Размещено: Елена Геннадьевна Гранкина - сб, 19/08/2017 - 23:48
Тема НОД: «Неожиданная встреча»
Цель: Формирование начальных экологических представлений у детей младшего возраста.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить представление детей о характерных признаках зимы;
-уточнить и расширить знания детей о снеге, его свойствах;
- познакомить с зимними явлениями в природе;
-актуализировать знания детей, почему при изменении температуре снег изменяет свои свойства;
- развивать у детей умение различать геометрические фигуры, умение находить снежинку с такой же фигурой, ориентироваться в пространстве;
- развивать умение создавать композицию со снежинками способом аппликации, аккуратно наклеивая готовые формы на бумагу;
Развивающая:
- развивать зрительное внимание и восприятие, познавательные интересы, внимание, наблюдательность;
Воспитывающая:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитание любви к природе;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- способствовать проявлению у детей живого интереса к явлениям и объектам природы.
Предварительная работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе зимой: снегопад, метель, поздний восход и ранний заход солнца.
Наблюдение за деревьями и кустарниками, за зимующими птицами.
Беседы о характерных признаках начала зимы, о приспособлении диких животных к зиме.
Чтение стихов о зиме, загадывание загадок о диких животных, о птицах.
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.
Работа с календарем природы.
Работа с родителями: консультация для родителей «Наблюдения с детьми зимой».
Материалы и оборудование: Большое яйцо из папье-маше, игрущка – Лунтик, сюжетные картинки из серии «Времена года» для дидактической игры «Что лишнее?», тарелочки со снегом (по числу детей), два подноса со снегом (мокрым и сухим), два таза (с холодной и горячей водой), три больших снежинки с наклеенными геометрическими фигурами (кругом, квадратом и треугольником), три обруча, маленькие снежинки по числу детей с наклеенными геометрическими фигурами (кругом, квадратом и треугольником), зимний пейзаж, клей, кисти, маленькие снежинки по 2 на каждого ребенка, салфетки, подставки под кисти, веселые и грустные снежинки, теплая одежда для Лунтика.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро ребята! Какое у вас хорошее настроение! Сейчас мы посмотрим, готовы ли вы к занятию.
Психогимнастика «Мы готовы»
Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)
Да! (смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
Давайте улыбнемся друг другу.
Основная часть.
Введение в тему НОД
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня...
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Правильно, мы сегодня будем говорить о зиме.
Игровая мотивация.
Воспитатель обращает внимание детей на большое яйцо.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это?
Ответ детей: Это яйцо.
Воспитатель: Ребята, яйцо необычное, смотрите, оно шевелится!
(Из яйца появляется Лунтик).
Лунтик: Привет! Я родился.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком.
Дети: Здравствуй, Лунтик!
Лунтик: Ой, а куда это я попал?
Воспитатель: Лунтик, ты попал в детский сад. Мы сейчас с ребятами будем говорить о зиме.
Лунтик: А что такое «зима»?
Воспитатель: Зима – это такое время года.
Лунтик: Ребята, а вы расскажите мне о зиме?
Воспитатель: Конечно, расскажем, правда, ребят? Садитесь поудобнее и расскажите Лунтику, что такое зима.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?» (с сюжетными картинками)
Воспитатель: Ребята, на столе лежат картинки. Вы должны выбрать только те, на которых изображена зима и рассказать нашему гостю, Лунтику, что бывает зимой.
(Дети по одному выбирают нужную картинку, показывают ее Лунтику и рассказывают, что бывает зимой).
Ответы детей: Зимой идет снег.
Зимой светит солнце, но не греет.
Зимой реки покрыты льдом.
Деревья зимой стоят без листьев.
Зимой зайчик становится белым.
Медведь зимой спит в берлоге.
Зимующим птицам взрослые и дети насыпают корм в кормушки.
Люди надевают теплую одежду.
Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, лепить снеговика.
Воспитатель: Ребята, а почему вы не выбрали вот эту картинку?
Ответ детей: На этой картинке дети купаются в реке. Такого зимой не бывает.
Лунтик: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что бывает зимой.
Игра на внимание «Что мы делаем зимой».
Воспитатель: А сейчас мы с Лунтиком поиграем в игру «Что мы делаем зимой». Ребята, внимательно слушайте стихотворение. Если мы это делаем зимой, то хлопайте в ладоши, а если этого зимой не бывает, тогда - топайте.
- Зимой в снежки с друзьями играем? - хлоп-хлоп
- А, может, зимой грибы собираем? - топ-топ
- На санках с гор катаемся?
- А в речке зимой купаемся?
- Лыжи будем доставать?
- А кораблики пускать?
- Шубы одеваем?
- Или загораем?
- На каток несем коньки?
- И плетем в лесу венки?
- Красавицу-елку наряжаем?
- И спелую землянику собираем?
- Зима – отличная пора?
- Отвечайте громко «да!»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы – очень внимательные!
Экспериментальная деятельность
Лунтик: Я понял, зимой холодно и много снега. А что такое снег?
Воспитатель: Сейчас мы тебе Лунтик не только расскажем, но и покажем снег. Ребята, подойдите к столу. Покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки — холодные или теплые?
Ответ детей: Ладошки теплые.
Воспитатель: Что лежит у вас на тарелочках?
Ответ детей: Снег.
Воспитатель: Какого цвета снег?
Ответ детей: Снег белого цвета.
Воспитатель: Потрогайте его пальчиками. Какой снег?
Ответ детей: Холодный.
Воспитатель: Лунтик и ты потрогай снег. Чувствуешь какой он холодный?
Лунтик: И правда, снег холодный, у меня даже пальчики замерзли!
Воспитатель: Ребята, а чтобы наши ручки не замерзли, что мы должны надевать на прогулку?
Ответ детей: На ручки надо надевать варежки.
Воспитатель: Правильно, чтобы ручки не замерзли, мы должны надевать варежки. А теперь, ребята, положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом?
Ответ детей: Он тает.
Воспитатель: Что вы видите у себя на ладошке?
Ответ детей: Воду.
Воспитатель: Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем делать со снегом?
Ответ детей: Лепить снежки, снеговика.
Воспитатель: Из снега мы можем слепить что угодно. Но не всегда это получается! Посмотрите, на одном подносе лежит сухой снег, а на другом подносе влажный.
Воспитатель: Лунтик, попробуй слепить комок из сухого снега. Получается?
Лунтик: Ни чего не получается. Снег рассыпается.
Воспитатель: Анечка и Артем, попробуйте слепить из сухого снега. У вас получилось?
Ответ детей: Тоже не получается.
Воспитатель: А теперь, Лунтик, попробуй слепить из мокрого снега. Получается?
Лунтик: Ура! Получилось!
Воспитатель: Милена и Арсений, попробуйте слепить комочек из мокрого снега. У вас получилось?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: В морозную погоду снег сухой, поэтому лепить не получается, а когда на улице теплеет, то и снег становится мокрым и из него хорошо лепить снежки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоят тазики с водой. Опустите пальчик в белый тазик. Какая здесь вода?
Ответ детей: Здесь вода холодная.
Воспитатель: Теперь опустите пальчик в зеленый тазик. Какая вода в зеленом тазике?
Ответ детей: В этом тазике вода горячая.
Воспитатель: Настя и Вова, возьмите немного снега. Настенька, положи свой комочек в тазик с холодной водой, а ты, Вова, свой комочек снега - с горячей. Ребята, посмотрите, чей комочек растаял быстрее?
Ответ детей: Вовы.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
Ответ детей: У Вовы вода горячая.
Лунтик: Я понял: в холодной воде снег тает медленно, в горячей воде снег тает быстро.
Воспитатель: Зимой на улице холодно, поэтому снег лежит на земле и не тает. А когда пригревает солнышко, становится теплее, то и снег начинает таять и превращается в воду.
Подвижная игра «Найди такую же снежинку».
Лунтик: Мне очень понравилось играть со снегом. Ребята, скажите, из чего состоит снег?
Ответ детей: Из снежинок.
Воспитатель: Правильно, ребята, снег состоит из снежинок. Посмотрите сколько снежинок у меня?
Ответ детей: Много.
Воспитатель: Протяните ладошку, и на нее упадет снежинка.
Рассмотрите свои снежинки. Они все разной формы. Так и в природе не бывает похожих снежинок. На каждой снежинке есть геометрическая фигура. Лунтик, скажи, какая фигура на твоей снежинке?
Лунтик: Треугольник.
Воспитатель: Дима, какая фигура на твоей снежинке?
Дима: Круг.
Воспитатель: Ангелина, а у тебя какая фигура?
Ангелина: Квадрат.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на ковре лежат обручи. В каждом из них находится снежинка. У них в серединке тоже есть геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник. А теперь внимательно послушайте правила игры. Когда звучит музыка, вы со своими снежинками кружитесь, летаете. Как только музыка закончится, вы должны подбежать к обручу, в котором лежит снежинка такой же формы, что и у вас.
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, а давайте Лунтику на память картину подарим. Смотрите, здесь изображена лесная полянка. Давайте ее снежинками украсим. Садитесь за столы.
Воспитатель: Сейчас вы приклеите вашу снежинку на картину в том месте, где ей больше всего понравится.
Воспитатель: Тихо падают снежинки. Одна на одну. И на дерево упали снежинки, тепло укрыли его. И под дерево – корни укутали, чтоб не замерзли. Спи спокойно, дерево. И елочке будет тепло под пушистыми снежинками.
Всю землю укроем снежным одеялом. Тепло. Уютно. Не холодно теперь земле, деревьям, не страшны им морозы.
Воспитатель: Красивая у нас картина получилась?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Лунтик, это тебе подарок, чтобы ты на нее смотрел и любовался.
Лунтик: Спасибо ребята, за подарок!
Заключительная часть, рефлексия.
Воспитатель: Лунтик, теперь ты понял, что такое «зима»?
Лунтик: Да, зима – это много-много снега, целые сугробы. Это мороз и вьюга, снежная метель. Солнце почти не греет. Люди одеваются в теплую зимнюю одежду, звери в лесу прячутся в свои жилища, хорошо питаются, чтобы не замерзнуть. Зимующие птицы прилетают к кормушкам, клюют корм, насыпанный для них взрослыми и детьми.
Воспитатель: Молодец, Лунтик, все запомнил. Теперь ты знаешь, что такое зима. Ребята, понравилось вам играть с Лунтиком? Подойдите к столу и выберите ту снежинку, которая показывает ваше настроение. Подарите ее Лунтику.
Лунтик: Спасибо, ребята. Очень много веселых снежинок. У меня тоже хорошее настроение, я хочу играть с вами в снежки, кататься на санках и лепить снеговика! Вы возьмёте меня с собой на прогулку?
Ответ детей: Возьмём!
Воспитатель: Конечно, возьмем, но чтобы ты не замерз, нужно одеться.
(Воспитатель вместе с детьми помогают одеваться Лунтику и собираются на прогулку).