Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ (на примере раздела «Грамматика и лексика»)
Автор: Л.Ф. Некрылова,
учитель английского языка МБОУ «Красногвардейской СОШ №1»
Актуальность данной темы связана с возрастающей ролью тестирования в формате ЕГЭ, так как в процессе подготовки к этому экзамену учащиеся достигают следующих целей: повышение уровня владения языком, расширение словарного запаса, освоение стратегий выполнения экзаменационных заданий. Рассмотрим стратегии выполнения тестовых заданий на примере раздела «Грамматика и лексика», требующего от учеников не только знания определённого лексического минимума, но и умения его употреблять в необходимых формах и конструкциях.
Данный раздел предполагает умение использовать видовременные формы глагола, владение способами словообразования и знание синонимов. Задания базового уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведённых слов. Задания повышенного уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведённых слов. Задание повышенного уровня предполагают выбор правильного ответа из 4-х предложенных вариантов.
Итак, каковы приёмы обучения выполнению таких тестовых заданий?
Прежде всего необходимо использовать связные тексты, так как они позволяют определить грамматическое время и характер происходящих действий, помогая выбрать необходимый языковой материал, обусловленный контекстом. При этом нужно обратить внимание учащихся на предложения, в которых отсутствуют наречия времени, а также на правила согласования времён. От учеников требуется также понимание структуры предложений и соблюдение порядка слов в английском языке.
Отдельного внимания заслуживает словообразование, так как знание основ образования новых слов не только обогащает речь, но и значительно ускоряет процесс изучения языка. Учащихся необходимо познакомить с наиболее употребительными суффиксами и префиксами существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
При выполнении всех видов заданий нужно обращать внимание на правильное написание слов.
Для работы над разделом «Грамматика и лексика» целесообразно использовать следующие виды упражнений:
а) упражнения на идентификацию и дифференциацию лексического или грамматического явления (найдите, подчеркните, выберите):
- найдите префиксы в словах, выберите однокоренные слова в тексте, найдите слова данного способа образования в словаре
- подберите синонимы, антонимы; сопоставьте прилагательные с существительными; выберите из данных слов подходящие по контексту; прочитайте текст и подчеркните неприемлемые варианты
- анализ использованной в контексте видовременной формы глагола; распределите выделенные в тексте прилагательные по степени сравнения.
б) упражнения на подстановку и субституцию:
- прочитайте текст и вставьте в пропуски слова или словосочетания; определите, какое одно слово пропущено в трёх предложениях; замените выделенные слова в тексте их синонимами; вставьте фразовые глаголы
- составьте предложения по таблице; по рисункам (напр. определите, чем занимался человек в течение выходных); найдите ошибки в предложениях, опираясь на текст
в) упражнения на трансформацию:
- заполните таблицу, образуя из глаголов существительные и другие части речи; добавьте отрицательные префиксы к выделенным в тексте словам
- вставьте подходящие по смыслу глаголы в предложение; подставьте вспомогательные глаголы в правильной форме; измените подписи к рисункам, используя правильную форму; скажите, что сделал, делает или собирается делать персонаж на рисунке
г) конструктивные упражнения:
- составьте словосочетания из слов, предложение из словосочетаний; закончите предложение, перефразируйте предложение, используя новые слова
д) речевые упражнения:
- сделайте тексты менее формальными, заменив выделенные глаголы на фразовые и наоборот; перескажи текст, используя новые слова и выражения;
- вопросно-ответные упражнения с использованием определённых грамматических явлений;
- измени текст на противоположный по значению, используя слова с отрицательными префиксами
е) контролирующие упражнения:
- лексические диктанты, содержащие задания на перевод слов или словосочетаний, продолжение предложений
- трансформация слов в контексте
- трансформация предложений с использованием определенной конструкции.
Данные виды упражнений могут применяться на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Источники:
1. http://www.fipi.ru
2. http://ege.yandex.ru/english
3. http://www.ege-language.ru
4. https://www.englishteachers.ru/testonline?group=exams
5. http://study-english.info
6. http://www.anglyaz.ru
7. http://www.english.language.ru/
8. http//www.reshuege.ru
9. http//www.macmillan.ru/state-exams
10. http//www.macmillanpracticeonline.com
11. http//www.stopenglish.com
|