Submitted by Екатерина Игоревна Кавзович on Tue, 22/08/2017 - 00:01
Конспект урока «Музыкальное путешествие в Австрию»
Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Игоревна, и сегодня урок музыки у вас проведу я. Давайте улыбнемся друг-другу. От ваших улыбок в классе стало ярче и уютнее. Я желаю вам, чтобы с сегодняшнего урока вы ушли с новыми впечатлениями, открытиями и в хорошем настроении.
А начнем мы наш урок с музыкального приветствия «Звонкий звонок зовет на урок».
Сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие. Перед вами лежат ваши маршрутные листы, давайте в них посмотрим и определим, так в какую же страну мы отправимся?
Дети: В Австрию!
Да ребята, вы правы. И даже билеты для нашего путешествия уже готовы, но для того, чтобы они стали действительны, мы должны с вами прописать на них цель нашей поездки в Австрию. Давайте вместе подумаем, с какой же целью мы отправляемся в эту страну?
Дети: Познакомиться с музыкой Австрии, ее композиторами и их произведениями.
(прописываем цель на билете)
Ну вот, теперь все готово! И первый город, который мы с вами посетим – Вена (Слайд). Это один из самых красивых и музыкальных городов мира. Вена известна своим крупнейшим в мире оперным театром (слайд) и потрясающими концертными залами (слайд).
А еще, именно в Вене более 300 лет назад зародился замечательный танец, для которого характерен такой ритм (наигрываю ритм вальса). Как вы думаете, а каком танце идет речь?
Дети: Вальс.
Вальс (слайд) – от нем. слова «вальцен» - кружить. Популярность танца быстро росла и на рубеже 18 и 19 веков он распространился по всей Европе.
Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали «королем вальса», может вы мне подскажите кого?
Дети: Иоганна Штрауса.
Иоганн Штраус – австрийский композитор. Сейчас в Вене находится музей Штрауса и прекрасный памятник (слайд).Произведения Штрауса глубоко национальны, они опираются на мелодии и ритмы австрийской народной музыки. Современники называли вальсы Штрауса «патриотическими песнями без слов». Штраус писал различные музыкальные произведения: польки, галопы, оперетты, но наиболее популярными стали вальсы штрауса, и названия у них очень красивые: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Веского леса», «Весенние голоса».
Сейчас мы с вами прослушаем Вальс «Весенние голоса».
После прослушивания вы мне ответите: какие краски несет в себе эта музыка? Почему Штраус назвал ее «Весенние голоса».
Слушание 1. (ответы детей)
Но наше путешествие должно продолжаться, а чтобы вернуться в Вену еще раз, давайте каждый из вас посадит свой весенний музыкальный цветок в этом городе, который вас будет там ждать. И однажды вы обязательно вернетесь в Вену!
Пластическое интонирование «Цветок»
А наше путешествие продолжается! И следующий город, в который мы отправимся (посмотрите на карту) Зальцбург.
Ребята, почти 200 с лишним лет назад в Зальцбурге умирал старый слепой повар. Он всю жизнь работал и ослеп от жара печей. В его маленьком деревянном домике были хромые скамейки, грубый стол, кровати и единственное богатство – фортепиано. Старик жил с 18 летней дочерью Марией. Вот Мария умыла своего отца, надела на него чистую рубаху. А старик говорит: «Мария, я хочу перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы я исповедовался. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, выбежала в сад и остановилась. Вместе с ней в комнату вошел молодой, худой человек.
Он поправил парик и сел, пристально посмотрел на старика.
«Говорите!- сказал он. – Может быть, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старик рассказал о том, что когда -то, когда заболела его жена Марта, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал накормить ее сливками, ягодами.
Тогда он украл из сервиза графини,у которой работал, золотое блюдце, разбил его, продал. «Ах, если б я знал, что это не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть! Я ведь учу свою дочь даже пылинку не трогать с чужого стола»,- заплакал он.
«То, что вы совершили, зачтется вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю», - сказал молодой человек.
-Я хочу, чтобы кто-нибудь заботился о моей Марии.
- Я сделаю это. А еще чего хотите вы?
-(Улыбнулся) Я хотел бы увидеть свою Марту такой молодой и красивой как в молодости. Увидеть солнце, сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь, не сердитесь за глупые слова.
-Хорошо, - сказал незнакомец, подошел к фортепиано и сел перед ним на табурет. – Слушайте и смотрите!
И он заиграл... (Дети слушают это музыкальное произведение через музыкальный центр Фантазия ре-минор) Вот перестал играть. Но несколько минут еще просидел перед клавесином, как будто он заколдован собственной музыкой. Незнакомец подошел к старику. Старик сказал: - Я видел все так ясно, как много лет тому назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!.
Какую роль сыграла музыка? Можно ли ее назвать главным героем?
Не говоря ни слова, музыка рассказала обо всем, ведь она не нуждается в словах, она не имеет границ и понятна всем.
Задание: Из предложенных вариантов выбрать название произведения, которое сыграл Моцарт.
1) Мелодия
2) Счастье
3) Фантазия
Моцарт удивительный композитор, и жизнь этого композитора была очень интересной ( рассказ о Моцарте).
(показываю слайд «памятник Моцарту»).
Сегодня мы с вами посмотрим и послушаем 40 симфонию 1 часть в исполнении симфонического оркестра. После прослушивания вы мне ответите: о чем рассказывает эта музыка?
Слушание 2 Моцарт симфония № 40 часть 1
Дети: музыка рассказывает о человеческой жизни, и может быть о жизни самого Моцарта. Показывает нам любовь к жизни, стремление.
Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждом столе лежат таблицы-эпитетов. Сейчас вы прослушаете фрагмент симфонии еще раз и выберите из этой таблицу эпитеты, наиболее верно характеризующее прослушанную музыку.
Слушание 2 Моцарт симфония № 40 часть 1
Работа в парах. Ответы.
Вы отлично справились с этим заданием. А наше с вами путешествие подходит к концу. И нам пора возвращаться домой, а чтобы время в дороге пролетела быстрее (креплю на доску часы), мы с вами потанцуем.
Танец «Часики»
Вот мы снова в городе Минске – в самом сердце Беларуси . Думаю ребята, вы согласитесь, что в какой бы стране мы не были, нам всегда будет хотеться вернуться на Родину, где наша семья, наши корни и наши друзья. И сегодня на уроке мы вместе с вами разучим замечательную песню, которая так и называется «Сердце Беларуси».
Пение «Сердце Беларуси»
Вот и подошел наш урок к концу. Скажите ребята, так в какую страну было наше сегодняшнее музыкальное путешествие? Имена каких композиторов вы узнали? Какие написанные ими муз. произведения мы слушали?
Существуют ли границы между государствами, которые могут помешать нам понять и полюбить музыку другого народа?
Дети: нет, для музыки нет границ. Язык музыки интернационален и понятен любому человеку, живущему на земле.
Рефлексия.
А теперь давайте возьмем в руки наши билеты и посмотрим, какой же была цель нашего путешествия?