- наблюдение за воспитателем по уходу за комнатными растениями
- наблюдение за аквариумными рыбками , рассматривание иллюстраций с изображением аквариумных рыбок
- чтение стихотворений , потешек о воде
- опыты с водой
- игры с игрушками в воде , мыльными пузырями
- рассматривание картины «Кукла умывается» ( В. В. Гербова)
- купание куклы Кати , стирка кукольной одежды .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационная игра.
Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
«С добрым утром»
С добрым утром , глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром , ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром , ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром , солнце!
Мы друг другу улыбнулись!
Звучит аудиозапись ( звуки капающей воды).
После прослушивания музыки.
Воспитатель:
- Ой , ребятки. Что это за звуки раздаются?
Дети: Это водичка капает .
Воспитатель: Правильно , это шумит вода . Она льётся из крана .Но кто же забыл её выключить ? Давайте посмотрим . Да это же кукла Катя, мыла руки и забыла выключить воду. Давайте закроем кран , чтобы вся водичка от нас не убежала и расскажем кукле Кате сказку про капельку.
2.Основная часть.
Звучит аудиозапись «Звонкий ручей». Дети сидят на ковре.
Воспитатель :
- Жила-была маленькая капелька. Где была капелька , там была и вода . А где была водичка , всем было хорошо ! Радостно было рыбкам плавать в воде , деревьям и цветам хорошо было расти . а нам с вами купаться и пить воду . Но вот однажды случилась с капелькой беда . Подул холодный , сильный ветер и принёс мороз . Капелька и замёрзла ( воспитатель показывает замёрзшую капельку и даёт детям потрогать её) . Что случилось с капелькой, детки?
Дети: Она замёрзла . Она застыла .
Воспитатель: Какая она стала ?
Дети: Холодная , твёрдая , мокрая .
Воспитатель: Ребята , ведь без воды и без нашей капельки могут погибнуть рыбки , цветы , птицы , животные. Нам надо помочь спасти капельку ! Давайте её отогреем , позовём на помощь Солнышко . оно тёплое , отогреет капельку !
Дети зовут Солнышко : Солнышко лучистое,
Любят тебя дети .
Нет теплее солнышка
Ничего на свете!
Появляется « Солнышко»
Солнышко:Здравствуйте , ребятки! Зачем вы меня позвали? Что-то у вас случилось ?
Воспитатель: Ребятки , давайте расскажем Солнышку , что у нас случилось . Солнышко, мороз капельку заморозил! Помоги нам её отогреть, пожалуйста!
Ведь без воды не могут обходиться ни люди , ни растения , ни птицы , ни животные , ни рыбы .
Солнышко:Хорошо , ребятки . я вам помогу . Успокою ветер и верну вам капельку.
Зрительная гимнастика
Вот как солнышко встаёт
Выше , выше , выше ( движения глазами вверх)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже , ниже , ниже ( движения глазами вниз )
Хорошо , хорошо ,
Солнышко смеётся ( дети часто моргают глазами )
А под солнышком нам ( дети широко открывают , а потом
Хорошо живётся . закрывают глаза)
Солнышко кладёт капельку в лейку с водой ( дети не знают , что там находиться вода , танцует , кружится около неё). Затем воспитатель берёт лейку , наклоняет её и из лейки капает вода .
Воспитатель: Ой , ребятки . что произошло с капелькой ?
Дети: Она растаяла и превратилась в водичку !
Воспитатель : Давайте послушаем , как она капает.
Дети: Кап-кап-кап !
Воспитатель переливает воду из лейки в чашку.
Воспитатель: Солнышко , послушай вместе с ребятами , какую песенку поёт вода . Она журчит . Ребята , что делает вода ?
Дети: Журчит .
Воспитатель: А , теперь . давайте поспешим на помощь нашим растениям и цветам.
На столах стоят кашпо с комнатными растениями .
Воспитатель : Ребятки, давайте посмотрим как здесь поживают наши
цветы ? Потрогайте землю пальчиком . Какая она : мокрая или сухая ?
Дети: Сухая , не прилипает к пальчикам , не пачкает ручки .
Воспитатель: Значит наши растения хотят пить .
Что же нам нужно сделать ?
Дети: Полить цветы.
Воспитатель: А где же у нас вода ?
Дети: В лейке !
Воспитатель берёт лейку , помогает детям аккуратно поливать растения.
Воспитатель: Ребятки , а куда у нас спряталась вода .
Дети: Её цветочки выпили .
Воспитатель: Видишь , Солнышко , без воды засохли бы все цветы и деревья .
Физминутка
Капли раз, капли два , капли падали сперва
Кап-кап-кап (хлопают )
Стали капли поспевать и друг друга догонять
Кап-кап-кап ( бег на месте )
Зонтик поскорей открой , от дождя себя укрой
Кап-кап-кап. (присели , «держат зонтик» )
Воспитатель: А теперь , ребята поспешим к рыбке . Посмотрим , где она живёт ?
Дети подходят к аквариуму .
Воспитатель: Посмотрите , ребята, что делает рыбка ? ( Дети наблюдают за золотой рыбкой )
Дети: Плавает .
Воспитатель: А где плавает рыбка ?
Дети: В водичке.
Воспитатель: Правильно , в воде . А какая вода ?
Дети: Чистая.
Воспитатель: Правильно , чистая , прозрачная . В ней хорошо видно рыбку. Да , ребята , все аквариумные рыбки живут в воде. Ребятки , а можно ли у рыбки забрать воду ?
Дети: Нет , рыбка погибнет.
Воспитатель: Ребята , посмотрите , у меня есть вот такая вода (показывает банку с окрашенной водой ).
Какая она ?
Дети: Грязная .
Воспитатель: Сможет ли рыбка жить в грязной воде ?
Дети: Нет .
Воспитатель: Правильно , ребята. В грязной воде никто не сможет жить .
Воспитатель предлагает подойти к столу , где стоят чашки с водой .
Солнышко: Ребята , а вы знаете , для кого эта вода ?
Воспитатель: Растениям нужна вода , рыбкам тоже нужна вода . И ребята тоже пьют воду . Мы пьём кипячёную воду. Ребята , попробуйте водичку . Что вы делаете ?
Дети: Пьём водичку .
Воспитатель: А какая вода ?
Дети: Чистая , вкусная , прозрачная.
Воспитатель: Ребятки . давайте покажем солнышку , что мы ещё делаем с водой .
Пальчиковая гимнастика
Рассказать вам, где мы были? (Изображаем пальчиками «человечков» )
Чтоб детишкам всем умыться . ( Изображаем , как будто умываемся)
Вымыть уши . глазки наши (Гладим пальцами около глаз , ушей)
И сварить на завтрак каши. ( Круговые движения указательным пальцем )
Воспитатель : Вот видишь ,Солнышко, как наши ребята умеют умываться . Ребята , посмотрите , здесь стоят тазики с водой . Какого они цвета ?
Дети: Красного .
Воспитатель: Потрогайте водичку . Какая она ?
Дети: Тёплая.
Воспитатель : А теперь потрогайте в другом . А здесь какая ?
Дети: Холодная .
Солнышко: Молодцы , детки ! Про водичку вы всё знаете ! Я хочу вам подарить вот такие игрушки ! ( Солнышко предлагает поиграть с плавающими игрушками )
Дети играют с водой и игрушками ( свободная деятельность детей )
Рефлексия.
Воспитатель: Вот , ребятки , мы и узнали , какая бывает капелька . Для того, чтобы она с нами всегда дружила и никогда не убежала , давайте бережно относиться к воде.