарт указывает на универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения на уровне начального общего образования.

 

Чтобы учителя могли проектировать рабочую программу, заместитель директора, который разрабатывает ООП школы, предоставляет им: цель, задачи, требования к результатам, чтобы их детализировать и конкретизировать по каждому предмету для каждого класса.

 

Результаты образования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. ФГОС начального общего образования не использует термин «компетенция», когда описывает результаты, но под планируемыми результатами образования подразумевается система компетенций, которые взаимосвязаны, взаиморазвивают друг друга и влияют на социализацию младшего школьника.

 

Метапредметная компетенция определяет успешность развития личности. Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД помогают овладеть функциональной грамотностью: «умением учиться». Важно знать, что УУД не формируются изолированно: один вид действий влияет на другой из урока в урок.

 

 

Пример. Регулятивные УУД обеспечивают усвоение познавательных как самых сложных.

 

 

Компетенция – это результат образования, который должен быть достигнут на итоговом этапе начального образования, поэтому на каждом уроке ставить такую задачу преждевременно, непрофессионально. Когда планирует урок, учитель ставит задачу развить УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные с учетом учебного содержания.

 

Все УУД формируются, когда ученик осваивает содержание учебных предметов на основе заданий разного типа, но не вопросов.

 

 

Пример. Задания начинайте со слов: найдите, определите, сформулируйте, сравните, сопоставьте, докажите, установите и т. д.

 

 

Помните, что УУД эффективно развиваются в процессе внутрипредметных и межпредметных связей.

 

Чтобы достичь образовательных результатов, необходимо отобрать оптимальные методы и педагогические технологии, которые будут использовать педагоги по единым правилам. Они должны быть отражены в Положении о рабочей программе по учебному предмету.

 

 

Пример. Приоритетные формы работы: групповая и индивидуальная.

 

 

Когда проектируете рабочую программу, важно правильно сформулировать цель и планируемые результаты.

 

 

Пример. Цель формулируйте как предполагаемый результат освоения предмета за 1-4-й классы. Она должна отвечать на вопрос: «Что будет результатом освоения предмета к концу 4-го класса?» Когда формулируете цель, используйте слова и словосочетания: формирование, развитие, создание/обеспечение условий и т. д.

 

 

Что написать в разделах рабочей программы

 

Справка

Зона ближайшего развития – понятие, которое ввел Л. С. Выготский. Определяется содержанием тех задач, которые дети не могут решить самостоятельно, но решают в совместной деятельности со взрослым

В рабочей программе целесообразно прописывать пояснительную записку. Она определяет своеобразие и новизну конкретной рабочей программы по предмету, отражает внутрипредметные и межпредметные связи, которые определяют успешность формирования личностных и метапредметных результатов. Примерную пояснительную записку, цели и задачи учебного предмета, формулировки требований к результатам смотрите на fgosreestr.ru.

 

 

Раздел 1. Планируемые результаты

Этот раздел – самый трудный для педагогов. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения ООП по каждому учебному предмету с учетом главных целевых установок изучения данного предмета и возрастных особенностей учащихся. Планируемые результаты делятся на два уровня: ожидаемый уровень актуального развития большинства обучающихся – «выпускник научится» и ближайшая перспектива развития – «выпускник получит возможность научиться». Такой подход позволяет выстроить индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

 

В блок «выпускник научится» включают планируемые образовательные результаты, которыми ученик должен обязательно овладеть для успешного обучения и социализации. Результаты уровня «выпускник получит возможность научится» ориентированы на то, чтобы развить потенциальные способности ученика. Задания, которые формируют эти результаты, можно частично включать в итоговый контроль. Это поможет обучающемуся продемонстрировать, как он овладел высоким, если сравнить с базовым, уровнем достижений; выявить динамику его развития и количество наиболее подготовленных обучающихся по предмету. Когда прописываете результаты, определяйте методы обучения и оценки их достижения.

 

Когда формулируете планируемые результаты, помните, что они должны:

  • быть конкретными: опишите состояние, которое обучающийся должен достигнуть;
  • измеряемыми: результаты можно оценить и диагностировать;
  • достижимы для учащегося;
  • связаны с целями ООП и с возможностью быть перенесенными из предмета в предмет;
  • отражать заинтересованность обучаемого в достижении сформулированных целей образования;
  • отражать процесс в формулировках;
  • отражать деятельность учащегося, не учителя;
  • отвечать на вопросы: «Чему научится обучающийся, когда освоит рабочую программу?», «Как проверить (измерить) его способности учиться?»;
  • не содержать в формулировках слов: знать, дать, изучить, ознакомить, разбираться;
  • излагаться последовательно, в логике усложнения и преемственности.

 

 

Пример. Метапредметный результат (познавательные УУД):

1-й класс – определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов.

2-й класс – находит объект на основе заданных признаков (понятий), обозначает термином ряд однородных объектов.

3-й класс – выделяет специфические признаки группы однородных объектов, объединяет объекты на основе специфических признаков.

4-й класс – обобщает (объединяет объекты, выделяет их специфические признаки). Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию)1.

 

 

Раздел 2. Содержание

 

Разбейте раздел на рубрики: часть, раздел, тема. Внутри темы содержание распределите блоками, которые отражают законченную мысль, идею. Эта часть программы должна быть написана так, чтобы ее можно было разбить по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.

 

Когда описываете содержание рабочей программы, указывайте:

  • учебно-методический комплекс (УМК),
  • программу УМК;
  • автора;
  • класс;
  • учебник, издательство, год издания;
  • пособие для учителя, издательство, год издания;
  • пособие для учащихся, издательство, год издания;
  • контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР): название, вид, издательство (для ЭОР на твердых носителях), ресурсы интернета.

 

Эта часть рабочей программы наиболее статична на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

 

 

Раздел 3. Тематическое планирование

 

Это наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей программы. Календарное планирование на основе тематического учитель отражает в журнале.

 

Тематическое планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах. Форма тематического планирования и его структура для 1-4-х классов могут варьироваться с учетом потребностей отдельной школы. Это должно быть отражено в Положении о рабочей программе по предмету. В тематическом планировании содержание делят на классы. Мы предлагаем форму тематического планирования (таблица).

 

Форма тематического планирования для 1-4-го классов

 

1 В. Лебединцев. Что написать о познавательных и регулятивных универсальных учебных действиях в программе формирования УУД / Управление начальной школой № 10 (2016)

 


 

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 27.08.2017


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество руководителей образовательных организаций Камчатского края

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн